Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику казначейского исполнения бюджета. Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература. В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.
Введение 3
1 Сущность, задачи и принципы организации деятельности казначейства 6
2 Становление и особенности функционирования казначейства в республике беларусь 12
2.1 Исторические аспекты становления казначейства в Республике Беларусь 12
2.2 Особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь 15
2.3 Механизм исполнения бюджета 19
3 Совершенствование деятельности органов казначейства в республике беларусь и перспективы развития 27
3.1 Исполнение республиканского бюджета за 2008-2010 годы 27
3.2 Пути повышения качества исполнения бюджета Республики Беларусь 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Исполнение бюджета, как финансового плана страны на протяжение всей истории было актуальной проблемой.
В XV в., период правления на Руси Ивана III (1462—1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно—хозяйственный характер, к государственному управлению. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы — службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.
Приказная система управления просуществовала до конца XVII века.
В XVII в по указу царя Алексея Михайловича был образован Счетный приказ — высший финансово—контрольный орган. Приказы учреждены были не только в столице, но и в разных территориях.
В период царствования Петра I (1682—1725 гг.) вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово—экономический характер. Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую — коллегиальную систему управления.
В
эпоху же правления императрицы
Елизаветы Петровны, несмотря на внешне
благополучное состояние
Александр I (1801—1825 гг.) вносит в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1821 году, в результате министерской реформы, ведомство Государственного казначея было включено в состав Министерства финансов и получило название — Департамент Государственного казначейства. В Российской Империи окончательно складывается четкая структура органов казначейства — от центрального (департамента государственного казначейства) до местных (губернских и уездных).
Александр II (18855—1881 гг.) провел реформирование финансовой системы страны. В это время воплощаются в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Теперь все доходы государства сосредоточиваются в кассах министерства финансов, на которые всецело возлагаются и обязанности по осуществлению расходов. В исполнении бюджета все большую роль начинают играть коммерческие банки и образованный в 1860 г. государственный Банк. Одновременно значительно возрастают роль и функции казначейств.
Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства.
И сегодня вопросы тема «Казначейство и его роль в управлении финансами» продолжает оставаться актуальной.
Объект исследования — общественные отношения в сфере организации казначейского исполнения бюджета.
Предмет исследования — нормативные правовые акты, научные исследования, учебные материалы и материалы периодической печати, посвященные проблематике казначейского исполнения бюджета.
Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику казначейского исполнения бюджета.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить сущность, задачи и принципы организации деятельности казначейства;
— рассмотреть процессы становление и особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь;
— показать пути совершенствование деятельности органов казначейства в Республике Беларусь и перспективы развития.
Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература.
В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.
Структурно
изложение материала
Исполнение государственного бюджета занимает главное место в бюджетном процессе и является той стадией, где выявляются результаты всей проделанной работы в процессе составления, рассмотрения, утверждения бюджета, осуществляются мероприятия по формированию и использованию финансовых ресурсов, предназначенных для реализации задач и функций государства [20, с. 17].
В настоящее время термин «исполнение бюджета», несмотря на его широкое применение в экономической литературе и в нормативно—правовых актах, однозначного определения и толкования содержательного аспекта не имеет.
Финансово—кредитный энциклопедический словарь дает следующую трактовку: «Исполнение бюджета — завершающая стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется формирование и использование бюджетного фонда. Основная задача — обеспечение полного и своевременного поступления налоговых и неналоговых доходов, осуществление заимствований, а также своевременное и в соответствии с целевым назначением финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных назначений и в течение текущего финансового года» [4, с. 8].
Данная трактовка, на мой взгляд, не полно отражает содержание исполнения бюджета, так как на данной стадии бюджетного процесса, помимо формирования и использования бюджетных средств, осуществляются расчеты между бюджетами, обслуживание государственного долга, предоставление бюджетных кредитов и ссуд и другие операции. Кроме того, нельзя согласиться с утверждением, что исполнение бюджета — это завершающая стадия бюджетного процесса, поскольку последним этапом данного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении соответствующего бюджета.
Г. Б. Поляк приводит следующее определение: «Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств» [9, с. 37].
В данном определении присутствуют признаки исполнения бюджета, имевшие место в вышеизложенном определении, однако, кроме этого, автор приводит перечень субъектов, участвующих в этом процессе.
Близкую по смыслу трактовку приводит М. Л. Седова, которая считает, что «исполнение бюджета — это центральная стадия бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов власти и местного самоуправления в форме бюджетного фонда» [9, с. 37].
И. Г. Акперов определяет исполнение бюджета как «процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года». Анализируя это определение, следует отметить, что в настоящее время необходимо, чтобы на данной стадии бюджетного процесса обеспечивалось не только финансирование организаций и учреждений, но и осуществлялись другие запланированные в бюджете расходы [9, с. 38].
В своей научной работе Б. Н. Теребиленко определяет исполнение бюджета как «процесс получения доходов и осуществления расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете, который включает: прогнозирование исполнения бюджета, управление средствами, управление доходами, оперативное планирование исполнения бюджета, управление расходами, управление долгом, осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности об исполнении бюджета». Такая трактовка определяет не только цели и задачи исполнения бюджета, но и конкретизирует стадии данного процесса, в ходе выполнения которых могут быть выявлены резервы дополнительных доходов и пути эффективного использования бюджетных средств [9, с. 39].
Сравнение понятия «исполнение бюджета», приведенное в разных научных трудах, позволяет сделать вывод, что у авторов присутствует общий подход к определению содержания исполнения бюджета как центральной стадии бюджетного процесса, на которой происходит формирование и использование финансовых ресурсов государства. Однако, на наш взгляд, наиболее точным, полным и отражающим суть данного процесса является определение, которое дает Б. Н. Теребиленко, поскольку механизм исполнения бюджета не должен ограничиваться только задачей полного и своевременного поступления доходов и финансирования расходов, но и должен иметь возможность выявлять способы повышения оперативности мобилизации доходов и экономности использования бюджетных средств.
На основе проведенного анализа понятия «исполнение бюджета», с нашей точки зрения, исполнение бюджета, являясь стадией бюджетного процесса, представляет собой совокупность процедур по прогнозированию поступлений доходов, планированию и анализу поступлений, межбюджетному распределению доходов, осуществлению санкционирования, финансирования и расходования бюджетных средств, кассовому планированию бюджетных средств, обслуживанию госдолга, предоставлению бюджетных кредитов и ссуд и осуществлению их возврата, ведению учета и отчетности, осуществлению предварительного, текущего и последующего контроля, в процессе выполнения которых обеспечивается реализация задач и функций государства [9, с. 40].
Наряду с понятием «исполнение бюджета» в экономической литературе встречается термин «кассовое исполнение бюджета». Сегодня отсутствие четкого разграничения этих понятий приводит к терминологической путанице, а нередко и подмене одного понятия другим. Существующее положение требует исследования данного понятия.
Вопросы кассового исполнения бюджета в научной литературе неоднократно освещались в различные исторические периоды. Так, М. К. Шерменев определяет кассовое исполнение бюджета как организацию и осуществление расчетно—кассовых операций по исполнению бюджета. При этом под расчетно—кассовыми операциями понимается прием денежных средств, поступающих в качестве доходов бюджета, зачисление их на текущие счета, выдача бюджетных средств со счетов и их учет. Близкая по смыслу трактовка изложена в финансово—кредитном энциклопедическом словаре, где под кассовым исполнением бюджета понимается «организация и осуществление приема, хранения и выдачи бюджетных средств в процессе исполнения бюджета» [9, с. 41].
М. Л. Седова также отмечает, что «кассовое исполнение бюджета состоит в осуществлении приходно—расходных операций и операций по хранению бюджетных средств».
Таким образом, исходя из вышеприведенных определений следует, что кассовое исполнение бюджета представляет собой процедуры по приему денежных средств, поступающих в качестве доходов соответствующих бюджетов, зачислению их на счета бюджетов в процессе межбюджетного регулирования, хранению и выдаче бюджетных средств, отражению данных операций в учете, составлению отчетности по кассовому исполнению бюджета [9, с. 42].
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что понятие «исполнение бюджета» не тождественно «кассовому исполнению бюджета», которое является только составляющей указанного понятия. «Исполнение бюджета», помимо операций, присущих «кассовому исполнению бюджета», предполагает осуществление операций управления бюджетными средствами, планирования и прогнозирования финансовых ресурсов, а также осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Кассовое исполнение бюджета может быть организовано в разных системах исполнения бюджета: казначейской, банковской и смешанной. В соответствии с различиями в трактовке понятий «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета» были проанализированы операции кассового исполнения бюджета, выполняемые разными органами в рамках указанных систем исполнения бюджета.
При казначейской системе кассового исполнения бюджета функции по его исполнению возлагаются на специальные органы — Казначейства [5, с. 71].
Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.