Кредит и кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Он может иметь товарную и денежную формы. Кредит в товарной форме предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи, определенной родовыми признаками. Первоначально, когда возник кредит, он предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот и т. д.), с развитием обмена появилась денежная форма.

Работа состоит из  1 файл

(2)Деньги, кредит, банки, Галяутдинова Р.А..doc(2).docx

— 154.88 Кб (Скачать документ)

        - осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

          Небанковским депозитно-кредитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом. Банк России осуществляет надзор за деятельностью этих кредитных организаций, устанавливает для них обязательные экономические нормативы и требования по созданию резервов и ограничению рисков.

        Помимо определенных банковским законодательством видов кредитных организаций по содержанию своей деятельности таковыми являются также создаваемые на основе других законодательных актов кредитные кооперативы, кредитные союзы, общества взаимного кредита, лизинговые, факторинговые, финансовые и другие организации, осуществляющие кредитные операции без лицензии Банка России.

        Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании банков, количество которых составляло в 2002 г. около 1300, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций), нечеткости законодательного регулирования прочих кредитных организаций, не включенных в банковскую систему, и отсутствии единых подходов к надзору за их деятельностью.

        Так, число небанковских кредитных организаций, зарегистрированных Банком России, в 2003 г. не превышало 50. Появился заметный слой кооперативных учреждений мелкого кредита, который насчитывает уже более 300 организаций. Однако их размер и ресурсы несопоставимы пока с коммерческими банками. В то же время создано значительное число других финансовых организаций, не входящих в кредитный сектор. Так, количество негосударственных пенсионных фондов (НПФ) составляет около 300, паевых инвестиционных фондов и компаний - около 30, страховых компаний - около 150. Эти организации все активнее конкурируют с банками и другими кредитными организациями за привлечение ресурсов, осваивают новые финансовые услуги, не являющиеся по форме банковскими, но аналогичные им по своему содержанию.

3.4. Возрождение кредитной кооперации.

         В кредитной системе России в широком понимании как совокупности разнообразных организаций, предоставляющих кредиты и займы в различных формах, в последнее время происходит интенсивный процесс создания кредитных институтов (Здесь специально не употребляется понятие «кредитная организация» , чтобы не войти в противоречие с законодательством.) , которые не ставят перед собой в качестве основной цели привлечение прибыли. Поэтому они не могут быть признаны по закону кредитными организациями. Речь идет об учреждениях малого кредита, создаваемых их членами (пайщиками) и призванных удовлетворять их потребности в ряде финансовых услуг, в первую очередь займах и сбережениях.

         В России происходит возрождение основ кредитной кооперации, хотя еще этот процесс не носит массового характера и не получил окончательного законодательного оформления. Тем не менее очевидно, что кредитные кооперативы со временем займут важную рыночную нишу - возьмут на себя кредитную поддержку мелких и средних предпринимателей, фермерских хозяйств и отдельных физических лиц.

         Дело в том, что для коммерческих банков кредитование малых предприятий и особенно физических лиц мало выгодно, так как оно сопряжено с высокими транзакционными издержками, относительно низкими ставками процента и высокими рисками неплатежа. Суть же деятельности кредитных кооперативов, заключается в использовании принципов кооперативного движения по отношению к лицам, которые не обладают значительным размером капитала, но нуждаются в кредитах на производственные цели, а также для потребительских нужд (приобретения жилья, другой недвижимости и т. п.).

         Отметим наиболее характерные черты возрождающейся в России кредитной кооперации. Примерно с середины 1990-х гг. в России начался процесс постепенного возрождения кредитной и других форм кооперации, развивающийся пока только в сельском хозяйстве и в незначительном объеме в жилищном строительстве. Этот процесс был вызван острыми потребностями фермеров в финансовых ресурсах, которые трудно приобрести на приемлемых условиях у коммерческих банков. По мере возникновения все большего числа кредитных кооперативов к ним усилилось внимание местных органов власти, практиков и теоретиков. В результате на общероссийском и региональном уровнях стали появляться общественные организации, цель которых заключалась в содействии развитию кредитной кооперации.

         Среди них особую роль на общероссийском уровне играют Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) и Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК), созданные соответственно в феврале и августе 1997 г. Первый был основан по инициативе Минсельхозпрода РФ и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), а второй - как негосударственная некоммерческая организация в августе 1997 года по инициативе АККОР ФРСКК.

         Цели и задачи этих двух указанных организаций аналогичны и в основном сводятся к организационно-методическому содействию в создании и развитии сельских кредитных кооперативов. Еще одна достаточно известная организация общероссийского масштаба - Лига кредитных союзов, которая объединяет кредитные кооперативные организации физических лиц.

         В то же время на общероссийском уровне еще не заложены четкие правовые основы деятельности кредитной кооперации. Это выражается прежде всего в том, что не принят, хотя и давно разрабатывается, закон о кредитной кооперации. Основной причиной является нежелание монетарных властей, прежде всего Банка России, признавать за кредитными кооперативами особый статус некоммерческих организаций. Это автоматически выводит их из-под надзора Банка России и создает для них определенные преимущества перед коммерческими банками. В то же время конкурентные возможности кредитных кооперативов ослаблены целым рядом факторов, прежде всего недостаточной ресурсной базой, ограничениями на ведение коммерческих операций и др.

         В силу отсутствия общероссийского закона о кредитной кооперации деятельность последней регулируется в первую очередь Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 11. 06. 03))СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 160; Ст. 167; № 24. Ст. 2248.). В нем практически никак не отражена специфика кредитных кооперативов, в отличие от их других типов. Определено лишь, что кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств их членов и что они относятся к типу потребительских кооперативов, а следовательно, де-юре являются некоммерческими организациями.

       Все остальные нормы, в том числе регулирующие порядок вступления и выхода из кооператива, деятельность его органов управления, механизм создания, ликвидации и т. д., являются общими для всех сельскохозяйственных потребительских кооперативов (Следует отметить, что значительная часть норм вообще совпадает для

потребительских и производственных сельскохозяйственных кооперативов.).

        Отметим, что специальные законы о кредитной кооперации отсутствуют и во многих высокоразвитых странах. В июле 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»(СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3420.). Это было половинчатое решение, поскольку кредитные кооперативы юридических лиц не подпадают опять под действие специального закона.

        Если в дальнейшем все же не будет принят закон о кредитной кооперации, то возникнет множество законов, что затруднит правовое регулирование кредитной кооперации. В связи с этим гораздо целесообразнее принять единый закон, в котором были бы самостоятельные

разделы, посвященные отдельным  видам кредитных кооперативов, причем не только как объединений граждан или юридических лиц, но и объединений лиц различной отраслевой принадлежности. В частности, ввиду специфики сельского хозяйства сельские кредитные кооперативы могли бы быть выделены особо.

       Кредитные кооперативы имеются еще далеко не во всех регионах России, хотя ареал их распространения постепенно расширяется. На 1 сентября 2000 г. кредитные кооперативы существовали в 29 субъектах РФ. Однако общее их число (около 200), конечно, крайне мало, учитывая огромную территорию России. Сравнение с развитыми странами и дореволюционной Россией это легко подтверждает. Так, в Японии их число превышает 3800, в Германии составляет около 2800, а во Франции и Италии приближается к 1500. В 1914 г. в России общее число кредитных кооперативов всех видов (кредитные и ссудосберегательные товарищества, общества взаимного кредита и др.) составляло около 14 000.

        Конечно, решение вопроса не заключается только в увеличении количества кооперативов, и процесс их создания не должен носить характер «всеобщей коллективизации», осуществляемой по общему плану и в кратчайшие сроки. Однако ограниченное число современных российских

кредитных кооперативов свидетельствует, что их развитие находится на начальной  стадии.

 

        Еще одним свидетельством этого является малый охват фермерских хозяйств кредитной кооперацией. Так, на конец 2000 г. из более чем 250 тыс. фермеров число пайщиков кредитных кооперативов составляло всего около 5 тыс. человек .

        В ряде регионов, в которых процесс развития кооперативных форм идет наиболее интенсивно, разработаны свои собственные нормативные акты по кооперации. К таким регионам относятся, в частности, Волгоградская, Саратовская, Челябинская, Тюменская и некоторые другие области. Существующие российские формы кредитной кооперации возникли различными путями. Во многих случаях их создание стало результатом проявления инициативы фермеров на местах и некоторых российских организаций (Фонда развития кредитной кооперации, Лиги кредитных союзов). Часть кредитных кооперативов возникла в рамках реализации международных программ

          На практике встречаются случаи сочетания этих двух путей учреждения кредитных кооперативов. Большое распространение в последние годы получило создание новых кредитных кооперативов и союзов за счет средств зарубежных программ, которые предоставляются российским фондам и организациям. Это привело к тому, что средства, выделяемые иностранными организациями, стали превалировать над внутренними источниками финансирования.

        Дадим характеристику наиболее общих черт, присущих вновь возникающим кредитным кооперативным формам. Прежде всего ввиду отсутствия единого закона о кредитной кооперации на конец 2001 - начало 2002 г. возникло некоторое несоответствие понятий, смешение форм кредитной кооперации. В настоящий момент существуют следующие основные формы кредитной кооперации:

        1) кредитные кооперативы как объединения юридических и физических лиц. Их историческим аналогом в России (конец XIX - начало XX в.) были ссудосберегательные и кредитные товарищества;

       2) кредитные союзы как объединения только физических лиц. Предшественником кредитных союзов в России являлись кассы взаимопомощи граждан;

        3) общества взаимного кредита (ОВК), которые в свою очередь также имеют две основных формы:

        3. 1) ОВК, являющиеся кредитными организациями, близкие по выполняемым функциям к коммерческим банкам, но построенные на кооперативных началах;

        3. 2) ОВК, являющиеся некоммерческими организациями, расположенные в основном в сельской местности и очень близкие по своим задачам и статусу к кредитным кооперативам.

        Первая форма ОВК существовала в России до революции и в период нэпа, а вторая возникла в современной России. При этом в действующем законодательстве четко не определено, какие организации следует считать кредитными кооперативами, союзами или ОВК. Часто ссылаются на то, что правовой основой их деятельности является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 21. 03. 02)(СЗ РФ. 1995. № 25. Ст.2343; 2002. № 12. Ст. 1093.).

         Однако в нем содержится лишь несколько основных положений об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Классификация форм кредитной кооперации отсутствует и в других законах. На практике это приводит к тому, что при регистрации, во-первых, смешивают разные формы, во-вторых, применяют законы, которые действительны для одних форм, к другим. Можно привести целый ряд примеров, когда организация регистрируется под названием «кредитный союз», хотя по сути является кредитным кооперативом, поскольку включает юридических лиц. Встречаются случаи, когда кредитные союзы регистрируются как кооперативы.

        Кроме того, к кредитным сельскохозяйственным кооперативам применяют Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан», что неправомерно. Законодательные нормы,

регулирующие состав членов этих кооперативов, и характер использования займов различны. Применение норм данного Закона на практике означает, что основной целью деятельности кредитного объединения является финансовое обслуживание членов объединения, а не получение прибыли.

          В названии многих российских кооперативных организаций подчеркивается, что они являются некоммерческими. Такой характер рассматриваемых организаций обусловливает более льготную систему их налогообложения, а также уход из-под юрисдикции Банка России.

          В частности, на кредитные кооперативы, союзы и ОВК второго типа не распространяется действие нормативных актов Банка России и в первую очередь Инструкции № 1 (нормативы ликвидности, достаточности капитала, резервные нормы и др.).

          В кредитных потребительских кооперативах и союзах при осуществлении деятельности, не

являющейся предпринимательской, и финансировании ее за счет взносов членов не возникает базы для исчисления налога на прибыль. После вступления в действие с 1 января 2001 г. ч. 2 Налогового кодекса РФ от НДС освобождены операции оказания финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме. В то же время кредитные кооперативы и союзы являются плательщиками единого социального налога, а также налога на имущество.

Информация о работе Кредит и кредитная система