Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику казначейского исполнения бюджета. Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература. В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.
Введение 3
1 Сущность, задачи и принципы организации деятельности казначейства 6
2 Становление и особенности функционирования казначейства в республике беларусь 12
2.1 Исторические аспекты становления казначейства в Республике Беларусь 12
2.2 Особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь 15
2.3 Механизм исполнения бюджета 19
3 Совершенствование деятельности органов казначейства в республике беларусь и перспективы развития 27
3.1 Исполнение республиканского бюджета за 2008-2010 годы 27
3.2 Пути повышения качества исполнения бюджета Республики Беларусь 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием системы государственного казначейства.
Главными аргументами в пользу создания такой системы явились недостатки действующего механизма исполнения бюджета. Основные из них:
— распыление бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе. В этих условиях Министерство финансов не располагало оперативной информацией об использовании ранее выделенных средств, что способствовало накоплению остатков на счетах учреждений, создавало возможность банкам использовать их в качестве временных ресурсов. В то же время для финансирования бюджетного дефицита привлекались кредиты Национального банка на платной основе;
— низкая скорость движения бюджетных потоков до конечного потребителя не способствовала своевременным расчетам с субъектами хозяйствования. Бюджетные средства проходили длительный путь, попадая на счета министерств, затем распорядителей второго уровня, конечного распорядителя и лишь затем отправлялись по назначению;
— отсутствие оперативной информации о движении бюджетных потоков в связи с распылением бюджетных ресурсом затрудняло проведение анализа и оценки текущего исполнения бюджета. Вместе с тем для выработки основных направлений корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений по их реализации требуется проведение периодического анализа исполнения бюджета, определения тенденций и проблем его развития. Результаты такого анализа важны также для прогнозирования бюджета на будущий год;
— отсутствие предварительного контроля за операциями с бюджетными средствами. Последующий контроль по своей природе не может предотвратить нецелевое использование бюджетных ресурсов [5, с. 74].
Общественное развитие и деятельность Верховного Совета республики в 90—е годы 20—го столетия пошли по пути создания суверенного государства, которое не входит на федеративных началах в состав союзного государства. Причем следует отметить, что на начальной стадии деятельности большинство белорусского парламента вовсе не предлагало выхода из состава Союза, а имелось в виду лишь обновление федерации, пересмотр компетенции органов Союза и республик. О необходимости безотлагательной подготовки нового Договора о Союзе ССР было подчеркнуто в 1990 году [3, с. 139].
Непосредственно сама Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете была принята 27 июля 1990 года [13].
Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели — свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Именно осознание этой ответственности Верховного Совета за судьбу народа привело к тому, что он провозгласил «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях» и заявил о стремлении создать правовое государство.
Значение Декларации огромно [3, с. 141].
Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и республики. Ранее существовавшая пирамида была перевернута: не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов республики. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы о федеративном государстве, в котором не может не быть определенного круга вопросов, по которым федерация имеет прерогативу. Для усиления этой формулы в Декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, находящиеся и действующие на территории республики, обязаны исполнять законодательство республики. Идея Декларации заключалась и в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Более того, вовсе не отвергалось нахождение в составе СССР, так как Республика Беларусь предлагала безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.
Одним из признаков суверенности государства является право иметь свою финансово—кредитную денежную систему, собственную налоговую и таможенную службы. Поэтому в Декларации было закреплено исключительное право на учреждение указанных собственных систем. Вместе с тем стремление к размежеванию, которое наметилось уже ранее, проявилось в том, что в Декларации было закреплено право республики на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа, было подчеркнуто, что как республика — основательница Союза ССР, она имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР.
Цель
достижения реального государственного
суверенитета республики может быть
оправдана при условии
Современный этап становления казначейства, как органа финансовой системы Республики Беларусь приходится на 1993 год, когда постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 (сегодня действует в редакции постановления от 10 февраля 2009 г. № 183) «О государственном казначействе Республики Беларусь» (далее — Постановление № 846), которым в целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов Совет Министров Республики Беларусь было определено создать в Республике Беларусь систему органов государственного казначейства, включающую Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства [12].
Важным
этапом становления правового
В
связи с принятием Бюджетного
кодекса, постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г.
№ 183 (в редакции постановления от 18 октября
2010 г. № 1491) «О внесении изменений и дополнений
в постановления Совета Министров Республики
Беларусь по вопросам бюджетных отношений
и признании утратившим силу постановления
Совета Министров Республики Беларусь
от 13 марта 2001 г. № 332» были внесены соответствующие
изменения в Постановление № 846 [11].
Механизм исполнения бюджета через систему казначейства предполагает формирование органов казначейства: Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и территориальные органы казначейства, единый казначейский счет и автоматизированная система казначейства [1, с. 59].
Это позволило сконцентрировать финансовые ресурсы государства на едином казначейском счете, что создало возможности более широкого маневрирования ими и ускорения расчетов, принципиально изменило процедуру исполнения бюджета.
Система казначейства предусматривает переход на финансирование расходов министерств и ведомств, их подведомственных учреждений с единого казначейского счета, перечисление средств непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета их распорядителей.
Основными задачами Главного государственного казначейства являются организация исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства; осуществление учета и проведение бюджетно—финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков.
Главное государственное казначейство осуществляет краткосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами и перспективную оценку его исполнения.
При
необходимости Главное
Это требует создания единой информационной базы посредством автоматизированной системы казначейства, обеспечивающей сбор, обработку, анализ и обобщение информации о результатах текущего (ежедневного) исполнения бюджета и состоянии целевых бюджетных фондов [1, с. 62].
Централизация бюджетных ресурсов на едином счете казначейства позволяет осуществлять оперативный контроль за поступлением доходов бюджета, целевым использованием бюджетных средств, соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. В функции Главного государственного казначейства входят координация работы с банками, осуществление уполномоченными операций по счетам казначейства, прием информации о движении средств по этим счетам, а также участие органов местного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска.
Главное
государственное казначейство руководит
работой территориальных
По окончании бюджетного периода Главное государственное казначейство составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год, а также консолидированного бюджета.
Для
обеспечения своих функций по
организации исполнения бюджета
Главное государственное
—
истребовать и получать от юридических
и физических лиц информацию об осуществлении
бюджетно—финансовых операций по формированию
и использованию
— выдавать банковским учреждениям обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и использованных не по целевому назначению, а также задолженности по ссудам при несоблюдении условий их погашения;
— ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательных норм и нормативных актов, нецелевого и неэффективного их использования;
— давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и целевым фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.
Достигаемая концентрация средств на едином счете казначейства и расширение круга их получателей, необходимость усиления деятельности по исполнению бюджета в условиях его несбалансированности потребовали проведения работы по созданию территориальных органов государственного казначейства. Этому способствовало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 565 (в редакции постановления от 5 января 2000 г. № 13) «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создания территориальных органов государственного казначейства» (далее — Постановление № 565) [15].
В соответствии с этим документом в областных центрах и г. Минске созданы территориальные структуры казначейства. Приказом Министерства финансов от 10.08.1998 г. утверждено положение «О территориальных органах государственного казначейства» [18].