Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:39, реферат
Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная особенность этого процесса и финансовых решений по нему на предприятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими условиями рынка. Комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами
Управление ценами на предприятии……………………………………...3
Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий………………………………………………………....3
Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен…………………………………………………….7
Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен…………………………………………………..13
Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж…………………………………………………………..…..21
Управление текущими издержками……………………………………..24
Классификация затрат……………………………………………..24
Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа…………...…..30
Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов………………………………………………………..……38
Управление оборотными активами………………………………...……40
Принципы управления оборотными активами……………..……40
Управление запасами………………………………………………48
Управление дебиторской задолженностью………………………52
Управление денежными средствами…………………………...…54
Управление финансированием текущей деятельности предприятия…………………………………………………………...…..58
Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием…………………………………………………..58
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования……………………………………..…….63
Оптимизация остатка денежных средств………………...………66
Как видно на рис. , при альтернативных подходах к формированию оборотных активов предприятия их сумма и уровень варьируют по отношению к объему операционной деятельности в широком диапазоне.
3. Оптимизация объема оборотных активов.
Такая оптимизация должна исходить из принятого типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов состоит их трех основных этапов.
На первом этапе с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, производственного и финансового циклов предприятия. Сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации продукции
Рис. Зависимость суммы оборотных активов от альтернативных подходов формирования:
1 — при консервативном подходе; 2 — при умеренном подходе; 3 — при агрессивном подходе
На втором этапе оптимизируются объем и уровень отдельных видов этих активов путем нормирования периода их оборота и суммы.
На
третьем этапе определяется общий
объем оборотных активов
ОАП
= ЗСП + ЗГП + ДЗП + ДАП+
ПП ,
где ОАП — общий объем оборотных активов на конец предстоящего периода;
ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;
ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода с учетом пересчи- танного объема незавершенного производства;
ДЗП — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;
ДАП — сумма денежных активов на конец предстоящего периода;
ПП — сумма прочих видов оборотных активов на конец предстоящего периода.
4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.
Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно меняются в зависимости от сезонных особенностей операционной деятельности. Например, на предприятиях агропромышленного комплекса закупки сырья осуществляются лишь в течение определенных сезонов, что обусловливает повышенный размер оборотных активов в этот период. На предприятиях переработки сырья в течение определенного сезона и последующей равномерной реализации продукции отмечается повышенный размер оборотных активов в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. В связи с этим при управлении оборотными активами следует определять их сезонную или иную циклическую составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностями на протяжении года.
Процесс
оптимизации соотношения
На
первом этапе по результатам анализа
ежемесячной динамики уровня оборотных
активов в днях оборота (или за ряд предшествующих
лет) строится график средней сезонной
волны на протяжении года.
Уровень
оборотных активов в днях оборота
Рис. Динамика сезонной волны уровня оборотных активов
На втором этапе по результатам графика сезонной волны рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.
На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотных активов:
ОАпост
= ОАп х Кмин,
где ОА пост – сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;
ОА п – средняя сумма оборотных активов в предстоящем периоде;
Кмин – коэффициент минимального уровня оборотных активов.
На четвертом этапе определяются максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде:
ОА
п макс = ОА п
х (К макс – Кмин) ;
ОА
псред = [ОАп х (Кмакс
– Кмин)] : 2 = (ОАп
макс – ОА пост) :2,
где ОА п макс – максимальная сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде;
ОА пост – сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;
Кмакс – коэффициент максимального уровня оборотных активов;
Кмин – коэффициент минимального уровня оборотных активов.
Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников финансирования.
5. Обеспечение
необходимой ликвидности оборотных активов.
Поскольку все виды
оборотных активов являются ликвидными(кроме
расходов будущих периодов и безнадежной
дебиторской задолженности), общий уровень
их срочной ликвидности должен обеспечивать
необходимый уровень платежеспособности
предприятия по текущим финансовым обязательствам.
В этих целях с учетом объема и графика
предстоящего платежного оборота должна
быть определена доля оборотных активов
в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных
активов.
6. Повышение
рентабельности оборотных активов.
Оборотные активы
должны обеспечивать определенную прибыльпри
их использовании в деятельности предприятия.
Отдельные виды оборотных активов предназначены
для того, чтобы приносить предприятию
прямой доход в форме процентов и дивидендов
(краткосрочные финансовые вложения).
Составной частью разрабатываемой политики
является обязательное использование
временно свободного остатка денежных
активов для формирования портфеля краткосрочных
финансовых вложений.
7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.
Все виды оборотных активов подвержены риску потерь. Денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь: краткосрочные финансовые вложения — риску потерь части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка, а также риску потерь от инфляции; дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата, а также риску потерь от инфляции; запасы товарно-материальных ценностей — риску потерь от естественной убыли и т.п. Поэтому политика управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов.
8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
Исходя из общих принципов финансирования активов, определяющих формирование структуры и стоимости капитала, следует конкретизировать принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов. В зависимости от финансового менталитета менеджеров сформированные принципы могут определять широкий диапазон подходов к финансированию оборотных активов — от крайне консервативного до крайне агрессивного.
9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
В соответствии с избранными принципами финансирования оборотных активов формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения капитала.
Политика
управления оборотными активами находит
отражение в системе
• нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов.
Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличия, поэтому на предприятиях с большим объемом оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами, например:
Для этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.
3.2. Управление запасами
Определение необходимого объема финансовых средств для формирования запасов товарно-материальных ценностей осуществляется путем выявления потребности в них, для чего их предварительно группируют как:
Потребность каждого вида определяется раздельно как запасы:
Основное внимание уделяется определению потребности в запасах текущего хранения, так как на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов товарно-материальных ценностей.
Необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, определяется по формуле
ФСз
= СР х Н3 - КЗ,
где ФСз — объем финансовых средств, авансируемых в запасы;
СР — среднедневной объем расхода запасов в сумме;
Н3 — норматив хранения запасов в днях (при отсутствии нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота запасов в днях);
КЗ —средняя сумма кредиторской задолженности за приобретенные товарно- материальные ценности (включается в расчет только по производственным запасам; при реализации продукции включается лишь при установившейся практике предоплаты).