Кредитование юредических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время кредиты банков, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение кредитов банка как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадии становления предприятия, которое использует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (при капитальных инвестициях). На этом этапе огромное значение имеют долгосрочные кредиты банков.

Содержание

Введение
Теоретические основы кредитования юридических лиц
Сущность и необходимость кредитования юридических лиц
Механизм кредитования юридических лиц коммерческими банками
Зарубежный опыт кредитования юридических лиц на примере Соединенных Штатов Америки
Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками на примере АО «АТФ Банк» за период 2009-2011 года
Характеристика деятельности АО «АТФ Банк»
Анализ финансовой отчетности АО «АТФ Банк»
Механизм кредитования юридических лиц в АО «АТФ Банк»
Оценка выполнения пруденциальных нормативов в АО «АТФ Банк»
Проблемы и пути совершенствования кредитования юридических лиц в коммерческих банках
Основные проблемы кредитования юридических лиц в Республике Казахстан
Мероприятия по совершенствованию механизма кредитования юридических лиц в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Бухгалтерский баланс АО «АТФ Банк»
Приложение Б Отчет о доходах и расходах АО «АТФ Банк»

Работа состоит из  1 файл

банк дело пгу кред юр лиц атф курс (1).doc

— 725.50 Кб (Скачать документ)

- в практике хозяйствования  зарубежных стран существует  различные системы качественных  показателей для оценки кредитоспособности  предприятия. Их целесообразно  разделить на следующие группы: показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели прибыльности; показатели долгосрочной платежеспособности и репутации фирмы;

- в развитых странах  существует рейтинги финансового  состояния, надежности и кредитоспособности  фирм, которые периодически публикуются и дают кредитору возможность правильно оценить свой риск при выдаче кредита. Отечественные банки действуют в этом направлении преимущественно интуитивно, уделяя больше внимания кредитной истории заемщика и его деловой репутации, а не финансовым возможностям;

- основываясь на анализе опыта кредитования коммерческих банков Казахстана можно сделать следующий вывод: при выдаче кредита и проведении мониторинга недостаточно произвести формализованный анализ финансовой отчетности заемщика и оформить обеспечение. Для снижения кредитного риска необходимо знать возможности и потребности бизнеса заемщика, перспективы его развития и т.п. Банк может ставить условия «прозрачности» бизнеса для него самого, участия в получаемой прибыли, залога бизнеса, в виде акций и имущества предприятия, т.е. банк, становится финансовым партнером заемщика, что максимально снижает риск невозврата кредита;

- инвестиционно-кредитное  сотрудничество коммерческих банков  и предприятий малого и среднего  бизнеса в современных условиях не является в должной мере эффективным и прочным. Этому способствует общая экономическая ситуация в стране: нет единой четкой кредитной политики коммерческих банков в сфере развития малого и среднего предпринимательства, нет четких рекомендаций по капитализации банков, отсутствует полная информационная база по кредитным историям заемщиков. Одним из сдерживающих механизмов кредитования МСБ является отсутствие у большинства анализируемых предприятий необходимых в качестве залога собственных средств, в связи, с чем банки не имеют надежной гарантии возврата кредитов и обеспечения реально желаемой прибыли при оптимальном риске.

 

 

1.2 Механизм кредитования юридических лиц коммерческими банками

 

При обращении клиента  в банк за получением кредита уполномоченный сотрудник кредитующего подразделения выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита.

Заявление регистрируется кредитным инспектором в журнале  учета заявлений; на заявлении проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

Далее кредитный инспектор банка производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита.

На рисунке 1 показана схема кредитования субъектов малого и среднего бизнеса  Банком.

 

Кредитование  юридических лиц

   
       

Анализ  бизнес- планов реализации инвестиционных проектов

 

Обследование  предприятия, реализующего инвестиционный проект

 

Анализ  состояния банков партнеров

 

Разработка  схем инвестиционного кредитования предприятия

 

Правовое  обеспечение инвестиционного кредитования

       
   

Система управления коммерческим банком

   
               

Банковский маркетинг

   

Комплексная система планирования

   

Система внутреннего контроля

   

Анализ  качества предоставляемых услуг

   

Стандартиза-ция выполнения банковских операций

     

Кредитная политика банка

 

Анализ  и снижение себестоимости

 

Внутренний  аудит

 

Защита  договорной деятельности


Рисунок 1 - Блок-схема функционирования банковского механизма инвестиционного кредитования предприятий

 

На рисунке показаны важнейшие направления деятельности внутри коммерческого банка, определяющие качество функционирования системы управления коммерческим банком.

При обращении в банк заемщик направляет заявку на финансирование, которая составляется в произвольной форме с указанием цели, суммы, сроков кредитования и возможного обеспечения. Заявка должна быть подписана руководителем и должна иметь исходящий номер и дату.

Заявка на финансирование регистрируется в канцелярии банка или в журнале регистрации входящей корреспонденции и, в соответствии с резолюцией руководства Банка, направляется для предварительной оценки начальнику кредитного отдела/кредитному работнику.

Кредитный работник в  течение двух рабочих дней с момента получения им заявки направляет  Заемщику для заполнения Формуляр. В отдельных случаях, по усмотрению кредитного работника, дополнительно может быть принят бизнес план, маркетинговое исследование или финансовая отчетность Заемщика.

Рассмотрение Формуляра  кредитный работник осуществляет в  течение         пяти рабочих дней с момента его получения. При неполной информации кредитный работник обращается к Заемщику и получает недостающую информацию.

По результатам рассмотрения  Формуляра, предварительной оценки коммерческой эффективности проекта и финансового состояния Клиента, переговоров с Инициатором проекта или потенциальным Заемщиком, кредитный работник готовит предложения о целесообразности продолжения работы над проектом и форме финансирования (проектное финансирование или инвестиционное кредитование).

При положительном решении  Заемщику предлагается представить в Банк полный комплект документов по проекту.

При проектном финансировании между банком и потенциальным  Заемщиком заключается договор на организацию финансирования и проведение комплексной экспертизы проекта.

Проработка проекта  и подготовка Заявки на предоставление кредита (при инвестиционном кредитовании) или Представления проекта (при  проектном финансировании)

Получение полного пакета документов считается моментом принятия Банком проекта в детальную проработку.

Кредитный работник в  течение двух рабочих дней с даты их получения проверяет полноту и соответствие представленных документов установленным формам и формирует кредитное досье.

В течение 15 рабочих дней с даты получения полного пакета документов (срок может быть продлен Руководителем КП по предложению кредитного работника) кредитный работник проводит анализ кредитного досье по следующим основным  направлениям.

Финансовое состояние  потенциального Заемщика на основе рассмотрения стандартной бухгалтерской отчетности с использованием рекомендованных программных продуктов выполняется финансовый анализ Заемщика.

Коммерческая схема  проекта:

- рассматривается производственный  цикл  проекта.  Проводится  анализ маркетингового  исследования  рынка,  обоснования  конкурентоспособности предполагаемой к выпуску продукции (услуг) и будущей сбытовой стратегии Заемщика.

- определяется, в какой фазе реализации находится проект, насколько активно идет его осуществление, изучаются документы, которые на данной фазе проекта должны быть оформлены.

- на основе рыночной конъюнктуры, опыта и деловой репутации проверяется правильность выбора фирм-исполнителей. При крупномасштабных проектах (проектах, стоимость которых превышает 10 млн. долл. США) выбор фирм должен осуществляться по результатам конкурса (тендера).

- анализируются условия сделок по инвестиционному проекту (контрактов/договоров или проектов этих документов) в целях исключения неприемлемых для Банка условий, снижения уровня проектных рисков и распределения их между участниками проекта. Проверяется наличие статей, предусматривающих безусловное обеспечение исполнения обязательств сторон, штрафные санкции и т.д.

- проверяется получение заемщиком разрешительной документации, необходимой для реализации проекта. Форма и состав разрешительной документации должны соответствовать действующему федеральному и местному законодательству, отраслевым и иным стандартам, нормам и правилам. При большом объеме и разрозненности  нормативных  документов,   определяющих   требования   к разрешительной документации, анализ разрешительной документации по проекту может проводиться кредитным работником с участием специалистов юридического отдела, других управлений, дочерних предприятий Банка. Для крупномасштабных проектов могут привлекаться сторонние консультационные организации и органы государственного надзора, услуги которых оплачиваются Заемщиком.

По оценке рейтинга предприятие-заемщик  можно отнести к трем категориям - «кредитование не вызывает сомнений»; «кредитование возможно с некоторой долей риска»; «в кредитовании отказать».

 

 

1.3 Зарубежный  опыт кредитования юридических  лиц на примере Соединенных  Штатов Америки

 

Банки являются активными  участниками экономических и  финансовых отношений. Банки и производство — две стороны медали: банки не жизнеспособны без производства, а производство не может функционировать без банков; они заинтересованы в процветании друг друга.

Кризис в экономике, приведший к массовым неплатежам, отразился и на банковской системе, что проявилось не только в крупных убытках, которые понесли банки, но и в банкротстве многих из них. Безусловно, какие-то банки пострадали из-за рискованной политики. Но главным элементом риска являются условия, в которых они действуют.

Однако связь банков с реальным сектором не означает, что надо стремиться к слиянию банковского и промышленного капитала. В большинстве стран запрещено законом формирование финансового капитала, так как банки в этом случае направляют средства лишь в свои предприятия, а основное назначение банков — не инвестировать, а кредитовать.

Предпосылкой кредитования является наличие на счетах одних  предприятий свободных денег  и потребность в деньгах у  других предприятий. Источники поступления  средств для кредитования, объемы и направления кредитных вложений планируются кредитными организациями. В условиях дезорганизации денежного обращения, использования неденежных форм расчетов кредитное планирование весьма затруднено и кредитные планы приобретают характер прогнозов.

Согласно законодательству, банки — это коммерческие организации, предприятия, их продукция — обслуживание движения денег, они действуют в интересах увеличения прибыли, размещают средства там, где более выгодно.

Реальный сектор кредитуется  при условии надежности заемщиков, возможности контроля их финансов, наличия у банков «длинных» денег, соразмерности между ожидаемым доходом и риском.

При принятии решений  о долгосрочном кредитовании в первую очередь оцениваются инвестиционная привлекательность проектов, а также  наличие факторов неопределенности, ставящее под сомнение возвратность кредита и процентов по нему. При финансировании крупного проекта часто применяется заимствование денежных ресурсов под гарантии. Кредитные риски в таких случаях распределяются среди участников проекта пропорционально вложенному капиталу.

Основную роль в кредитовании играют частно-коммерческие организации. Государственный кредит выступает  на стыке финансовых и кредитных  денежных отношений, имея черты тех  и других и выполняя регулирующие и фискальные функции в качестве кредитора, заемщика и гаранта по кредитам коммерческих банков.

Государственное кредитование осуществляется прежде всего за счет средств Бюджета развития с помощью  Банка развития. На бюджетное кредитование переводятся не только предприятия, но и отрасли с сезонным циклом производства. Получая бюджетные ссуды на более выгодных условиях, предприятия прекращают кредитные отношения с коммерческими банками.

Бюджетное кредитование можно рассматривать как временную  меру поддержки предприятий в  кризисный период. С восстановлением утраченных из-за инфляции оборотных средств предприятия смогут брать и возвращать займы, что позволит нормально функционировать кредитной системе.

В США основным инструментом кредитной политики являются процентные ставки, это мощный рычаг всей экономической политики, вмешательства государства в рыночный процесс. Они влияют на инфляцию, инвестиционное кредитование, номинацию государственного долга, распределение денег между реальным и спекулятивным секторами.

Информация о работе Кредитование юредических лиц