Кредитование малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы: в условиях рыночной экономики, предпринимательская деятельность невозможна без риска, и поэтому, предпринимателю необходимо уметь оценивать степень риска и уметь управлять им, с целью его уменьшения. Одно из главных правил предпринимательской деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня». Особый интерес данная проблема вызывает в современной теории и практике России, что объясняется процессами трансформации в направлении построения рыночной экономики. Именно поэтому вопрос о разработке системы управления риском заслуживает особого внимания.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа .doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

    В самых лучших условиях очутились  так называемые постоянные клиенты  – организации и индивидуальные предприниматели, уже кредитовавшиеся в этом банке. Банки делают ставку на увеличение числа таких клиентов, и предлагают им более выгодные условия кредитов на бизнес – льготы по срокам погашения бизнес-кредита, меньшие требования к его обеспечению залогом, индивидуальное снижение процентной ставки.

    Главной проблемой кредитования малого бизнеса  в условиях сегодняшнего кризиса  остаются короткие сроки бизнес-кредитов. Согласно статистике, более 80% кредитов малому бизнесу выдается на срок менее года. Для большинства организаций, особенно работающих в сфере торговли, неудобством это не является: через год, выплатив взятую ссуду, можно получить новый бизнес-кредит, и его условия, возможно, будут лучшими.

    Рынок кредитования малого бизнеса растет и совершенствуется – многие банки предлагают бизнес-кредиты на срок 3, 5 и даже 7 лет. Другое дело, что эффективная процентная ставка по таким кредитам будет немного выше. 
 

 

Заключение

    На  сегодняшний день, по оценкам экспертов, более 80% банков разработали собственные программы кредитования малого и среднего бизнеса. При этом слабым местом подобных программ является отсутствие универсальной системы оценки бизнесменов, обращающихся за кредитом. В Европе и США система оценки носит название скоринг и является полностью автоматизированной. Скоринг представляет собой бальную систему оценки, позволяющую отсеять субъективные факторы и определить насколько целесообразно давать кредит тому или другому предприятию. В России балы выставляются человеком. Таким образом, оценка предприятия не может быть всецело объективной. Какие факторы могут добавить баллы и увеличить вероятность получения кредита, а какие – её уменьшить?

    Одно  из самых важных условий для любого банка, без соблюдения которого вероятность  получения кредита практически равна нулю, это регистрация предприятия и ведение бизнеса в регионе присутствия банка не менее шести месяцев. Второе условие – это отсутствие просроченной задолженности по кредитам, взятым ранее. Следующее условие – это показатель успешной деятельности предприятия – наличие постоянного дохода. Необходимо отметить, что последний критерий для большинства банков имеет определяющее значение: ведь гарантом возврата кредита является в первую очередь стабильный и приносящий доходы бизнес. Однако низкая легитимность бизнеса также не может служить основанием для “пожизненного” отказа в кредитовании. Чаще всего банки советуют повторно обратиться за кредитом через несколько месяцев, либо всё же выдают кредит, сокращая при этом его объём. Другим обстоятельством, которое может послужить причиной для отказа от кредитования, может служить плохая кредитная история. По словам самих банкиров, в последние годы предприятия с плохой историей встречаются всё реже: бизнесмены понимают, что соблюдение платёжной дисциплины – залог того, что он сможет получить кредит в будущем. Кстати, в последнее время банки вспоминают не только о кредитной истории данной организации, но и её владельца. И, наконец, последним важным обстоятельством, которое способно воспрепятствовать получению банковского кредита – это проблемы у предприятия с законом. В данном случае далеко не все проблемы являются 100% гарантией отказа: всё зависит от их характера и “тяжести”.

    Существуют  и положительные моменты кредитования. Например, крупные банки поощряют постоянных клиентов. Это выражается в упрощённой форме получения кредита, а также в снижении процентной ставки. Так, например, хорошая кредитная история может снизить процентную ставку на 0,5%.

    Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие  шансы получить необходимый ему  кредит в требуемом размере –  это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее  полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса в России