Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:06, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику казначейского исполнения бюджета. Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература. В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.
Введение 3
1 Сущность, задачи и принципы организации деятельности казначейства 6
2 Становление и особенности функционирования казначейства в республике беларусь 12
2.1 Исторические аспекты становления казначейства в Республике Беларусь 12
2.2 Особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь 15
2.3 Механизм исполнения бюджета 19
3 Совершенствование деятельности органов казначейства в республике беларусь и перспективы развития 27
3.1 Исполнение республиканского бюджета за 2008-2010 годы 27
3.2 Пути повышения качества исполнения бюджета Республики Беларусь 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Исследование
вопроса обеспечения
Не
отрицая необходимости
Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными ко взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.
Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений, множество подзаконных актов.
Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо искать ее решение.
Одним из путей обеспечения поступления доходов может стать, по—нашему мнению, установление солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнением планов общегосударственных налогов и сборов. На практике это может выразиться в санкциях Министерства финансов Республики Беларусь в виде зачета прироста недоимок в счет причитающегося финансирования. Такая мера вписывается в предлагаемую к разработке программу перевода территорий на самообеспечение и региональный хозрасчет в условиях выравнивания их доходной базы и расходных функций.
Следует отметить, что проблема поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.
Результаты исполнения местных бюджетов могли бы быть более значительными, если бы местные Советы полностью использовали предоставленное им право увеличения ставок по налогам на недвижимость, за пользование природными ресурсами, по плате за землю. Однако практика бездефицитного планирования местных бюджетов, уверенность в получении доходов из вышестоящего бюджета не стимулируют работу по увеличению собственных доходов, порождают иждивенчество.
Более того, несмотря на недостаток финансовых ресурсов, местными органами предоставляются льготы отдельным плательщикам в местные бюджеты по налогам на недвижимость, земельному налогу, подоходному налогу, государственной пошлине, местным налогам и сборам.
Это еще раз доказывает правильность высказанного нами ранее предложения: разрешить местным Советам предоставлять льготы по указанным налогам только при условии обеспечения установленного для них минимального уровня собственных доходов (вернуть практику утверждения для местных бюджетов этого показателя).
Как показало исследование, на выполнении плана поступлений налога на прибыль отрицательно сказывается низкая рентабельность предприятий.
Ряд проблем существует и в организации исполнения расходной части бюджета.
Как уже было доказано, в последние годы одним из приоритетных направлений расходов бюджета остается сельское хозяйство. Однако несмотря на значительную государственную поддержку сельского хозяйства, финансовое положение большинства колхозов и совхозов остается сложным, не наблюдается рост эффективности сельскохозяйственного производства.
Это требует пересмотра практики поддержки субъектов хозяйствования за счет средств бюджета.
В
частности, необходимо добиться сокращения
объемов льготного
Что касается бюджетных инвестиций, то они должны предусматриваться только по вновь строящимся объектам при наличии заключений экспертных или конкурсных комиссий.
В таких условиях финансовые органы имели реальные возможности и обязаны были принять меры к сокращению кредиторской задолженности.
Желательно,
в законодательном порядке
Таким образом, повышение качества исполнения государственного бюджета требует проведения комплекса мер, направленных на обеспечение своевременного и полного поступления доходов, а также целевого и своевременного финансирования расходов. Для этого необходимо:
— проводить периодический анализ текущего исполнения бюджета с целью определения тенденций и проблем его развития, выработки направлений корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений по их реализации;
— ужесточить подходы к предоставлению субъектам хозяйствования индивидуальных льгот и преференций, учитывая напряженное исполнение бюджета и бюджетный дефицит; шире использовать в практике налоговых расчетов предоставление налоговых кредитов вместо льгот для отдельных налогоплательщиков;
— разработать комплексную программу повышения платежеспособности предприятий, имеющих задолженности перед бюджетом для обеспечения своевременности расчетов с бюджетом субъектов хозяйствования, предусмотрев возможности их разгосударствления и приватизации;
— провести ревизию нормативно—законодательной базы налогообложения в целях сокращения нарушений субъектами хозяйствования порядка расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам, унифицировать ее и сделать приемлемой к использованию. Эти мероприятия целесообразно проводить в рамках работы по реформированию системы налогообложения ;
— пересмотреть практику поддержки субъектов хозяйствования за счет средств бюджета. Сократить объемы льготного кредитования на основе разработки экономического механизма мобилизации собственных средств заемщиков, установив в законодательном порядке, что правительственные гарантии по кредитам, предоставляемым банками субъектам хозяйствования на льготных условиях, не выдаются;
— осуществлять ревизии реализуемых государственных целевых программ по критериям их актуальности и соответствия поставленным задачам с целью повышения эффективности расходования государственных средств. Бюджетные инвестиции предусматривать только для вновь строящихся объектов при наличии заключений экспертных или конкурсных комиссий;
— ускорить формирование территориальных органов системы казначейства в целях концентрации финансовых ресурсов государства на едином казначейском счете и оперативного управления бюджетными потоками;
— исследовать возможность перевода территорий на самообеспечение и самофинансирование на основе принципов регионального хозрасчета. Продолжить работу по укреплению доходной базы местных бюджетов;
— разработать механизм солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнение планов общегосударственных налогов и сборов. Вводить экономические санкции в виде зачета прироста недоимок за счет причитающегося финансирования;
— разработать систему мер по снижению дефицита бюджета.
Отдельно хочется отметить правовые аспекты проблемы казначейской системы исполнения бюджетов в Республике Беларусь.
Так, вступивший в силу с 1 января 2009 года Бюджетный кодекс содержит ст. 105 «Казначейская система исполнения бюджетов», однако, данная статья фактически не работает, поскольку постоянно «замораживается».
Так, действие пункта 4 статьи 105, гласящего, что «внебюджетные средства бюджетных организаций учитываются на едином казначейском счете» и в 2010 и 2011 году приостановлено (соответственно Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год» [16] и Законом Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» [17]), что не способствует совершенствованию казначейской системы исполнения бюджетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова, С. Ю. Финансовое и бюджетное право : учеб. пособие / С. Ю. Антонова. — Киев : БВХ-Киев, 2008. — 419 с. | ||
2. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 мар. 2011 г. — Минск : Амалфея, 2011. — 201 с. | ||
3. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. — Минск : Книжный Дом, 2003. — 832 с. | ||
4. Государственные финансы : учеб. пособие / Г. К. Мультан, Е. Ф. Киреева, О. А. Пузанкевич; под ред. Г. К. Мультана. — Минск : БГЭУ, 2005. — 166 с. | ||
5. Государственный бюджет : учеб. пособие / М. И. Ткачук [и др.]; под общ. ред. М. И. Ткачук. — Минск : Амалфея, 2004. — 240 с. | ||
6. Исполнение
республиканского бюджета за январь-декабрь
2008 года / Исполнение республиканского
бюджета // Министерство финансов Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. —
Режим доступа : http://www.minfin.gov.by/ |
||
7. Исполнение
республиканского бюджета за январь-декабрь
2009 года / Исполнение республиканского
бюджета // Министерство финансов Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. —
Режим доступа : http://www.minfin.gov.by/ |
||
8. Исполнение
республиканского бюджета за январь-декабрь
2010 года / Исполнение республиканского
бюджета // Министерство финансов Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. —
Режим доступа : http://www.minfin.gov.by/ |
||
9. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации : учеб. пособие / И. Г. Акперов [и др.]; под общ. ред. И. Г. Акперов. — М. : Финансы и статистика, 2002. — 352 с. | ||
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с. | ||
11. О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 332 : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 февр. 2009 г., № 183 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 18.10.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
12. О государственном казначействе Республики Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 дек. 1993 г., № 846 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 10.02.2009 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
13. О государственном суверенитете Республики Беларусь : Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г., № 193—XII // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
14. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
15. О переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создания территориальных органов государственного казначейства : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 апр. 1998 г., № 565 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 05.01.2000 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
16. О республиканском бюджете на 2010 год : Закон Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 73-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
17. О республиканском бюджете на 2011 год : Закон Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г., № 176-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
18. О территориальных органах государственного казначейства : приказ Министерства финансов Респ. Беларусь, 10 авг. 1998 г. № 3 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
19. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982—XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.05.2010 г. № 127—З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. | ||
20. Покачалова, Е.К. Бюджет : учебник / Е .К. Покачалова. — М. : БЕК, 1995. — 226 с. |