Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:39, реферат
Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная особенность этого процесса и финансовых решений по нему на предприятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими условиями рынка. Комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами
Управление ценами на предприятии……………………………………...3
Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий………………………………………………………....3
Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен…………………………………………………….7
Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен…………………………………………………..13
Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж…………………………………………………………..…..21
Управление текущими издержками……………………………………..24
Классификация затрат……………………………………………..24
Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа…………...…..30
Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов………………………………………………………..……38
Управление оборотными активами………………………………...……40
Принципы управления оборотными активами……………..……40
Управление запасами………………………………………………48
Управление дебиторской задолженностью………………………52
Управление денежными средствами…………………………...…54
Управление финансированием текущей деятельности предприятия…………………………………………………………...…..58
Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием…………………………………………………..58
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования……………………………………..…….63
Оптимизация остатка денежных средств………………...………66
Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить показатель общей потребности в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования. Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии, тем ниже размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса: если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер запаса составит 30 дней, а если размер партии сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер запаса составит 15 дней. В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов.
Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона:
Орпп
= (2 х Зг х ТЗ,) : Т32,
где ОРпп - оптимальный размер партии поставки;
Зг — необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год(квартал);
ТЗ, — размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну партию;
Т32 — размер текущих затрат по хранению единицы запасов.
Рассмотрим пример расчета оптимального размера партии поставки.
Годовая
потребность в определенном виде
сырья, определяющая объем его закупки,
составляет 1000 тыс. руб. Размер текущих
затрат по размещению заказа, доставке
товаров и их хранению в расчете на одну
поставляемую партию составляет 12 тыс.
руб. Размер текущих затрат по хранению
единицы запаса составляет 6 тыс. руб. в
год. Согласно формуле (95):
ОПпп
= √(2 х 1000 х 12) : 6 = √4000 = 63 тыс.руб.
Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000 : 63), или каждые 22 дня (360 : 16). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными.
Для
запасов готовой продукции
Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточнены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определенного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортирования и других условий.
Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий — высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах.
Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле
ФСв = Зн - Зф = (ЗДн - ЗДф) х СР,
где ФСВ — сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов;
ЗДн — норматив запасов в днях;
ЗД. — фактические запасы в днях;
СР — среднедневной объем расходования запасов;
Зн — норматив запасов;
Зф — фактические затраты.
В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (последний пришел — первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIFO (первый пришел — первый ушел), когда использование запасов осуществляется по ценам их первоначального формирования, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих результатов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов.
В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управление предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов; например LS LIPRO SYSTEMS, — интегрированного решения планирования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гибкое и масштабируемое решение для управления средними предприятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централизованного управления материалами, управления складами, производственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы децентрализованной логистики.
С применением этой системы сложная деятельность предприятия разворачивается в простую структуру децентрализованных модулей производственной логистики (PL). Точное планирование и управление запасами подчиняется производящей структурной единице.Планирование изготовления, управление материалами с учетом брутто- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролем соответствующих модулей PL.
Таким образом, модуль PL, являясь ядром системы точного управления, выполняет задачи планирования и точного управления заказом, материального менеджмента на складах, управления производственными данными и передачи данных потребности в материалах.
Для дорогостоящих материалов при незначительной или редкой величине расхода применяется способ управления потребностями, при котором инициируются специфические заказ-требования на материалы для модуля закупок или для других Pi-сегментов. Для этого PL определяет индивидуальный для заказа объем потребности, гарантирующий реально необходимое количество и таким образом минимизирующий складские запасы.
Модуль PL содержит обширный объем функций, предназначенных для управления складскими запасами отдельно в каждом сегменте. В результате постоянного отслеживания текущего объема запасов в любой момент времени можно получить реальные данные по запасам. Основными компонентами функций управления складскими запасами являются:
3.3.
Управление дебиторской
Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.
На
уровень дебиторской
Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:
1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка
реального состояния
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение оптимального соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 40 % годовых.
Управление дебиторской задолженностью в западных фирмах прежде всего относится к компетенции финансового менеджмента. Тем не менее реализация стратегии в отношении дебиторской задолженности, которая в среднем составляет около 1/3 величины текущих активов, зависит от главного бухгалтера предприятия.
Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее.
Более сложный, но более надежный способ, — получение письменного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводный вексель, в других случаях — переводный вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком.