Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:25, лекция
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ
Финансы как социально-экономическая категория
Система финансов в современной России
Содержание финансов организаций и условия их эффективного функционирования
Функции финансов организаций
Принципы организации финансов
-1-
расходы, связанные с уплатой процентов за пользование кредитными ресурсами
Внереализационные расходы:
штрафы, пени, неустойки, уплаченные п/п-ем за нарушение хозяйственных договоров;
суммы возмещения причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и др. долги, не реальные к взысканию;
курсовые разницы и др.
Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами деятельности п/п не учитываются при определении налогооблагаемой базы.
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции в целях налогообложения прибыли, относят на с/с продукции в соответствии с «Положением о составе затрат …» (гл. 25 НК)
Затраты, относимые на с/с продукции в целях налогообложения прибыли делятся на:
затраты, учитываемые в полном объеме;
затраты, которые учитываются в пределах установленных норм и нормативов
-2-
Классификация затрат
1. По экономическому содержанию
а) материальные
б) трудовые
в) денежные
2. По направлению расходования
а) производственные
б) коммерческие (упаковка, транспорт, командировочные расходы и т.д.)
в) управленческие (ЗП управленческого персонала, амортизация зданий офисов, офисного оборудования и т.д.)
3. По экономическим элементам
а) материальные затраты
б) затраты на оплату труда
в) отчисления на социальные нужды
г) амортизация
д) прочие (плата за загрязнение окружающей среды, командировочные расходы, расходы на рекламу, проценты за кредит, амортизация НМА, арендная плата, затраты по содержанию ремонтного фонда и т.д.)
4. По статьям калькуляции(отражает место образования или направление использования)
а) сырье и материалы
б) возвратные отходы
в) покупные изделия, п/ф, услуги производственного характера
г) топливо и энергия на технологические цели
д) ЗП производственных рабочих
5. В зависимости от изменений в результате / объема производства
а) условно-постоянные (но изменяется удельный вес)
б) условно-переменные (затраты, абсолютное значение которых изменяется в прямо пропорционально изменению объема производства)
6. По способу распределения между видами продукции
а) прямые (затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо отнесены на с/с)
б) косвенные (затраты, связанные с производством всех видов продукции, с осуществлением общего процесса производства на п/п)
7. По связи с технологическим процессом
а) основные (затраты, связанные с процессом производства)
б) накладные (затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства)
8. По степени однородности
а) одноэлементные
б) комплексные
9. По периодичности возникновения
а) постоянные
б) единовременные
10. По степени регулирования государством
а) Нормируемые (учитываются в с\с в пределах нормы или норматива)
б) Ненормируемые (учит в с\с в полном объеме).
-3-
Основной задачей управления издержками на предприятии является оптимизация расходов и затрат.
Для этого изыскиваются резервы для снижения материальных и трудовых затрат, внедряются технологические усовершенствования, направленное на увеличение производительности оборудование, ведение контроля и планирования затрат (для обоснования ценовой политики). Основной документ в финансовом планировании – смета затрат на производство. В ней отражаются все затраты, связанные с производством продукции предприятия.
Затраты группируются по экономическим элементам:
Смета не показывает сколько стоит конкретный вид продукции. Для этого составляется калькуляция.
Она составляется по статьям калькуляции:
Сумма всех затрат будет характеризовать общую себестоимость продукции.
Сумма затрат в смете и сумма затрат вкалькуляции могут не совпадать (в смете нет коммерч. И управленч. Расходов).
Затраты на релизацию продукции. Сначала определяются затраты на товарный выпуск. Себестоимоть реализованной продукции отлмичается от себестоимости товарной продукции на величину изменения затар в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.
Зрп = Зтп - ∆ЗО1 - ∆ЗО2 (по методу отгрузки)
Зрп – затраты на реализацию продукции
Зтп – затраты на товарный выпуск
∆ЗО1 – изменение затрат в остатках готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом
∆ЗО2 – изменение себестоимости в остатках товаров отгруженных (на счёте 45)
При планировании выручки от реализации по методу оплаты:
Зрп = Зтп - ∆ЗО1 - ∆ЗО2 - ∆ЗО3,
∆ЗО3 – изменение себестоимости остатков товарной отгрузки, на не оплачен (счёт 62)
При методе расчёта реализованной продукции по оплате остатки нереализованной продукции на начало периода включают в себя: готовую продукцию на складе; остатки товаров отгруженных, по которой право собственности не перешло покупателям; остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; остатки товаров отгруженных, не оплаченные в срок; товары на ответственном хранении у покупателя.
На конец планируемого периода остатки определяются по готовой продукции на складе и по остаткам товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.
ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
-1-
Прибыль является сложной экономической категорией.
Существуют различные подходы к определению понятия прибыли; экономический и бухгалтерский являются базовыми.
Суть экономического подхода заключается в том, что прибыль (убыток) это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном году.
Бухгалтерский подход является более обоснованным и реалистичным. Прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами организации и ее расходами за отчетный период.
Преимущество бухгалтерского подхода: понятие доходов и расходов может определяться как по существу так и количественно.
Прибыль называется бухгалтерской.
Различия экономического и бухгалтерского подходов:
В зарубежной литературе выделяют следующие виды прибыли:
Экономическая прибыль – то, что остается после вычитания всех издержек из общего дохода фирмы.
Нормальная прибыль – минимальный доход и плата, необходимая для удержания в к-л сфере деятельности. Учитывается в составе издержек.
Бухгалтерская прибыль – совокупный доход за вычетом явных издержек. При этом под явными издержками понимается фактический расход ресурсов на изготовление определенного объема продукции по ценам их приобретения.
Маржинальная прибыль – превышение выручки над переменными затратами на производство продукции.
Валовая прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход п/п-ля на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляющий собой разницу между совокупными доходами и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
В отечественной литературе:
Согласно ПБУ и БО РФ:
Бухгалтерская прибыль (убыток) – конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
БП = прибыль до налогообложения + сальдо чрезвычайных доходов и расходов.
Валовая прибыль – разница между выручкой от продажи продукции (без НДС, акцизов, пошлин и др. аналогичных платежей) и с/с этих продаж без учета условно-постоянных управленческих расходов и коммерческих расходов (затрат по сбыту).
Прибыль до налогообложения – прибыль от обычной деятельности п/п
Чистая прибыль – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, который определяется как разница между суммой прибыли до налогообложения и суммой налога на прибыль (включая штрафные санкции)
схема
Прибыль выполняет 2 основные функции:
-2-
Распределение прибыли следует рассматривать в 3 основных направлениях:
1) между государством
2) между собственниками п/п
3) самим п/п
Пропорции этого распределения воздействуют на эффективность деятельности п/п как положительно, так и отрицательно.
Прибыль, оставшаяся на п/п после уплаты налогов и выплаты доходов собственниками и учредителями распределяется п/п-ем самостоятельно на основании внутренних документов (учетная политика, стратегия социально-экономического развития)
В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на п/п могут создаваться фонды накопления, потребления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств создаются сметы расходов на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальные поощрения работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства и финансированием из прибыли, относятся:
расходы на НИОКР и технологические работы;
финансирование разработки и освоение новой продукции и технологических процессов;
затраты на совершенствование технологии и организации производства;
затраты на модернизацию оборудования;
затраты на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение п/п и новое строительство;
затраты на природоохранные мероприятия;
затраты на погашение и уплату процентов по долгосрочным кредитам банка;
затраты, связанные с участием в УК др. п/п;
затраты на осуществление долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;
прибыль, которая может быть перечислена в вышестоящие организации, концерны, союзы.
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя:
1) Расходы на эксплуатацию социально-бытовых объектов, находящихся на балансе п/п
2) Финансирование объектов непроизводственного назначения, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий