Кредитование предприятий в экономике Российской Федерации

Автор работы: b*************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

К сожалению, значительная часть отечественных компаний продолжает рассчитывать на собственные средства в тот момент, когда существует возможность эффективного привлечения заемных средств, с целью увеличения темпов экономического роста предприятия. В современных условиях перед российскими предприятиями остро стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы кредитования………...……………..5
1.1 Роль и сущность банковского кредитования предприятий…….5
1.2 Виды и формы коммерческого кредита……………...…………..13
1.3 Значение и роль коммерческого кредита в деятельности российских компаний……..………………………………………….…16
Глава 2. Кредитование предприятий в экономике Российской Федерации………………………………………………………………...19
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Феникс»………………………………………….19
2.2 Оценка влияния кредитования на финансовое положение
ООО «Феникс»…………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы………….…………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Значение кредитов в деятельности предприятий.docx

— 124.07 Кб (Скачать документ)

     Необходим подход, который бы обеспечивал с  одной стороны оптимальный размер коммерческого кредита для покупателей, что в свою очередь будет способствовать своевременному погашению коммерческого  кредита выданного предприятию.

     В заключение рассматриваемого вопроса  можно отметить следующее, на предприятии, как в отношении покупателей (заказчиков), так и в отношении поставщиков (подрядчиков) применяются следующие  формы коммерческого кредита: кредит в форме аванса покупателю и коммерческий кредит по открытому счету.

     Рассмотрим  возможности совершенствование  коммерческого кредитования в том  случае, когда кредитором выступаем  сама организация ООО «Феникс». В  этом случае целесообразным является разработка кредитной политики предприятия.

     Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

     - срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

     - стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

     - система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

     - система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

     - система предоставляемых скидок.

     Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена  создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной  дисциплины.

     Формирование  кредитной политики по отношению  к покупателям осуществляется по следующим основным этапам (см. рисунок  3). 

     

            

     Рис. № 3          Формирование кредитной политики ООО «Феникс»                 

     Анализ  дебиторской задолженности должен включать в себя динамику и структуру  дебиторской задолженности, а также  показатели оборачиваемости.

     В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям  продукции решаются два основных вопроса: в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; какой тип кредитной политики следует избрать организации.

     В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

     - современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

     - общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

     - сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

     - потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

     - правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

     - финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

     - финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

     Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время  как мягкий (агрессивный) ее вариант  может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень  платежеспособности организации, вызвать  впоследствии значительные расходы  по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных  активов и используемого капитала.

     Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность по коммерческому  кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать: планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. 
 
 

     Заключение.

     В настоящее время гарантией нормального  процесса расширенного воспроизводства  является финансирование капитальных  вложений путем заимствования средств.

     Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая  не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого  кредита или эмиссионного займа  на основе возвратности.

     Заемный капитал может использоваться как  для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для  каждого производственного цикла.

     Структура заемного капитала может быть различной  в зависимости от принадлежности предприятия, доступности того или  иного источника финансирования и т.д. В современных условиях экономики на казахстанских предприятиях, как правило, в структуре заемных  средств наибольший удельный вес  занимает краткосрочные кредиты  банка.

     Предприятие, пользующиеся только собственным капиталом, обладают высокой финансовой устойчивостью, но низким потенциалом развития и  наоборот. Предприятия, использующие заемный  капитал, имеют более низкую финансовую устойчивость, но высокий потенциал  развития. Таким образом, оптимизация  структуры капитала – важнейшая  задача повышения эффективности  предприятия.

     Особой  формой кредита, предоставляемой в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары является коммерческий кредит.

     Формы коммерческого кредита выглядят следующим образом: коммерческий кредит с оформлением векселем, коммерческий кредит по открытому счету, коммерческий кредит в форме аванса покупателя, коммерческий кредит в форме консигнации.

     К преимуществам коммерческого кредита  можно отнести: оперативность и  относительную простоту оформления; активизацию процессов мобилизации  свободных товарных ресурсов и их перераспределения; расширение возможностей субъектов кредитования в маневрировании оборотными средствами; положительное  влияние на поддержание финансовой устойчивости предприятий; уменьшение объема денежных средств, необходимых  для обслуживания товарного обращения; уменьшение денежного банковского  кредита и т.д.

     Объектом  практического исследования являлось ООО «Феникс», основная деятельность которого производство промышленной продукции, строительных деталей и конструкций, а также ремонт, монтаж и пуско-наладка электротехнического оборудования.

     Необходимо  отметить, что влияние коммерческого  кредитования на финансовое положение  предприятия следует проводить  с двух сторон: во-первых – предприятие  выступает в роли заемщика, что  приводит к увеличению его кредиторской задолженности, во-вторых, предприятие  выступает в роли кредитора, что  приводит к возникновению дебиторской  задолженности.

     Коммерческий  кредит, который отражается в балансе  как кредиторская задолженность  поставщикам и подрядчикам занимает высокий удельный вес в структуре  кредиторской задолженности. В динамике наблюдается некоторое снижение доли коммерческого кредита с 64,8 до 58,85%. Абсолютное снижение показателя в динамике составило 96 тыс. руб. за период 2006-2008 г.г. Максимального значения величина коммерческого кредита  достигла в 2007 году – 2925 тыс. руб. или 64,13% от общей суммы кредиторской задолженности.

     В динамике наблюдается рост дебиторской  задолженности с 2409 до 2627 тыс. руб., что  в целом является негативным моментом. Это отразилось на удельном весе показателя следующим образом, он вырос с 10,41 до 10,56%. Дебиторская задолженность в 2008 году составляет 43% от общей величины оборотных средств предприятия.

     Дебиторская задолженность в основном представлена коммерческим кредитом (задолженностью покупателей и заказчиков), причем в динамике удельный вес, только вырос  и составил в 2008 году 87,4%.

     На  предприятии, как в отношении  покупателей (заказчиков), так и в  отношении поставщиков (подрядчиков) применяются следующие формы  коммерческого кредита: кредит в  форме аванса покупателю и коммерческий кредит по открытому счету.

     С целью совершенствования коммерческого  кредитования в том случае, когда  кредитором выступаем сама организация ООО «Феникс», целесообразным является разработка кредитной политики предприятия.

     Предполагается, что кредитная политика предприятия  должна включать в себя следующие  элементы:

     анализ  дебиторской задолженности организации  в предшествующем периоде;

     определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую  задолженность по коммерческому  кредиту;

     формирование  стандартов оценки покупателей и  дифференциации условий предоставления кредита;

     формирование  системы кредитных условий, формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;

     обеспечение использования в организации  современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

     построение  эффективных систем контроля за движением  и своевременной инкассацией  дебиторской задолженности.

     ООО «Феникс» является добросовестным заемщиком и по итогам за 2008 год не имеет просроченной кредиторской задолженности по коммерческому кредиту. Учитывая современные условия хозяйствования – финансовый кризис – для предприятия актуальным является улучшение условий коммерческого кредита.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. Алешин В.А., Зотова А.И. Финансы: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  2. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  3. Банковское дело: Учебник для ВУЗов / Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика,1998.
  4. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2006.
  5. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.
  6. Гаджиев А.А., Сулейманова А.М., Агаметова Э.С. Организация коммерческого кредита и его роль в развитии экономики // Финансы и кредит. – 2009. - №30 (366).
  7. Гапоненко В.Ф., Браткова О.В. Финансы и кредит. – М.: Элит, 2008.
  8. Грязнова А.Г. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  9. Давыдов Я.В. Финансы. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2009.
  10. Давыдова Л.В. Финансы в схемах. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  11. Ермаков С. Л. Работа коммерческого банка по кредитованию заемщиков: Методические рекомендации. - М.: Компания «Алее», 1995.
  12. Жилкина М.С. Управление финансами: Финансовый анализ предприятия. – М.: Инфра-М., 2007.
  13. Загородников С.В. Финансы и кредит. – М.: Омега-Л, 2008.
  14. Зверева Т.А., Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.В. Финансы. Базовый курс. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2009.
  15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  16. Ковалева А.М. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  17. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  18. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  19. Лаврушин О.И. Финансы и кредит. Учебник. – М.: КноРус, 2007.
  20. Практикум по финансам организаций (предприятий) / Под ред. З.А. Круш. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  21. Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин.-Москва, 1995.
  22. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  23. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  24. Управление финансами / Под ред. А.А. Володина. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  25. Учреждение - Счета - Операции - Услуги: Пер. с фр./Под ред. В. Я. Лисняка. - М.: Финстатинформ, 1996.
  26. Финансовый словарь: около 5 000 слов / Под ред. А.А. Благодатина. – М.: Инфра-М., 2008.
  27. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под редакцией В. К. Сенчагова, А. И. Архипова.- М.: "Проспект", 1999.
  28. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2007.
  29. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под редакцией проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  30. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006.
  31. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Паблишер, 2006.

Информация о работе Кредитование предприятий в экономике Российской Федерации