Инвестиционная политика государства: направления и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов.
Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России.
Провести анализ инвестиционных процессов в РФ.
Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5
1.1 Сущность инвестиционной политики 5
1.2 Основные принципы инвестиционной политики 9
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ 17
2.1 Методы государственного регулирования инвестиционной политики 17
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ 22
2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России 28
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

Согласно  теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться в  инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие:

  • государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;
  • на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации;
  • необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов;
  • наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность;
  • разработка и применение единых общероссийских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению.

Для проведения эффективной муниципальной  инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

  • оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
    • формирования и реализации стратегии регионального развития;
  • разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
  • формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
  • разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
  • формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

При разработке инвестиционной политики предприятия  необходимо придерживаться следующих  принципов:

  • нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
    • учет инфляции и фактора риска;
    • экономическое обоснование инвестиций;
  • формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
  • ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
  • выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет  этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов  при разработке инвестиционной политики предприятия.

В современных условиях эффективная  инвестиционная политика должна строиться  в развитии четырех базовых принципов [5,6]:

  • совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
  • осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
  • организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
  • осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.  

С учетом необходимости преодоления  дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
  • значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Термину «инвестиционная деятельность»  можно дать широкое и узкое  определение. По широкому определению  инвестиционная деятельность – это  деятельность, связанная с вложением  средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). Подобная трактовка содержится в  Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По узкому определению инвестиционная деятельность, или иначе собственно инвестиционная деятельность (инвестирование), представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения. [8, C. 33]

Движение  инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии «инвестиционные  ресурсы – вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия «вложение средств – результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществлённых затрат и получение дохода в результате исследования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи.

С одной стороны, экономическая деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует  мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.

При вложении капитальных ценностей  в реальный экономический сектор с целью организации производства движение инвестиций на стадии окупаемости затрат осуществляется в виде индивидуального кругооборота производственных фондов, последовательной смены форм стоимости. В ходе этого движения создаётся готовый продукт, воплощающий в себе прирост капитальной стоимости, в результате реализации которого образуется доход.

Инвестиционная  деятельность является необходимым  условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. В свою очередь деятельность в сфере производства создаёт предпосылки для новых инвестиций. С этой точки зрения любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы инвестиционной и основной деятельности. Выступая на поверхности явлений как относительно обособленные сферы, инвестиционная и основная деятельность, тем не менее, представляют собой важнейшие взаимосвязанные составляющие единого экономического процесса.

Движение  инвестиций, в ходе которого они  последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации  инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл. Это движение носит постоянно повторяющийся характер, поскольку доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской деятельности, всякий раз распадается на потребление и накопление, являющееся основой следующего инвестиционного цикла.

Анализ  инвестиций должен осуществляться только на основе воспроизводственного подхода, предполагающего их рассмотрение в динамике, а не на основе вычленения и фиксации в качестве объекта исследования отдельных стадий их движения.

С позиций структурного анализа инвестиции как объект исследования можно рассмотреть  в единстве следующих основных элементов: субъектов, объектов и собственно экономических  отношений.

Объектами инвестиционной деятельности являются все виды финансовых инструментов, материально-производственной, интеллектуальной, лицензионной, арендной и любой другой деятельности.

Субъектами  инвестиционной деятельности являются её прямые и косвенные участники: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестирования, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, фондовые биржи и другие структуры. Все они могут выступать как физические и юридические лица, включая иностранные, а также как государственные и международные организации.

В качестве инвестора могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным  или муниципальным имуществом или  имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Субъекты  инвестиционной деятельности вправе совмещать  функции двух или нескольких участников. Так, инвесторы, наряду с ролью вкладчиков, могут выступать одновременно в роли заказчиков, кредиторов, покупателей и других участников инвестиционного процесса.[3, C. 97]

Заказчиками (инвеститорами) могут быть как сами инвесторы, так и любые другие физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность остальных участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними. Если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим законодательством.

Пользователями  объектов инвестиционной деятельности могут быть как сами инвесторы, так  и другие физические и юридические  лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых осуществлена инвестиционная деятельность. Если пользователь не является инвестором, взаимоотношения между ними определяются договором об инвестировании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Анализ инвестиционной политики в  РФ

2.1 Методы государственного регулирования инвестиционной политики

Государство регулирует свою, в том числе и  инвестиционную, деятельность, законодательно. В частности Российская Федерация рассматривает инвестиционное регулирование по уровням управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне законодательной власти имеются законы регулирующие, в той или иной степени, инвестиционную деятельность: Конституция РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Региональные законодательные акты, Местные законодательные акты.

Выделим основные законы, призванные регулировать инвестиционную деятельность в РФ.

В 1999 г. Принят ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.06 № 232-ФЗ, от 24.07.2009 № 215-ФЗ). Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Информация о работе Инвестиционная политика государства: направления и перспективы