Кредитная политика коммерческого банка. Оформление и учёт операций по кредитованию юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть содержание кредитной политики банка, оформление и учет кредитов, предоставленных юридическим лицам.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение понятия кредита, его связь с займом и ссудой;
- составление классификации банковских кредитов и их характеристика;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…………………….3
1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИ...……………………………………5
1.1 Понятие кредита……………………………………………………………………………..5
1.2 Классификация кредитов и их характеристика…………………………………………...7
1.3 Особенности кредитования юридических лиц…………………………………………….9
2. СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……...11
2.1. Роль и элементы кредитной политики. Факторы её определяющие…………………11
2.2. Анализ кредитоспособности заемщика…………………………………………………..17
2.3. Кредитная документация: виды, оформление…………………………………………...21
2.4. Особенности формирования кредитного портфеля……………………………………26
2.5. Обеспечение кредита как форма снижения кредитного риска…………………………30
3. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.……………..38
3.1 Учет операций по предоставлению кредитов юридическим лицам…………………….38
3.2 Учет начисления и удержания процентов по предоставленным кредитам…………….40
3.3 Порядок погашения предоставленных кредитов…………………………………………42
4. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА РФ……….….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………...50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЯ......………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     - расчет собственного лимита кредитования  или риска на потенциального  заемщика.

     Для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах и для расчета перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде банки используют материалы финансовых отчетов клиента.

     Приоритетным  при классификации выданных ссуд и оценке кредитных рисков являются финансовое состояние заемщика, его возможности по погашению основной суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей.

     Оценка финансового состояния производится «с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике». Учитывая, что  отсутствует жесткий перечень критериев, в соответствии с которым производится оценка финансового состояния заемщика, на кредитную организацию возлагается особая ответственность за принятие решения об адекватной классификации ссуды.

     Ссуда (в том числе ссуда, по которой  договором предусмотрена единовременная выплата основной суммы долга  и процентов по окончании срока  действия договора), выданная заемщику, финансовое состояние которого препятствует возврату полученной от банка ссуды, классифицируется как безнадежная, независимо от наличия иных критериев, которые формально свидетельствуют о безнадежности ссуды.

     Оценка  финансового состояния банка-заемщика может осуществляться на основе анализа значений обязательных экономических нормативов, а также репутации банка.

     Как правило, для оценки кредитоспособности заемщика в банках проводят анализ количественных показателей и расчет коэффициентов, которые могут в  той или иной мере характеризовать устойчивость финансового состояния клиента. При этом каждый банк вырабатывает свой набор показателей, по которым производят оценку финансового состояния потенциального заемщика. Система таких показателей должна отвечать двум основным критериям:

  • рассчитанные на базе показателей коэффициенты должны определять существенные (значимые) особенности деятельности предприятия;
  • эти коэффициенты должны в возможно меньшей степени дублировать друг друга.

     Рекомендуется использовать девять коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия, объединенных в  четыре группы: достаточность собственных ресурсов, ликвидность активов, рентабельность производства, оборачиваемость средств.

     Коэффициенты, характеризующие  достаточность собственных ресурсов:

     - коэффициент обеспеченности собственными средствами (К1) - характеризует наличие собственных оборотных средств у заемщика, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент рассчитывается как отношение разности между источниками собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов и стоимости оборотных средств предприятия.

     – коэффициент соотношения  заемных и собственных  средств (коэффициент  финансового рычага) 2) - позволяет оценить степень обеспеченности заемщика собственным капиталом и его относительную зависимость от привлеченных средств. Коэффициент рассчитывается как отношение общей кредиторской задолженности к источникам собственных средств.

     – коэффициент доли дебиторской задолженности (К3) показывает, какую часть ликвидных активов составляет дебиторская задолженность. Он рассчитывается как отношение суммы дебиторской задолженности и отгруженных товаров к денежным средствам, расчетам и прочим активам. Данный коэффициент весьма актуален для российской действительности, так как при возможных задержках платежей со стороны дебиторов ликвидность этой части активов уменьшается пропорционально доле дебиторской задолженности.

     Коэффициенты, характеризующие  ликвидность активов:

     – коэффициент текущей  ликвидности (покрытия) (К4) дает возможность установить достаточность ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств и может использоваться для оценки допустимых объемов кредитования данного заемщика. Он рассчитывается как отношение оборотных средств к срочным обязательствам (краткосрочным банковским кредитам, краткосрочным займам и кредиторской задолженности).

     – коэффициент срочной  ликвидности (К5) предназначен для оценки способности заемщика оперативно высвободить из оборота денежные средства и погасить краткосрочные долговые обязательства. Он рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к срочным обязательствам.

     Коэффициенты, характеризующие  рентабельность:

     – коэффициент рентабельности продаж (К6) отражает эффективность хозяйственной деятельности заемщика и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации за вычетом налогов.

     – коэффициент рентабельности производственных фондов (К7) отражает относительную эффективность их использования и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средней за отчетный период стоимости основных средств и материальных активов. Снижение значения данного коэффициента может свидетельствовать об ухудшении структуры основных средств, о затоваривании готовой продукции и т.д.

     Коэффициенты, характеризующие оборачиваемость средств:

     – коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (К8) характеризует эффективность использования оборотных активов и рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции за вычетом налогов к средней за отчетный период стоимости оборотных средств.

     – коэффициент оборачиваемости  запасов (К9) показывает скорость, с которой запасы переходят в разряд дебиторской задолженности и рассчитывается как отношение затрат к средней за отчетный период стоимости запасов и затрат. Как правило, чем выше оборачиваемость запасов, тем эффективнее ими управляют. 

2.3. Кредитная документация: виды, оформление

     Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы, которые  сопровождают кредитную сделку с  момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.

     К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:

  • кредитная заявка;
  • технико-экономическое обоснование;
  • заявление на получение ссуды;
  • финансовый отчет;
  • отчет о движении кассовых поступлений;
  • внутренние финансовые отчеты;
  • внутренние управленческие отчеты;
  • прогноз финансирования;
  • налоговые декларации;
  • бизнес-планы;
  • срочные обязательства;
  • договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);
  • сведения о заложенном имуществе.

     К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

     К документам, составляемым банком, относятся:

     заключение  на кредитную заявку клиента, ведомость  выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды  и уплаты процентов, кредитное дело клиента.

     Требования к кредитной заявке достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.

     Назначение  ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

  • на производственные нужды (на приобретение и формирование производственных запасов; на приобретение и формирование производственных запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление конкретных затрат);
  • на торгово-посреднические нужды (на приобретение, формирование и реализацию товаров; на формирование сезонных запасов товаров);
  • на временные нужды (для выплаты заработной платы; для погашения платежей в бюджет и др.).

     Для оценки риска сделки банку важно  также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.

     В отличие от кредитной заявки заявление  на получение ссуды  оформляется  клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

     Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

     Финансовый  отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

     Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

     Внутренние  финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

     Внутренние  управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

     Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

     Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

     Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

     – описание продуктов или услуг, которые  будут предложены на рынке (включая  патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

     – отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

     – планы маркетинга (цели, реклама, стоимость  компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

     – план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

     – план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и  т. п.);

     – финансовый план (прогноз операционного  и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка. Оформление и учёт операций по кредитованию юридических лиц