Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:39, реферат
Управление ценами – процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений. Отличительная особенность этого процесса и финансовых решений по нему на предприятии состоит в повышенной ограниченности диапазона управления, задаваемой фактически складывающимися весьма жесткими условиями рынка. Комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами
Управление ценами на предприятии……………………………………...3
Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий………………………………………………………....3
Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен…………………………………………………….7
Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен…………………………………………………..13
Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж…………………………………………………………..…..21
Управление текущими издержками……………………………………..24
Классификация затрат……………………………………………..24
Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа…………...…..30
Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов………………………………………………………..……38
Управление оборотными активами………………………………...……40
Принципы управления оборотными активами……………..……40
Управление запасами………………………………………………48
Управление дебиторской задолженностью………………………52
Управление денежными средствами…………………………...…54
Управление финансированием текущей деятельности предприятия…………………………………………………………...…..58
Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием…………………………………………………..58
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования……………………………………..…….63
Оптимизация остатка денежных средств………………...………66
Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Полупеременные затраты имеют переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат меняется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение определенного периода времени. Примерами таких полупеременных затрат являются расходы на оплату телефонных услуг. Часть этих расходов составляет фиксированную сумму абонентской платы, другая часть — оплата за междугородные и международные разговоры, является переменной. Такие расходы анализируются не как единое целое, отдельные составляющие их компоненты учитываются в группе постоянных и переменных затрат.
Соотношение между
затратами и объемом
Объем производства, шт.
Рис. Зависимость затрат от объема производства:
Поскольку график каждой зависимости представляет собой прямую линию, то функция может быть описана уравнением
у =
ах + b,
где у — общая сумма затрат при объеме производства х;
а — коэффициент изменения затрат относительно объема производства;
b — составляющая постоянных затрат.
Уравнение можно представить в другом виде:
3 = ПЗ + ( Пр Зed х X) ,
где 3 — общая сумма затрат;
ПЗ — постоянные затраты;
Пр Зед — переменные затраты на единицу продукции;
X — объем производства.
Уравнения трех прямых, представленных на рис. 6, имеют следующий вид:
Построим зависимость затрат от объема на основе следующих данных:
Поскольку полупеременные затраты могут быть разделены на постоянную и переменную компоненты, то постоянная компонента — сумма постоянных затрат за период, а переменная компонента — сумма переменных затрат на единицу продукции. Таким образом, постоянная компонента равна 400 000 руб. (300 000 руб. + 100 000 руб.), а переменная составляет 6000 руб. на единицу продукции (4000 руб. + + 2000 руб.). Уравнение (86) имеет вид:
при X = 200 шт. затраты составят: 3 = 400 000 руб. + 6000 руб. х X;
400 000 руб. + 6000 руб. х 200 шт. = 400 000 руб. + 1 200 000 руб. = 1 600 000 руб.
Заметим, что здесь полупеременных затрат как самостоятельной компоненты уже нет, из них выведены переменная и постоянная составляющие и прибавлены к переменным и постоянным затратам.
Соотношение
общей суммы затрат и объема производства
представлено на рис.
Рис. Зависимость общей суммы затрат от объема производства:
1- переменные затраты; 2- полупеременные затраты; 3- постоянные затраты
Если объем производства выразить количеством проданных единиц продукции X, а цену реализации единицы обозначить ЦРед , то общая сумма выручки В будет равна:
В = ЦРед х X.
При цене реализации единицы продукции в размере 9000 руб. выручка от реализации 200 изделий составит 1800 тыс. руб. Взаимосвязь затрат, объема и прибыли представлена на рис.
Рис. Зависимость затрат, объема производства и прибыли:
1-
постоянные расходы; 2 - полная себестоимость;
3- выручка от реализации
В теории и практике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянные не уделялось должного внимания. В странах с развитой рыночной экономикой это деление положено в основу современных систем управления затратами.
Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от сокращения его английского наименования — CVP). Операционный анализ — основной инструмент оперативного финансового планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены.
Ключевыми элементами операционного анализа являются:
СVР-анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие не имеет ни убытков, ни прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, расчетный и маржинальной прибыли.
На рис. точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат, является критической (К), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Точка равновесия не имеет большого практического значения, так как основное внимание обращено на зону получения прибыли. Область ниже критической точки — это область убытков. Область выше точки К — область прибыли. Таким образом, критическая точка — это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.
Математически точка равновесия определяется как равенство формул:
ЦР
ед х Х=ПЗ + (ПрЗедхХ).
Исходя
из этого уравнения точку
Другой способ определения критической точки основан на концепции маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.
Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли.
Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, т.е. маржинальная прибыль равна постоянным затратам.
Точка равновесия в единицах продукции при маржинальном подходе может быть определена как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции.
Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае выручка от реализации равна сумме переменных и постоянных затрат вместе с прибылью.
Таким образом, целевой объем продаж, который обеспечивал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать как отношение суммы постоянных затрат и прибыли к разнице между ценой и переменными затратами на единицу продукции. Эта разница между ценой и переменными затратами, отнесенная к единице продукции, и составляет маржинальную прибыль на единицу продукции.
Рассмотрим пример использования критической точки при планировании прибыли.
Предприятие планирует получить прибыль в следующем году в сумме 200 тыс. руб. Переменные затраты составляют 1000 руб. на единицу продукции, постоянные затраты — 400 тыс. руб. в год, цена продажи — 1800 руб. за единицу. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы получить заданный объем прибыли? Используя формулу, получим:
1800 руб. х X = 1000 руб. х X + 400 000 руб. + 200 000 руб.;
Х= 750.
Следовательно, чтобы получить прибыль в размере 200 тыс. руб., объем реализации должен быть равен 750 единицам.
Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли делают определенные допущения:
Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации — сила операционного рычага зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается у тех предприятий, где высок удельный вес переменных затрат. На предприятиях с большой силой операционного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям выручки от реализации. Даже незначительное снижение выручки может привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: производственный риск, риск излишних постоянных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давая возможности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.
При
благоприятной конъюнктуре
Рассмотрим пример действия операционного рычага.
Выручка предприятия в отчетном году составила 11 000 тыс. руб. при переменных затратах 9 300 тыс. руб. и постоянных затратах 1 500 тыс. руб. Что произойдет с прибылью при увеличении объема реализации продукции в плановом году до 12 000 тыс. руб.?
Традиционный расчет прибыли приведен в табл.
Таблица
Расчет
прибыли
Показатели | Текущий год, тыс.руб. | Плановый
год,
тыс.руб. |
Изменение,
% |
Выручка от реализации | 11000 | 12 000 | +9,1 |
Переменные затраты | 9 300 | 10 146,3
(9300+846,3) |
+9,1 |
Постоянные затраты | 1 500 | 1 500 | Остаются
неизменными |
Прибыль | 200 | 353,7
[(12 000 – (10 146,3 + 1,500)] |
+76,8 |
Эффект действия операционного рычага состоит в том, что выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль — на 76,8%.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли.
Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. По данным нашего примера сила операционного рычага составляет: (11 000 руб. - 9300 руб.) : 200 руб. = 8,5. Это означает, что при росте выручки на 9,1% прибыль возрастет на 77,3% (9,1% х 8,5). При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85% (10% х 8,5).