Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа
Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Он может иметь товарную и денежную формы. Кредит в товарной форме предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи, определенной родовыми признаками. Первоначально, когда возник кредит, он предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот и т. д.), с развитием обмена появилась денежная форма.
«Дойче Лизинг Восток», «Дельта-Лизинг», «Вольво трак финанс», «Цеппелин Русланд
(Caterpillar)» и др.
Заинтересованность государства в развитии лизингового рынка и привлечении инвестиций в Россию позитивно скажется на дальнейшей активизации рынка лизинговых услуг. Практически после годового перерыва в полную силу заработал федеральный аграрный лизинг, но уже на новой экономической и правовой основе. Созданная по замыслу Правительства РФ новая национальная система аграрного лизинга является в настоящее время мощнейшим инвестиционным институтом. В основе системы лежит деятельность государственной агропромышленной компании «Росагролизинг», уставный капитал которой сформирован за счет целевых бюджетных средств в размере 8 млрд руб. Компания заключила более 300 договоров лизинга и работает с 60 субъектами РФ. Она закупила и распределила по регионам 4708 единиц сельскохозяйственной техники: 3219 комбайнов, 1063 трактора, 426 единиц прочей техники. Получил поддержку государства и авиационный лизинг.
На российском рынке используются около 30 различных схем проведения лизинговых
операций. Они разрабатываются с учетом: - применения различных комбинаций в организации более гибких форм взаимоотношений партнеров, позволяющих уменьшить стоимость проведения лизинговых операций с различными видами имущества;
- минимизации налогообложения участников лизинга;
- возможности привлечения более дешевого финансирования проектов.
Помимо договоров классического финансового лизинга заключаются соглашения по возвратному лизингу, вендор-лизингу, лизингу «под ключ» и оперативному.
3.7. Факторинговые компании.
Одной из перспективных посреднических услуг в современных условиях становится факторинг, который представляет собой комиссионно-посредническую деятельность, связанную с переуступкой фактор-фирме клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права
получения (взимания) платежа по ним, иными словами, инкассирования дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). В роли фактор -
фирмы могут выступать как банки,
так и независимые
А с учетом хронического дефицита оборотных средств, труднодоступности банковского кредита и отсутствия альтернативных источников финансирования возможности поставщика производить продукцию снижаются. Факторинг позволяет предприятию привлекать финансирование, оптимизировать срок кредита, стимулировать сбыт продукции, увеличивать ликвидность и скорость оборота средств, а также сконцентрировать свои усилия на производстве продукции без отвлечения на решение финансовых проблем, связанных с погашением дебиторской задолженности. Таким образом, потребность в факторинге как способе пополнения краткосрочных финансовых ресурсов предприятий очевидна.
Внедрение факторинга в российскую практику может также способствовать эффективному решению ряда макроэкономических задач. Ликвидировать проблему неплатежей за счет добавления в экономику денежных средств и расширения вексельного обращения невозможно, так как рост денежной массы в этом случае будет иметь неблагоприятные инфляционные последствия.
Факторинг же позволяет избежать этой опасности, так как, предлагая расчеты преимущественно денежными средствами, факторинговая компания в отличие от банка не создает дополнительных платежных средств. Факторинг не подразумевает вторичного рынка долгов, и не имеет такой удобной формы их обращения как, например, векселя. Кроме того, факторинговая компания ведет тщательный учет положения дел своих клиентов, что препятствует возникновению безнадежных долгов, т. е. покрываются потребности в денежных ресурсах только тех поставщиков, продукция которых пользуется спросом на рынке, а следовательно, будет оплачена конечными потребителями. Таким образом, факторинг помогает решить проблему нехватки оборотных средств, не образуя при этом излишней денежной массы. Факторинг способствует не только улучшению расчетов в народном хозяйстве, но и повышению качества менеджмента на предприятиях, пользующихся услугами факторинговых фирм, что в итоге увеличивает их накопления, а следовательно, и налоговые поступления в бюджет государства.
Широкое применение услуги факторинговых фирм могут найти и в международной торговле, особенно при экспорте продукции, так как экспортер получает 100 %-ю гарантию на получение всех платежей по своим счетам. В результате факторинговые операции содействуют развитию внешнеторговых связей, что оказывает благоприятное воздействие на платежный баланс страны. Кроме того, факторинг является эффективным экономическим инструментом в борьбе с утечкой капитала, который крайне необходим российскому рынку как альтернатива административным методам валютного контроля.
С принятием ч. 2 Гражданского кодекса РФ создана правовая база для функционирования рынка факторинговых услуг; введенная гл. 43 «Финансирование под уступку денежного требования» до настоящего времени является единственным документом, регламентирующим взаимоотношения по договору факторинга. Законом «О банках и банковской деятельности» факторинг включен в состав банковских операций и сделок. По действующему законодательству России приобретать денежное требование за деньги (совершать факторинговые сделки) могут финансовые агенты, к которым относятся:
- банки и иные кредитные организации;
- другие коммерческие организации, не входящие в банковскую систему.
В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» после 10 февраля 2002 г. факторинговая деятельность не подлежит лицензированию. Развитие факторинга в России до сих пор не получило должного распространения; данную услугу на российском рынке необходимо рассматривать как финансовую инновацию. В настоящее время полноценному развитию рынка факторинговых услуг препятствуют многие причины.
Главной из них, сдерживающей широкое начало работы со стороны российских кредитных организаций по обслуживанию дебиторских задолженностей покупателей, служит отсутствие ее четкой методологии. Товарное кредитование существенно отличается от банковского. Самое основное различие заключается в том, что если не возвращенный в срок банковский кредит в большинстве случаев оказывается безнадежным, обязательства по товарному кредиту почти всегда выполняются, поскольку в его основе лежит реальная поставка товаров. Предоставление факторинговых услуг - далеко не самая простая деятельность, чем во многом и объясняется потребность в организации и функционировании на этом рынке специализированных фирм. Помимо экономической (например, оценка финансового состояния клиентов) и бухгалтерской деятельности фактор-фирмы должны осуществлять информационные (маркетинговые) услуги по анализу рынка , сбору информации о конкурентах, состоянии дебиторской задолженности клиентов, их дебиторах, качестве товаров и т. д. Финансовые фактор-фирмы на профессиональной основе накапливают и передают тесно связанным с ними предприятиям данные о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов , гарантируют возмещение долга, оказывают экономическое давление на клиентов с тем, чтобы они при спорах с «дружественным» фактор-фирме предприятием правильно относились к его требованиям.
Другая причина слабого развития факторинговых услуг состоит в том, что российское налоговое законодательство устанавливает неконкурентные условия налогообложения факторинговых операций по сравнению с условиями налогообложения других посреднических операций.
В Европе все авторитетные фактор-фирмы являются членами саморегулируемых организаций FCI [Международная факторинговая группа (Factor Chain International - FCI) основана в 1968 г., штаб-квартира - в Амстердаме. Совокупный годовой оборот ее членов превышает 264 млрд дол., что составляет примерно половину годового оборота мирового фактор-бизнеса.
Среди учредителей FCI мощные транснациональные банки.] или IFG (Международная группа факторов (International Factors Group - IFG) основана в 1962 г., штаб-квартира - в Брюсселе. Она объединяет на сегодняшний день 57 компаний и банков из 35 стран с годовым оборотом по факторингу более 15 млрд дол.). Объем операций компаний, входящих в IFG, составляет 80 млрд дол. в год (около 30 % общемирового уровня). Все участники IFG связаны единой компьютерной сетью ИФДЕКС (IFDEX), действующей по принципу СВИФТ.), поэтому в любой стране они могут предъявлять правовые санкции к покупателю через их членов. Профессиональные участники российского рынка факторинговых услуг также должны стремиться к созданию единых правил и обычаев делового оборота, объединению своих интересов. Но в силу практического отсутствия этого бизнеса в России осуществить это на одном энтузиазме очень трудно.
Неоднозначны и оценки спроса со стороны отечественных предприятий на данные услуги. С одной стороны, проблемы, решаемые с помощью этих инструментов (недостаток оборотных средств, необходимость финансирования товарного кредита, большая доля просроченной дебиторской задолженности), весьма актуальны для российских предприятий. С другой стороны, далеко не все из них, имеющие такие проблемы, являются потенциальными клиентами финансовых агентов. Во-первых, при реализации факторинговых схем от клиента требуется полная легализация всего бизнеса, а это в современных условиях приемлемо далеко не для всех предприятий. Во-вторых, уровень доверия последних к финансовым агентам невысок.
Итак, экономические предпосылки активного развития факторинга в России очевидны. В условиях современной российской экономики растущий спрос на новые источники финансирования со стороны реального сектора ставит перед законодателями задачи по решению насущных вопросов нормативного регулирования факторинговой деятельности.
Необходимо определить основополагающие правила для деятельности новых участников рыночных отношений. Вследствие рассмотренной выше ситуации в этой области необходимо наряду с решением вопросов налогообложения начать разработку федерального закона о факторинге. Особое внимание следует уделить организации экспортно-импортных факторинговых операций. Все это будет способствовать развитию промышленности, росту производства и ускорению оборота капитала.
3.8. Финансовые компании.
Для расширения кредитования населения в настоящее время создаются финансовые компании, функционирующие при предприятиях торговли на основе взаимосвязанных схем движения товарных и денежных потоков. В основном организуется
кредитование потребностей физических лиц по приобретению товаров длительного пользования - телевизоров, холодильников, стиральных машин, видеокамер, компьютеров, мебели, сотовых телефонов и т. д. Благодаря созданию финансовой компании все участники схемы связанного кредитования получают преимущества. У продавцов происходит резкое увеличение спроса на продукцию (за счет продажи в кредит на наиболее выгодных условиях) , а следовательно, и рост оборота и прибыли. Кроме того, они имеют гарантии получения кредита в требуемом объеме и в необходимые сроки, что особенно важно для бизнеса, чувствительного к своевременному финансированию, например для строительства.
Преимущества покупателя заключаются в значительном снижении ставки процента по кредиту и возможности получения более долгосрочных кредитов (от 1 года и выше). Сами финансовые компании, предлагая разнообразные схемы связанного кредитования,
привлекают значительное число дополнительных клиентов (как покупателей , так и продавцов), расширяют свои рынки и получают конкурентные преимущества. У них не возникает проблемы залога. При этом формируются предпосылки для долгосрочного сотрудничества с клиентами.
Литература
1. Балабанов И. Т., Гончарук О. В., Савинская И. А. Деньги и финансовые институты.
СПб., 2000.
2. Банковская система России: Настольная книга банкира. Лизинговые, факторинговые
и форфейтинговые операции банков. М., 1995.
3. Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. М., 2003.
4. Бродский Г. М., Бродский М.
Н. Право и экономика
1998.
5. Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина. М., 1999.
6. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и
деньги. СПб., 2000.
7. Космачева ИМ. Кредитная кооперативная система. СПб., 2002.
8. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е. Ф. Жукова. М., 1995.
9. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Под ред. Е. Г. Черновой. СПб., 1999.
10. Атлас З. В. Деньги и кредит (при капитализме и в СССР). М., 1930.
11. Брегелъ Э. Я. Кредит и кредитная система капитализма. М., 1948., Диянский А.В.