Кредитование малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы: в условиях рыночной экономики, предпринимательская деятельность невозможна без риска, и поэтому, предпринимателю необходимо уметь оценивать степень риска и уметь управлять им, с целью его уменьшения. Одно из главных правил предпринимательской деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня». Особый интерес данная проблема вызывает в современной теории и практике России, что объясняется процессами трансформации в направлении построения рыночной экономики. Именно поэтому вопрос о разработке системы управления риском заслуживает особого внимания.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа .doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">    «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,

    а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

    Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.

    Формирование  правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации  субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

    Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется в рамках Федеральной  целевой программы государственной  поддержки малого предпринимательства, региональных (межрегиональных) и муниципальных  целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемых соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Одной из самых серьезных проблем при создании собственного бизнеса является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. Малому предпринимательству, которому финансовые ресурсы жизненно необходимы для становления и устойчивого развития, доступ к ним особенно затруднен. Существующая финансово-кредитная система в России все еще плохо адаптирована к работе с малым предпринимательством. Несмотря на то, что спрос на микрокредиты в настоящее время довольно велик, банковский сектор, как правило, не находит для себя привлекательным этот сегмент рынка по нескольким причинам. Во-первых, это фактор риска – мелкие заемщики, многие из которых не имеют постоянного места ведения бизнеса, не могут предоставить залог и не имеют надежных поручителей, действительно являются высоко рискованной группой и не подходят под законодательно утвержденные банковские требования. Во-вторых, большинство банков ориентировано на выдачу крупных кредитов, а не микрокредитов, так как процедуры для оформления последних являются обременительными и дорогостоящими по сравнению с суммой финансирования, которая необходима малым предпринимателям.

    Альтернативные  банковским кредитам формы кредитования малого предпринимательства в настоящее  время развиты в России очень  слабо. В результате административной реформы большинство фондов поддержки  предпринимательства испытывают трудности с финансированием своих программ, в том числе программ льготного кредитования. Необходимо внести ряд изменений в Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Одним из новых источников доступа малого предпринимательства к финансовым средствам является постепенно развивающийся в России рынок микрофинансовых услуг, оказываемых так называемыми микрофинансовыми организациями, которые обеспечивают доступ к финансовым и другим услугам малым предпринимателям, не имеющим возможности получить банковский кредит. Поддерживая предпринимательство, они способствуют созданию и поддержанию рабочих мест, созданию успешно работающих частных предприятий. Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России в настоящее время отсутствует. Однако существующая нормативно-правовая база позволяет легитимно осуществлять микрофинансовую деятельность в рамках некоторых организационно-правовых форм. 

1.3. Характеристика современной законодательной базы

 

    Анализ  действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что нормы гражданского права предусматривают возможность предоставления и получения займов любыми правоспособными физическими и юридическими лицами (правоотношения, связанные с предоставлением займов, регулируются нормами ст. 807-818 Гражданского кодекса РФ). Ограничение прав на осуществление систематической деятельности по предоставлению займов не содержится ни в одном из действующих в настоящее время законов. Это касается и коммерческих и некоммерческих организаций, то есть любых организационно-правовых форм, в которых в принципе возможно ведение предпринимательской деятельности.

    Источником  средств для выдачи займов могут  быть собственные средства, в том  числе: взносы учредителей (участников или акционеров), прибыль, а также средства, полученные по договорам займа и договорам банковского кредита. Этот вопрос является актуальным для многих организаций, в частности, фондов, осуществляющих возвратное финансирование различных программ на условиях договоров целевого займа за счет средств, полученных взаймы из различных источников, торговых компаний, предоставляющих товарные кредиты за счет заемных средств и т.д. Опыт развитых стран, в том числе стран Западной Европы и США, свидетельствует об устойчивом сосуществовании на кредитном рынке этих стран различных форм финансовых организаций.

    В ряде стран микрофинансирование (микрокредитование) достигло такого уровня развития, что  его уже рассматривают как  полноценный сектор экономики. Социальное и макроэкономичкское значение микрофинансирования в мире настолько велико, что по решению ООН 2005 год объявлен Международным годом микрофинансирования. Микрофинансирование получает все большее распространение и на российском рынке, постепенно становясь частью ее финансово-кредитной системы, дополняющей традиционный банковский сектор, расширяя доступ к заемным средствам той части населения, которая не отвечает требованиям традиционных кредитных организаций к заемщикам. Вместе с тем существующее законодательное регулирование деятельности микрофинансовых организаций требует дальнейшего комплексного совершенствования. В рамках развития организованных форм сбережений актуальной является задача расширения кредитной кооперации как особой формы финансового посредничества.

    Во  всем мире кредитная кооперация является одним из важнейших сегментов кредитного рынка, обслуживающим клиентов, традиционно непривлекательных для коммерческого банковского кредитования. К этой категории относится практически вся сфера малого предпринимательства. Особенно остро стоит вопрос финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и мелких предпринимателей, работающих в сельской местности, районных центрах, малых городах России.

    В настоящее время действуют два  федеральных закона, регулирующих деятельность специализированных кредитных потребительских кооперативов определенного типа. Это Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» Однако ни один из этих законов не может в полной мере удовлетворять современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку область правового регулирования данных законов существенно ограничена их узкой специализацией.

    Назрела необходимость принятия единого  универсального федерального закона о  кредитной кооперации, регулирующего  все виды кредитных кооперативов. Данный нормативный правовой акт  должен содержать законодательное  определение специфической деятельности любого кредитного кооператива. Он должен предусмотреть введение единого универсального понятийного аппарата для всех видов кредитных кооперативов, определение единых принципов деятельности кредитных кооперативов, введение ограничений на осуществление кредитными кооперативами отдельных видов сделок и распоряжения имуществом.

    Неограниченные  возможности и огромный потенциал  сектора малого бизнеса делает очевидным  тот факт, что малое предпринимательство  в современном российском обществе способно занять одно из ведущих мест в обеспечении перехода к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике. Кроме того, именно субъекты малого бизнеса в состоянии обеспечить постепенное формирование оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг, то есть   сформировать условия устойчивого развития экономики, что отвечает потребности роста благосостояния общества и каждого гражданина.

    В настоящее время законодательство по поддержки и развитию малого и среднего бизнеса в России следующее:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации...».
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Письмо Минэкономразвития РФ от 23.05.2008 N Д05-2022 о порядке формирования и реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 25 апреля 2008 г. №119 «О мерах по реализации в 2008 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
  7. Письмо Минфина России от 18 февраля 2008 г. N 03-11-04/2/38 о величине предельного размера доходов, ограничивающего право на применение УСН.

 

Глава 2. Анализ кредитования малого и среднего бизнеса по этапам развития

    Выделим несколько этапов эволюции кредитования малого и среднего бизнеса на примере  Санкт-Петербурга:

    1. Начало

    Принято считать, что в Санкт-Петербурге начало кредитованию малого и среднего бизнеса было положено в 2004 году. Хотя первые попытки банками предпринимаются уже в 1998 году. В частности, после банковского кризиса в августе 1998 года Европейский Банк Реконструкции и Развития принял решение переориентировать свою деятельность на финансирование малого бизнеса. В 2000 году банк был переименован в 2000 в КМБ-Банк (Банк Кредитования Малого Бизнеса).

    Специалисты отмечают, что в 2004 году первые процентные ставки составляли по 17 — 18% годовых, плюс комиссии за выдачу кредита. Фактически ставка доходила до 20%. Напомним, что сейчас многие банки готовы выдавать кредиты по ставкам от 12% годовых без комиссий. То есть за последние 2 года ставки сократились на 30 — 40%.

    2. Становление

    По  данным ИА «Альянс Медиа», в октябре  этого года впервые в России в  практику была введена система выдачи государственных поручительств по кредитам для малых и средних предприятий. В Москве эта программа реализуется через Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, который был создан Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы для обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Уже в сентябре был заключен договор с 10 банками для реализации данной программы. Теперь малое предприятие Москвы, имеющее 30% залоговых средств, под поручительство Фонда может получить доступный кредит в одном из этих банков.

    3. Развитие

    Постепенно  развивается государственная поддержка  кредитования. На современном этапе  только три банка Санкт-Петербурга подписали соглашение с правительством города о реализации государственной программы поддержки кредитования коммерческими банками малого бизнеса. Другими словами, лишь три кредитора готовы реально поддержать малый бизнес: это Сбербанк, Внешторгбанк и Банк Москвы.

    Еще в начале 2005 года многие банки объявили о запуске собственных специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства. Число банков, обслуживающих этот сектор экономики, сегодня выросло. О программах кредитования малого бизнеса предпринимателей Санкт-Петербурга можно узнать на сайте ИА BISHELP.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса в России