Казначейство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику казначейского исполнения бюджета. Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература. В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, задачи и принципы организации деятельности казначейства 6
2 Становление и особенности функционирования казначейства в республике беларусь 12
2.1 Исторические аспекты становления казначейства в Республике Беларусь 12
2.2 Особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь 15
2.3 Механизм исполнения бюджета 19
3 Совершенствование деятельности органов казначейства в республике беларусь и перспективы развития 27
3.1 Исполнение республиканского бюджета за 2008-2010 годы 27
3.2 Пути повышения качества исполнения бюджета Республики Беларусь 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

Казначейство и его роль в управлении финансами.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Значительный  прогресс в сфере организации  исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием  системы государственного казначейства.

     Главными  аргументами в пользу создания такой  системы явились недостатки действующего механизма исполнения бюджета. Основные из них:

     — распыление бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе. В этих условиях Министерство финансов не располагало оперативной информацией об использовании ранее выделенных средств, что способствовало накоплению остатков на счетах учреждений, создавало возможность банкам использовать их в качестве временных ресурсов. В то же время для финансирования бюджетного дефицита привлекались кредиты Национального банка на платной основе;

     — низкая скорость движения бюджетных потоков до конечного потребителя не способствовала своевременным расчетам с субъектами хозяйствования. Бюджетные средства проходили длительный путь, попадая на счета министерств, затем распорядителей второго уровня, конечного распорядителя и лишь затем отправлялись по назначению;

     — отсутствие оперативной информации о движении бюджетных потоков в связи с распылением бюджетных ресурсом затрудняло проведение анализа и оценки текущего исполнения бюджета. Вместе с тем для выработки основных направлений корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений по их реализации требуется проведение периодического анализа исполнения бюджета, определения тенденций и проблем его развития. Результаты такого анализа важны также для прогнозирования бюджета на будущий год;

     — отсутствие предварительного контроля за операциями с бюджетными средствами. Последующий контроль по своей природе не может предотвратить нецелевое использование бюджетных ресурсов [5, с. 74].

  1. Становление и особенности  функционирования казначейства в Республике Беларусь
    1. Исторические  аспекты становления казначейства в Республике Беларусь
 

     Общественное  развитие и деятельность Верховного Совета республики в 90—е годы 20—го столетия пошли по пути создания суверенного государства, которое не входит на федеративных началах в состав союзного государства. Причем следует отметить, что на начальной стадии деятельности большинство белорусского парламента вовсе не предлагало выхода из состава Союза, а имелось в виду лишь обновление федерации, пересмотр компетенции органов Союза и республик. О необходимости безотлагательной подготовки нового Договора о Союзе ССР было подчеркнуто в 1990 году [3, с. 139].

     Непосредственно сама Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете была принята 27 июля 1990 года [13].

     Государственный суверенитет, как было заявлено в  Декларации, утверждается во имя высшей цели — свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Именно осознание этой ответственности Верховного Совета за судьбу народа привело к тому, что он провозгласил «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях» и заявил о стремлении создать правовое государство.

     Значение  Декларации огромно [3, с. 141].

     Декларация  определила соотношение властных полномочий Союза и республики. Ранее существовавшая пирамида была перевернута: не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов республики. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы о федеративном государстве, в котором не может не быть определенного круга вопросов, по которым федерация имеет прерогативу. Для усиления этой формулы в Декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, находящиеся и действующие на территории республики, обязаны исполнять законодательство республики. Идея Декларации заключалась и в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность республики в осуществлении права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Более того, вовсе не отвергалось нахождение в составе СССР, так как Республика Беларусь предлагала безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

     Одним из признаков суверенности государства  является право иметь свою финансово—кредитную  денежную систему, собственную налоговую и таможенную службы. Поэтому в Декларации было закреплено исключительное право на учреждение указанных собственных систем. Вместе с тем стремление к размежеванию, которое наметилось уже ранее, проявилось в том, что в Декларации было закреплено право республики на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа, было подчеркнуто, что как республика — основательница Союза ССР, она имеет право на свою долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР.

     Цель  достижения реального государственного суверенитета республики может быть оправдана при условии построения правового, демократического государства. Фундаментом же для этого стала  Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., далее — Конституция) [10].

     Современный этап становления казначейства, как  органа финансовой системы Республики Беларусь приходится на 1993 год, когда  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 (сегодня действует в редакции постановления от 10 февраля 2009 г. № 183) «О государственном казначействе Республики Беларусь» (далее — Постановление № 846), которым в целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов Совет Министров Республики Беларусь было определено создать в Республике Беларусь систему органов государственного казначейства, включающую Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства [12].

     Важным  этапом становления правового регулирования статуса казначейства в Республике Беларусь стало принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412—З (с изм. и доп., далее — Бюджетный кодекс), который урегулировал отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства [2].

     В связи с принятием Бюджетного кодекса, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 183 (в редакции постановления от 18 октября 2010 г. № 1491) «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 332» были внесены соответствующие изменения в Постановление № 846 [11]. 

    1. Особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь
 

     Механизм исполнения бюджета через систему казначейства предполагает формирование органов казначейства: Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и территориальные органы казначейства, единый казначейский счет и автоматизированная система казначейства [1, с. 59].

     Это позволило сконцентрировать финансовые ресурсы государства на едином казначейском счете, что создало возможности  более широкого маневрирования ими  и ускорения расчетов, принципиально  изменило процедуру исполнения бюджета.

     Система казначейства предусматривает переход  на финансирование расходов министерств  и ведомств, их подведомственных учреждений с единого казначейского счета, перечисление средств непосредственно  в адрес поставщиков товаров  и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление средств на счета их распорядителей.

     Основными задачами Главного государственного казначейства являются организация исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства; осуществление учета и проведение бюджетно—финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков.

     Главное государственное казначейство осуществляет краткосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами и перспективную оценку его исполнения.

     При необходимости Главное государственное  казначейство может вносить предложения  по привлечению дополни тельных  доходных источников бюджета, средств  для финансирования бюджетного дефицита, а также экономии бюджетных ресурсов. В рамках этой деятельности Главное государственное казначейство проводит анализ и корректировку программ исполнения республиканского бюджета с учетом имеющихся финансовых ресурсов.

     Это требует создания единой информационной базы посредством автоматизированной системы казначейства, обеспечивающей сбор, обработку, анализ и обобщение информации о результатах текущего (ежедневного) исполнения бюджета и состоянии целевых бюджетных фондов [1, с. 62].

     Централизация бюджетных ресурсов на едином счете  казначейства позволяет осуществлять оперативный контроль за поступлением доходов бюджета, целевым использованием бюджетных средств, соблюдением  банковскими учреждениями правил кассового  исполнения бюджета. В функции Главного государственного казначейства входят координация работы с банками, осуществление уполномоченными операций по счетам казначейства, прием информации о движении средств по этим счетам, а также участие органов местного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска.

     Главное государственное казначейство руководит  работой территориальных органов  казначейства.

     По  окончании бюджетного периода Главное государственное казначейство составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год, а также консолидированного бюджета.

     Для обеспечения своих функций по организации исполнения бюджета  Главное государственное казначейство наделено широкими правами:

     — истребовать и получать от юридических  и физических лиц информацию об осуществлении  бюджетно—финансовых операций по формированию и использованию государственных  средств, от банков и других финансово—кредитных  учреждений — сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, использующих средства республиканского бюджета, целевых бюджетных фондов, движении средств по этим счетам;

     — выдавать банковским учреждениям обязательные для исполнения предписания о  взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и использованных не по целевому назначению, а также задолженности по ссудам при несоблюдении условий их погашения;

     — ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательных норм и нормативных актов, нецелевого и неэффективного их использования;

     — давать указания о замораживании  банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и целевым фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.

     Достигаемая концентрация средств на едином счете  казначейства и расширение круга  их получателей, необходимость усиления деятельности по исполнению бюджета в условиях его несбалансированности потребовали проведения работы по созданию территориальных органов государственного казначейства. Этому способствовало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 565 (в редакции постановления от 5 января 2000 г. № 13) «О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создания территориальных органов государственного казначейства» (далее — Постановление № 565) [15].

     В соответствии с этим документом в  областных центрах и г. Минске созданы территориальные структуры казначейства. Приказом Министерства финансов от 10.08.1998 г. утверждено положение «О территориальных органах государственного казначейства» [18].

Информация о работе Казначейство