Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа
Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Он может иметь товарную и денежную формы. Кредит в товарной форме предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи, определенной родовыми признаками. Первоначально, когда возник кредит, он предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот и т. д.), с развитием обмена появилась денежная форма.
Если они занимаются также предпринимательской деятельностью, то уплачивают налог на прибыль, полученную по этим видам деятельности, и налог на пользователей автомобильных дорог.
Несмотря на некоммерческий характер деятельности, большинство существующих
кредитных кооперативов, союзов и ОВК второго типа ведут достаточно жесткую кредитную
политику в отношении своих членов. Ставка по процентным займам до середины 2001 г.
была вполне сравнима со ставками кредитов коммерческих банков, достигая в отдельных
случаях 60 - 80 % годовых. Более того, в некоторых кооперативах ставки процента превышали рыночные или были сопоставимы с доходностью наиболее привлекательных и рискованных рыночных инструментов. Из этого следует вывод, что мнение многих авторов, которые утверждают о предоставлении современными кредитными кооперативами своим членам дешевых займов, пока лишено основания.
Кроме того, многие ОВК второго типа наряду с финансовым обслуживанием членов (предоставлением кредитов, начислением процентов на сбережения) осуществляют и торговую деятельность. Поскольку считается, что последняя носит коммерческий характер, а следовательно, облагается налогом на прибыль, торговое обслуживание членов в некоторых ОВК производится через независимые от них подразделения. Имеется определенное противоречие в том, что финансовое обслуживание членов кредитного объединения не относится к коммерческой деятельности, а торговое считается таковым.
Здесь должно быть единообразие. Логичнее любое обслуживание членов объединения относить к некоммерческой деятельности. Даже достаточно высокие проценты, взимаемые по займам в кредитных объединениях, можно рассматривать как некоммерческие доходы в том случае, если они идут на расширение ресурсной базы для предоставления новых займов членам объединения или выплату процентов по их сбережениям. Важно, что доходы идут на нужды самих членов кооператива, и это отличает их от прибыли.
Неправомерно смешивать два типа ОВК. Общества взаимного кредита первого типа, как отмечалось, по сути являются крупными кредитными организациями, которые в основном ориентированы на финансовое обслуживание своих членов, но отнюдь не ограничиваются проведением операций такого рода.
Кроме того, они осуществляют большинство видов операций коммерческих банков, в отличие от ОВК второго типа, а также кредитных кооперативов и союзов. В настоящий момент в России наибольшее развитие получила группа банка «Первое ОВК». В нее к началу 2002 г. входило шесть банков, расположенных в крупных регионах страны, в частности Первое (в г. Санкт-Петербург), Центральное (в г. Москве), Приволжское, Поволжское, Сибирское и Дальневосточное ОВК. Эта группа по размеру капитала принадлежит к числу 20 крупнейших банков России, имеет лицензию Центрального банка РФ на проведение банковских операций и фактически является универсальным банком.
Среди операций, производимых данной группой, можно отметить такие, как обеспечение программ потребительского кредитования, осуществление операций в сети Интернет по пластиковым картам, переводов денежных средств, в том числе в зарубежные страны, обслуживание карт ведущих платежных систем мира и др.
Необходимо устранить недоразумение, связанное с двойным толкованием понятия ОВК. Это можно сделать, отказавшись от использования понятия ОВК применительно к учреждениям мелкого кредита, являющимся некоммерческими организациями. Вполне достаточно применять понятия «кредитный кооператив» и «кредитный союз» в тех смыслах ,о которых говорилось выше. Но одновременно необходимо более четко в законодательном порядке определить, чем отличается ОВК от обычного коммерческого банка.
Если следовать историческим аналогиям и учитывать опыт развитых стран (например, в Германии и Франции аналог ОВК - народные банки), то для получения статуса ОВК необходимо, чтобы было в уставе четко зафиксировано, что преимущественное обслуживание осуществляется в отношении членов организации.
Именно это и придает такой организации кооперативный характер. Например, можно ввести критерий, что не менее 50 % займов должно предоставляться членам ОВК. В настоящий момент кредитные объединения в России как в форме кооперативов, так и союзов имеют «маломощный» характер. Это относится и к количеству членов таких организаций, и к размерам располагаемых ими средств, особенно собственных. Многие организации существуют фактически только на бумаге. Развитие кредитной кооперации будет зависеть от того, как быстро сформируется ее трехуровневая система во главе с центральным банком кооперативного кредита, от законодательного обеспечения этого процесса, финансовой помощи не только зарубежных организаций, но и государства.
3.5. Специализированные кредитные организации.
Они являются необходимым элементом развитой инфраструктуры кредитного рынка. К ним, относятся различные финансовые компании, не входящие в соответствии с российским законодательством в банковскую систему России, но выполняющие некоторые кредитные функции. Такие компании, как правило, осуществляют выбранный по некоторому критерию определенный, достаточно узкий круг операций или ориентированы на конкретные группы клиентов. В последние входят лизинговые, факторинговые компании, а также компании, предоставляющие потребительские кредиты физическим лицам на основе взаимосвязанных схем движения товарных и денежных потоков с предприятиями торговли.
Помимо предоставления нетрадиционных кредитных услуг (услуг, не имеющих формы традиционной кредитной сделки) подобные компании вправе производить и другие сделки, отнесенные российским законодательством к банковским:
- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- оказание консультационных и информационных услуг, например сбор информации о кредитных историях потенциальных заемщиков. Оказание таких услуг осуществляется кредитными бюро.
Рассмотрим особенности деятельности некоторых видов таких компаний, а также
оценим возможности по их выходу на конкурентные рынки кредитных услуг.
3.6. Лизинговые компании.
В последние годы в России лизингу уделяется значительное внимание и не только со стороны независимых экспертов и средств массовой информации, но и, что очень показательно и важно, со стороны Правительства РФ. В результате рынок лизинговых услуг в стране динамично развивается. Этому способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Так, был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24. 12. 02)(СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2002. № 5. Ст. 376; № 52 (ч. 1). Ст. 5132.), в котором сформулированы следующие цели:
1) развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга);
2) защита прав собственности и прав участников инвестиционного процесса;
3) обеспечение эффективности инвестирования.
Данным Законом определены меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм):
- разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или отдельном регионе как части программы средне - и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона;
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с
использованием
- меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;
- организация инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
- предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством РФ, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от выдачи кредитов субъектам лизинга на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
- предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
- создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;
- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
- отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.
На основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 26. 03. 03)(СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093; № 50. Ст. 4925; 2003. № 2. Ст. 169; № 9. Ст. 805; № 11. Ст. 956; № 13. Ст. 1178.) после 10 февраля 2002 г. отменяется обязательное лицензирование лизинговой деятельности в РФ, хотя это воспринимается участниками рынка неоднозначно.
С одной стороны, это требование соответствует политике либерализации и открытости экономики; некоторые компании начинают использовать лизинг как инструмент сбытовой политики. Но, с другой стороны, отмена лицензирования уже сегодня приводит к тому, что при отсутствии пусть даже формального контроля и учета со стороны государства некоторые компании получили возможность подменять договоры купли-продажи договорами лизинга с целью уменьшения налогообложения. Банки вынуждены работать с компаниями, не имеющими опыта лизинговой деятельности, при этом возникает необходимость прилагать значительные усилия для их дополнительных проверок и корректировки лизинговых проектов. Нормы гл. 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ дают новые возможности для маневра при проектировании многих лизинговых сделок. По различным оценкам объем российского лизингового рынка в 2001 г. составил от 1,7 до 2 млрд дол. Прирост инвестиций по лизингу по сравнению с 2000 г. оценивается в пределах 40 - 66 %. Доля инвестиций по лизингу в основные производственные фонды по расчетам специалистов колеблется от 2 до 4 %. По состоянию на начало 2002 г. в России было зарегистрировано около 2000 лизинговых компаний, но реально работали на рынке не более 200 из них.
Сейчас уже можно говорить о том, что в России сформировалась структура лизингодателей, в которую входят:
- банки, осуществляющие льготное финансирование лизинговых операций для своих клиентов;
- лизинговые компании, выступающие в роли дочерних компаний банков или созданные при участии банковского капитала;
- компании, существующие в рамках финансово-промышленных групп;
- специализированные лизинговые компании, организованные крупными производителями машин и оборудования;
- лизинговые компании, образованные предприятиями, специализирующимися на покупке, поставке и обслуживании техники;
- муниципальные лизинговые компании, которые были созданы при муниципалитетах, и в основе являются компаниями малого бизнеса;
- компании, образованные иностранными банками и зарубежными лизинговыми компаниями исключительно для обслуживания своих клиентов-нерезидентов;
- независимые лизинговые компании.
Все лизинговые компании функционируют благодаря привлечению в различной степени банковского кредита. Сами же банки редко участвуют в лизинговых операциях в качестве лизингодателей. Наибольшую активность на российском рынке в настоящее время проявляют лизинговые компании, созданные в рамках крупных промышленных и финансово-промышленных групп. Такая компания имеет возможность эффективно управлять «длинными деньгами», которые удается привлечь либо банку, либо группе, концентрируя их в своих руках. Плюсы такой лизинговой компании заключаются в следующем:
- во-первых, опираясь на сотрудничество с банком, можно находить кредитные ресурсы, используя при этом экспортные агентства, операции с возможностью обратного выкупа оборудования, или просто через открытие кредитных рисков на предприятии своей промышленной группы;
- во-вторых, лизинговая компания способна четко проводить концепцию единого покупателя, что в итоге оказывает положительное влияние на цены;
- в-третьих, наличие лизинговой компании в рамках финансово-промышленной группы предполагает защиту собственности. Если новое оборудование приобретается на лизинговую компанию и сдается в лизинг предприятиям, то, несмотря ни на какие попытки в дальнейшем отобрать эти предприятия у их собственников, все новое оборудование продолжает оставаться у лизинговой компании.
В течение последних двух лет было создано большое количество новых лизинговых компаний с участием российского и западного капиталов. На российский рынок пришли многие иностранные компании-нерезиденты. В качестве резидентов были учреждены и стали действовать компании «Даймлер Крайслер лизинг автомобили», «Райффайзен-лизинг»,