Инвестиционная политика государства: направления и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов.
Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России.
Провести анализ инвестиционных процессов в РФ.
Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5
1.1 Сущность инвестиционной политики 5
1.2 Основные принципы инвестиционной политики 9
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ 17
2.1 Методы государственного регулирования инвестиционной политики 17
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ 22
2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России 28
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

Основным  законом, призванным регулировать деятельность иностранных инвесторов в РФ, является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ).

Федеральный закон « Об иностранных инвестициях  в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Одним из методов государственного регулирования  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является развитие финансового лизинга  в РФ. Правовое регулирование лизинговых отношений осуществляется ГК РФ ФЗ РФ «О лизинге» 1998 г.

Важнейшей составной частью инвестиционной деятельности являются вложения в ценные бумаги.

В России основными источниками правового  регулирования инвестиционной деятельности в сфере обращения ценных бумаг являются: ГК РФ; Федеральные законы РФ «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О рынке ценных бумаг» (22.04.1996 г.) (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2009 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2010 г.), « защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 09.12.2002 № 162-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ); Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» (в редакции Федеральных законов от 18 сентября 1995 г. № 158-ФЗ, от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 декабря 2003 года).

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2009 № 334-ФЗ) направлен на стимулирование развития институтов коллективного инвестирования в России, привлечение в российскую экономику средств, прежде всего внутренних инвесторов – граждан страны.

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Механизм  государственного регулирования инвестиционными  процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три  группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы. [6, C. 83]

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое  финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование.

Существенный  канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством. Важнейшей функцией государства наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных ресурсов, является создание мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе. Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется наиболее эффективным в какой-то ситуации. И каждый их них не всегда срабатывает в тех или иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.[4, C.219]

В первой модели акцент делается главным  образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основным становится преодоление, недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, но мы классифицируем их по основной стимулирующей мере, вокруг которой группируются остальные.

Привлечение иностранных инвестиций зависит  и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства РФ

На  Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация рабочих групп при Консультативном совете; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.

Кроме того, при Минэкономики России для  улучшения управления инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры:

  1. Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний.
  2. Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия.
  3. Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза.

С целью обеспечения иностранных  инвесторов информацией о состоянии инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике.

2.2 Оценка инвестиционной ситуации  в РФ

Основными показателями, характеризующими состояние  инвестиционной деятельности, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа».

В 2010 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2009 г. наблюдается значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2010 г. составил 5,6% против 8,1% в 2009 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1%.

На  фоне финансового кризиса в ноябре 2010 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре – на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2009 г.

В структуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2010 г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2010 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года. [16]

Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видам основных фондов пришлись на 4 квартал 2010 г. (табл.1.).

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2009-2010 гг., % к итогу

Показатели

2009

2010

В том числе

Январь-сентябрь

Октябрь-ноябрь

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

В том числе по видам основных фондов жилища

7,5

7,5

7,6

7,3

Здания и сооружения

50,1

52,4

51,3

54,2

Машины и оборудования, транспортные средства

34,8

33,0

33,6

32,0

Прочие

7,6

7,1

7,5

6,5


Источник: [http://www.gks.ru/]

Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2010 г. составили 414,1 млрд. руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2009 г.[15]

С замедлением темпов роста экономики  наблюдается изменение роли бюджетных  средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (Приложение 1).

В 2010 г. Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта.

По  итогам 2010 г. введён 371 объект, при этом 301 стройка на полную мощность, и на 70 объектах осуществлён частичный ввод мощностей.

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и специального комплексов (75,7%), а ниже среднего – социального комплекса (57,1%) (Приложение 2). Развитие этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала.

В территориальном разрезе в 2010 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего (табл.2.).

 

 

 

Таблица 2

Лимит государственных инвестиций и их фактическое использование  за счёт всех источников финансирования по федеральным округам

Федеральный округ

Лимит государственных инвестиций, выделенных из федерального бюджета на 2010 г., млрд. руб.

Фактически использовано за счёт средств всех источников финансирования

Млрд. руб.

% от лимита на год

РФ, всего:

391,5

285,9

63,7

Центральный

151,6

76,8

47,3

Северо-Западный

82,5

83,4

76,1

Южный

52,9

51,8

84,0

Приволжский

20,6

17,5

81,4

Уральский

20,1

11,6

53,7

Сибирский

23,1

18,2

75,3

Дальневосточный

40,7

26,5

55,5

Информация о работе Инвестиционная политика государства: направления и перспективы