Инвестиционная политика государства: направления и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов.
Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России.
Провести анализ инвестиционных процессов в РФ.
Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5
1.1 Сущность инвестиционной политики 5
1.2 Основные принципы инвестиционной политики 9
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ 17
2.1 Методы государственного регулирования инвестиционной политики 17
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ 22
2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России 28
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

Источник: [http://www.minfin.ru/]

Принципиально новым моментом экономического роста  в последние годы был сдвиг  от финансирования инвестиций в основной капитал за счёт собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлечённых средств. По итогам 2009 г. на долю привлечённых средств приходилось 59,6% общего объёма инвестиций в основной капитал. По итогам 2010 г. доля привлечённых средств в структуре источников финансирования инвестиций составила 60,0%, что соответствовало показателю предыдущего года.

Развитие  этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала. До последнего времени низкая реальная стоимость кредитных ресурсов обусловливала расширение круга предприятий-заёмщиков. Среди факторов, влияющих на динамику кредитов и других заёмных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, по итогам 2010 г. составила 3,3% общего объёма инвестиций в основной капитал, в том числе средства населения – 1,5%.

Следует обратить внимание на особенности участия  иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. Повышение доли зарубежных инвестиций и роста участия иностранных банков в финансировании инвестиций в основной капитал в российской экономике наблюдалось с 2000 г. В январе-сентябре 2010 г. в общем объёме инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составили 5,2%, а доля кредитов иностранных банков повысилась до 1,7% против 1,1% в аналогичный период предыдущего года.

В отличие от предыдущих лет в 2010 г. зафиксировался чистый отток капитала и иностранных инвестиций. По предварительной оценке ЦБ России, в 4 квартале 2010 г. чистый вывоз частного капитала составил 130,5 млрд. долл. (Приложение 3).

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической  деятельности на протяжении 2010 г. произошли довольно существенные сдвиги (Приложение 4). По итогам 2010 г. темпы инвестиций в промышленность сохранились в области положительных значений, в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства – 7,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 11,3%. При этом отметим, что повышение концентрации инвестиционных ресурсов в январе-сентябре 2010 г. в промышленности до 44,1% общего объёма инвестиций в экономику в 4 квартале сменилось сокращением масштабов инвестиционной деятельности в добывающем и обрабатывающем производствах, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате доля инвестиций в основной капитал в экономику за период октября-декабря составила 38,4%.

По  сравнению с 2009 г. фиксировалось сокращение инвестиций в строительство на 8,3%, торговлю – на 4,4% и связь – на 4,9%. Инвестиции в транспорт за счёт железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую динамику – 112,4% к 2009 г.[15]

Рассмотрим динамику поступления  иностранных инвестиций в Россию.

В 2010 г. в РФ поступило 103,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 14,2% ниже аналогичного показателя 2009 г.

Распределение иностранных инвестиций по основным отраслям российской экономики представлено в Приложении 5.

В географической структуре иностранных  инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2010 г., сохранили свои позиции в качестве крупных экспортёров капитала в РФ Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия и Люксембург. По итогам 2010 г. наибольший объём (19,9 млрд. долл., 19,1% общего объёма иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период) был направлен с Кипра, из Великобритании в РФ поступило 14,9 млрд. долл. (14,4%), из Нидерландов – 14,5% млрд. долл. (14,0%).

Наибольший  рост инвестиций в 2010 г. отмечен из Германии – в 2,1 раза по отношению к 2009 г. В то же время инвестиции с Кипра снизились на 3,9%, Франции – на 8,0%, США – на 2,3%. В наибольшей степени сократились вложения из Ирландии – на 43,9%, Великобритании – на 43,3%, Люксембурга – на 38,6%, Нидерландов – на 22,4%.[16]

Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчёте на один регион здесь ниже среднероссийского.

Активизация инвестиционной политики регионов в  условиях рыночных отношений в России вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.

2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России

Инвестиционная  политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

  • экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  • величиной имеющегося производственного потенциала;
  • географическим местонахождением;
  • природно-климатическими условиями;
  • привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

  • создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
  • определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
  • создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
  • обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная  инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Реализация  инвестиционных проектов в большинстве  случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора – это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать. [5,C. 58 – 64]

В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

  • принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;
  • приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;
  • существование рынка производственных площадок;
  • наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
  • налоговые льготы и условия их получения;
  • порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

Российская  практика показывает, что практически  в каждом регионе есть структуры  и должностные лица, ответственные  за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.[8, C. 107]

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.[4, C. 135]

Регионам  необходимо разработать стратегии  привлечения инвестиций. Стратегия  привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка  и реализация стратегии привлечения  инвестиций предполагает:

  • создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;
  • экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее  распространенными видами налоговых  льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).[10, C. 87]

В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот.

Наилучшие решения:

  1. Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона.
  2. Увязка срока предоставления налоговых льгот с расчётным сроком окупаемости проекта.

Важным  элементом также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.

В отношении величины арендной платы  за землю наилучшими решениями являются:

  1. Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчёта величины арендной платы в зависимости от категории земель.
  2. Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%.
  3. Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

В целом, можно сформулировать следующие  рекомендации в части регулирования земельных отношений:

    1. Законодательное регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов.
    2. Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет).
    3. Регулирование земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов.
    4. Прозрачные для инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю.
    5. Освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.[2, C. 231]

Итак, в регионе должна быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение  привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

Одним из перспективных направлений в  инвестиционной деятельности – создание региональных инвестиционных фондов.

Информация о работе Инвестиционная политика государства: направления и перспективы