Казначейство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику казначейского исполнения бюджета. Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература. В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, задачи и принципы организации деятельности казначейства 6
2 Становление и особенности функционирования казначейства в республике беларусь 12
2.1 Исторические аспекты становления казначейства в Республике Беларусь 12
2.2 Особенности функционирования казначейства в Республике Беларусь 15
2.3 Механизм исполнения бюджета 19
3 Совершенствование деятельности органов казначейства в республике беларусь и перспективы развития 27
3.1 Исполнение республиканского бюджета за 2008-2010 годы 27
3.2 Пути повышения качества исполнения бюджета Республики Беларусь 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

Казначейство и его роль в управлении финансами.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Местные финансовые органы могут ограничивать или блокировать финансирование расходов из местных бюджетов в случае несоблюдения их получателями решений  местных исполнительных и распорядительных органов, регулирующих бюджетные отношения, а также в случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств либо непредставления получателями информации о движении финансовых средств по их счетам [4, с. 94].

     Местные исполнительные комитеты ежегодно представляют местным Советам отчет об исполнении бюджета за соответствующий бюджетный год. Постоянные комиссии местных Советов предварительно рассматривают его и представляют местному Совету.

     Местный Совет по докладу исполкома и  содокладу постоянной комиссии Совета рассматривает и утверждает отчет  об исполнении местного бюджета одновременно с утверждением бюджета на очередной бюджетный год.

     Итак, несмотря на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в  государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета. 
 

  1.  
    Совершенствование деятельности органов  казначейства в Республике Беларусь и  перспективы  развития
    1. Исполнение  республиканского бюджета за 2008-2010 годы
 

     Для оценки эффективности существующей системы исполнение республиканского бюджета выясним динамику статистических показателей исполнения бюджета за 2008-2010 годы.

     За  январь-декабрь 2008 года доходы республиканского бюджета составили 49,0 трлн. рублей, или 105,7 процента годового плана [6].

     Налога  на прибыль поступило 3,2 трлн. рублей, или 101,7 процента годового плана, НДС  — 3,3 трлн. рублей, или 101,7 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической  деятельности составили 10,6 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана [6].

     По  состоянию на 1 января 2009 года задолженность  по платежам в бюджеты всех уровней  сложилась в сумме 58,5 млрд. рублей, или сократилась по сравнению  с началом года на 91,0 млрд. рублей. Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана [6].

     Расчеты по расходам государственных целевых  бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в  соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды и источников финансирования (таблица 3.1).

     Кредиторская  задолженность на 01.01.2009 года по республиканскому бюджету, без учета целевых бюджетных  фондов и Фонда социальной защиты населения, составила 89,5 млрд. рублей (4 процента среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носила текущий характер [6]. 

Таблица 3.1 - Исполнение республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года

млрд. рублей
Показатели Уточненный  годовой план  
2008 года
Исполнено за январь-декабрь т.г. В % к годовому плану 
Всего доходов 46392,6 49043,7 105,7
из  них:      
- налог  на прибыль 3230,0 3285,8 101,7
- налог  на добавленную стоимость 7771,7 8066,5 103,8
- акцизы 3716,5 3730,6 100,4
Всего расходов 49777,1 48117,9 96,7
из  них:      
- общегосударственные  расходы 12571,1 12073,5 96,0
- национальная  экономика и ЖКХ 14962,5 14446,8 96,6
- расходы  на финансирование социальной  сферы (образование, культура  и искусство, кинематография, средства  массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) 18185,5 17718,8 97,4
Превышение  доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)
 

- 3384,5

925,8  

     Примечание  – источник : [6]. 

     Превышение  доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений [6].

     Доходы  республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей (102,5 процента уточненного годового плана) [7].

     За  январь-декабрь 2009 года в республиканский  бюджет поступило: налоговых доходов  на сумму 26,5 трлн. рублей (101,6 процента), неналоговых доходов на сумму 4,5 трлн. рублей (113,2 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 15,8 трлн. рублей (101,3 процента). По состоянию на 1 января 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,7 млрд. рублей и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне [7].

     Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей (99,5 процента уточненного годового плана). Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 20,3 трлн. рублей (98,3 процента), национальной экономики - 13,5 трлн. рублей (97,4 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей (106,1 процента)  [7].

     Профицит  республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей [7].

     Доходы  республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года по предварительной информации сложились в сумме 30,3 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана [8].

     Налога  на прибыль поступило 3,3 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана. За январь-декабрь 2010 года в республиканский  бюджет поступило НДС на сумму 11,8 трлн. рублей, или 103,4 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5,8 трлн. рублей, или 98,5 процентов уточненного годового плана. По состоянию на 1 января 2011 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 32,0 млрд. рублей, что на 26,7 млрд. рублей меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года [8].

     Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года по предварительной информации составили 34,3 трлн. рублей, или 98,7 процента уточненного годового плана (таблица 3.2)[8].

     Из  них расходы на общегосударственную  деятельность составили 14,3 трлн. рублей (99,0 процента), национальной экономики  – 8,7 трлн. рублей (97,3 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 6,7 трлн. рублей (99,6 процента) [8]. 

Таблица 3.2 - Исполнение республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года

млрд. рублей
Показатели Уточненный  план на 2010 г. Исполнено  
за январь- 
декабрь т.г.
В % к уточненному  годовому плану 
Всего доходов  29 932,0 30 280,6 101,2
из  них:      
- налог  на прибыль  3 321,7 3 329,4 100,2
- налог  на добавленную стоимость  11 397,4 11 784,9 103,4
- акцизы  4 390,2 4 348,9 99,1
Всего расходов 34 712,0 34 270,3 98,7
из  них:      
- общегосударственная  деятельность  14 445,7 14 301,9 99,0
- национальная  экономика  8 969,6 8 723,1 97,3
- расходы  на финансирование социальной  сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) 6 696,9 6 670,6 99,6  

 

Превышение  доходов над расходами (+),  
Дефицит (-)
 

- 4 779,9

 

-3 989,7

 

     Примечание  – источник : [8].

     Дефицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года составил – 4,0 трлн. рублей.

     Таким образом, в Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей [6]; профицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей [7], а прошедший 2010 год «порадовал» нас бюджетным дефицитом в 4,0 трлн. рублей.

     Разумеется, это косвенные данные, но и они  достаточно красноречиво свидетельствуют, что у казначейской система исполнения бюджетов Республики Беларусь есть объективная необходимость дальнейшего совершенствования.

    1. Пути  повышения качества исполнения бюджета  Республики Беларусь
 

     Проведенное исследование позволило определить проблемы после организации исполнения бюджета и разработать конкретные рекомендации по повышению его качественного уровня.

     По—прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в 1998—2001 гг. в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.

     Более того, положительная тенденция последних лет была начисто перечеркнута результатами 2010 года.

     Очевидна  необходимость разработки комплексной  программы, предусматривающей радикальные  меры по повышению платежеспособности предприятий, а в отношении государственных  предприятий — вплоть до их разгосударствления и приватизации.

     Значительные  суммы доходов недопоступили  в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое  соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.

     Безусловное выполнение законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, требует унификации нормативно—методической базы налогообложения, упрощения порядка расчетов налогов и неналоговых платежей, оптимизации их количества, а при возможности и объединения.

Информация о работе Казначейство