Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа
Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Он может иметь товарную и денежную формы. Кредит в товарной форме предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи, определенной родовыми признаками. Первоначально, когда возник кредит, он предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот и т. д.), с развитием обмена появилась денежная форма.
Основные банковские капиталы были сконцентрированы в шести ведущих банках - Русском для внешней торговли, Волжско-Камском, Московском купеческом, Петроградском международном и Русском торгово-промышленном. Четыре из них имели вложения в активные операции в размере 0,5 млрд руб. каждый, а два - по 450 млн руб. Они занимали не только ведущее положение в банковской сфере, но и были фактическими владельцами промышленных монополий. Следует отметить, что аналогичные тенденции прослеживались и в банковских системах зарубежных стран, например Франции, Германии, Англии, где хозяевами положения в банковском деле были 6 - 7 крупных банков.
3. 2. Кредитная система социалистического типа. Этапы ее создания и
особенности функционирования.
Кредитная система дореволюционной России, концентрирующая основные денежные потоки, играла важную роль в экономике страны. Поэтому после Октябрьской революции 1917 г . одной из основных целей партии большевиков был захват банковского аппарата и превращение его в более широкий, более всеобъемлющий, более всенародный, что давало возможность фактически установить контроль над народным хозяйством в целом . Значимость кредитной системы обусловила то, что государственная монополизация банков была осуществлена раньше, чем промышленности. 14 декабря 1917 г. был подписан Декрет о национализации кредитной системы и образовании Единого народного банка российской республики, объединяющего все существовавшие на тот момент государственные, акционерные и частные банки . Позднее капиталы банков были конфискованы, а банковское дело объявлено государственной монополией. Такие действия объяснялись необходимостью освобождения трудящихся от эксплуатации банковского капитала. Кредитная система была практически ликвидирована.
Для реализации стоящих перед новым государством задач банки были превращены в «узловые пункты общественного счетоводства», на которые возлагались учетно-организационные функции. Роль всеобщей бухгалтерии народного хозяйства была признана основной для банков, а операции по аккумулированию и перераспределению денежных средств ими практически не осуществлялись и считались неактуальными в условиях военного коммунизма. Хозяйственная система этого периода была фактически безденежной и строго централизованной. В течение нескольких лет (с 1917 по 1920 г.) советским правительством был принят ряд мер по ликвидации денежного обращения.
Установление порядка расчетов между государством и предприятиями без использования денежных знаков привело к упрощению банковских операций. Единственный на тот момент в стране Единый народный банк превратился в расчетное учреждение, а позднее слился с Центральным бюджетно-расчетным управлением Народного комиссариата финансов. С января 1920 г. в стране не существовало банков.
Ситуация изменилась в середине 1921 г., когда было принято решение о переходе к новой экономической политике. Для восстановления разрушенного гражданской войной хозяйства использовались принципы рыночной экономики, большая часть государственных предприятий была переведена на хозрасчет. Возобновление товарно-денежных отношений приводило к необходимости реконструкции кредитной системы.
15 октября 1921 г. был основан Государственный банк РСФСР с капиталом, выделенным из государственных средств, в размере 2 трлн руб., которые приблизительно равнялись 50 млн руб. довоенных. Основные цели деятельности Госбанка заключались в восстановлении денежного обращения и контроле за его осуществлением, а также в содействии развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота.
Госбанк имел право банкнот ной эмиссии, что служило мощным ресурсом для проведения активных операций. Все они осуществлялись исходя из принципа народно-хозяйственной целесообразности, в отличие от ранее существовавшего Единого народного банка Госбанк выполнял кредитные функции - выдачи ссуд, открытие онкольных кредитов с обеспечением товарами и товарными документами, учет векселей. Кроме того, им проводились купля-продажа ценных бумаг, вкладные, валютные, переводные и другие операции.
Значительные темпы инфляции обусловливали высокий процент по ссудным операциям, который был установлен в размере 8 % для государственных и 12 % для частных предприятий в месяц. По мере восстановления народного хозяйства все больше возрастала потребность в банковских услугах. Государственный банк был не в состоянии обеспечивать кредитное обслуживание экономики в полном объеме. Поэтому возникла необходимость в расширении сети кредитных организаций. В 1922 г. были созданы первые акционерные банки -
Всероссийский банк потребительской кооперации (Покобанк), Украинбанк, Юго-восточный
банк. Значительное распространение получили общества взаимного кредита, объединяющие мелкий и средний торгово-промышленный капитал. Для отраслевого обслуживания народного хозяйства были созданы специальные банки, которые могли проводить широкий круг банковских операций за счет привлекаемых средств, исключая эмиссию банкнот. Это были Всероссийский торгово-промышленный банк (Промбанк) и Всероссийский коммерческий банк (Росскомбанк). Следует отметить, что последний был основан на шведском капитале в размере 10 млн руб. золотом.
При этом за два года (с 1923 по 1925 г.) сводная валюта баланса кредитных организаций увеличилась в 5 раз, а учетно-ссудные операции - в 5 раз. Стабильно росли остатки текущих и депозитных счетов, объем привлекаемых средств возрос почти в 7 раз. Кроме перечисленных выше организаций в состав кредитной системы входили ломбарды, созданные в 1922 и 1923 г. Они представляли собой хозрасчетные предприятия, находящиеся в ведении местных советов в системе учреждений бытового обслуживания. Ломбарды предоставляли ссуды населению под залог движимого имущества, а также осуществляли хранение ценностей за плату. Размер ссуды достигал 75 % стоимости закладываемых вещей, а по драгоценным металлам и камням - до 90 %.
Активное развитие кредитной системы было положительным фактором. Но значительная роль частного капитала (банковского, промышленного) не могла не вызвать опасения руководства страны. Кроме того, кредитная система выполнила поставленные перед ней задачи восстановительного периода.
Во-первых, было возобновлено денежное обращение и создана денежная система на основе новой валюты - банкнот Госбанка.
Во-вторых, произошло снижение темпов инфляции, а расширение денежной массы соответствовало товарному обороту.
В-третьих, с помощью банковского контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины была налажена работа предприятий.
В-четвертых, благодаря выполнению банками функции по привлечению и перераспределению свободных денежных средств многие отрасли получили необходимую кредитную поддержку. В-пятых, отсутствие территориальных границ для банковского капитала оказало неоценимую помощь в восстановлении экономической целостности страны.
Достигнутые успехи позволили в 1926 г. начать активные действия по обобществлению промышленности, торговли, а в дальнейшем и кредитной системы. Устранение частного капитала с рынка происходило на фоне развернувшейся реконструкции промышленности. Возведение новых зданий и замена устаревшего оборудования требовали долгосрочных вложений. Изданными законодательными актами предприятиям предписывалось направлять средства через бюджет или систему долгосрочного кредитования на капитальное строительство.
Расходы на закупку материалов и производство строительных работ привели к уменьшению текущих счетов в банках. Таким образом, ресурсная база негосударственных кредитных организаций резко сократилась.
Одновременно возросли остатки на бюджетных счетах, так как средства для безвозвратного финансирования народного хозяйства аккумулировались в основном бюджетом путем принудительного сбора доходов государственных предприятий.
Распределение этих средств между отраслями и предприятиями осуществлялось через банки исходя из государственного плана, в соответствии с которым устанавливался объем и сроки предоставления средств. По мере сокращения частного сектора происходил рост государственного бюджета и расширялись объемы централизованного планирования. На бюджет была возложена основная задача по перераспределению средств, особенно долгосрочного характера.
Но кредит как добровольный, а не принудительный метод аккумуляции денежных ресурсов и их перераспределения не был ликвидирован. Тем не менее в структуре банковских активов произошло разграничение двух групп операций - краткосрочного кредитования и долгосрочного финансирования.
3. 3. Современная кредитная система Российской Федерации
Прежде чем охарактеризовать современную структуру кредитной системы России, следует отметить, что российское законодательство дает слишком узкую трактовку кредитной организации. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Из этого определения следует, что российским законодательством кредитными организациями признаются лишь те, которые имеют лицензию Банка России на проведение банковских операций. Прочие организации, предоставляющие займы в различных формах и другие услуги, аналогичные кредитным (например, лизинговые, факторинговые и т. п.), но не имеющие лицензии Банка России на осуществление банковских операций, кредитными не считаются.
Узость законодательной трактовки понятия «кредитная организация» проявляется и в выделении конкретных видов кредитных организаций. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ они могут быть двух видов - банки и небанковские кредитные организации. Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для таких кредитных организаций должен устанавливать Банк России.
Пользуясь предоставленными ему полномочиями, последний в настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций - расчетные, депозитно-кредитные небанковские кредитные организации и небанковские кредитные организации инкассации. Из данного перечня следует, что ни факторинговые, ни лизинговые, ни другие подобные им организации, ни кредитные кооперативы не отнесены к кредитным небанковским организациям.
В то же время кредитные организации, названные небанковскими, по существу являются банками с ограниченным перечнем разрешенных им операций, который устанавливает Банк России для каждого из определенных им типов небанковских кредитных организаций (Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального
регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих
депозитные и кредитные
Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение - обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг, проводить расчеты по пластиковым картам, инкассировать денежные средства, платежные и расчетные документы, осуществлять кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами. Банком России установлено, что такие организации могут осуществлять следующие банковские операции:
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- предоставление кредитов клиентам - участникам расчетов на завершение последних по совершенным сделкам (Если это предусмотрено их уставом и закреплено в выданной Банком России лицензии.);
- размещение временно свободных денежных средств, которое может происходить либо в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ, отнесенных Банком России к вложениям с нулевым риском, либо в форме остатков на корреспондентских счетах в Банке России и кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов. Расчетные небанковские кредитные организации представляют отчетность в Банк России и их деятельность регулируется последним как банков. Учет всех своих операций они также осуществляют как банковские кредитные организации.
Небанковские депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от последних, обеспечивать доверительное управление денежными средствами и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. Следует отметить, что лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать осуществление разрешенных им операций либо только в валюте РФ, либо и в валюте РФ, и в иностранной.
Но при любой лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещены следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;
- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;