Министерство финансов СССР: этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение на основе анализа источников истории министерства финансов в Советском Союзе на различных этапах развития страны в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.
Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
- рассмотреть основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы;
- изучить становление кредитной и налоговой систем Советского Союза, сберегательного дела и денежного обращения в условиях плановой экономики.

Содержание

Введение 4
1. Основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы 5
2. Сберегательное дело в советский период 13
3. Развитие кредитных отношений 18
4. Становление налоговой системы 24
5. Денежное обращение в условиях плановой экономики 28
Заключение 41
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)


 

             

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР: этапы развития

 

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы

2. Сберегательное дело в советский период

3. Развитие кредитных отношений

4. Становление налоговой системы

5. Денежное обращение в условиях плановой экономики

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

 

В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает сложный момент перехода от планового управления экономикой к рыночным отношениям. Процесс перехода сопровождается глубокими экономическими и политическими кризисами.

Для того, чтобы глубже разобраться в современном состоянии рыночной экономики, необходимо хорошо усвоить историю налоговой, кредитной системы, сберегательного дела, которые должны обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Все эти сложные вопросы в России курирует министерство финансов. В нашей работе мы рассматриваем историю развития министерства исходя из изменения содержания его деятельности, которая определялась происходившими социальными изменениями. История министерства финансов развивалась по восходящей линии.

Целью данной работы является рассмотрение на основе анализа источников истории министерства финансов в Советском Союзе на различных этапах развития страны в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.

Данная цель реализуется с помощью следующих задач:

- рассмотреть основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы;

- изучить становление кредитной и  налоговой систем Советского Союза, сберегательного дела и денежного обращения в условиях плановой экономики.


1. Основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы

 

Поворотными в истории финансов, как и в судьбе самой России, оказались революционные события 1917 г. В октябре декретом II Всероссийского съезда Советов в качестве центрального органа управления финансами и кредитом был создан Наркомат финансов республики и его местные органы — финансовые отделы исполкомов Советов. В задачи наркомата входило составление росписи государственных доходов и расходов, проверка финансовых смет наркоматов, центральных и местных Советов, проведение налоговой политики, регулирование операций с иностранной валютой и международных расчетов, выпуск в обращение денежных знаков. Наркомат приступил сразу же к организации финансового дела в стране. Госбанк был захвачен в ходе Октябрьского вооруженного восстания, 17 декабря 1917 г. был осуществлен вооруженный захват банков в Петрограде и в этот же день издан декрет о национализации частных банков.

В январе 1918 г. по постановлению ВЦИК были аннулированы государственные займы, заключенные царским правительством. Общая сумма долговых обязательств России равнялась 60 млрд. руб., из них 16 млрд. руб. составлял внешний долг. 2 декабря 1918 г. было принято постановление о ликвидации иностранных банков в России, что означало окончательный разрыв всех связей с иностранным капиталом, лишение его возможности использовать свои вклады в банках страны. Все ключевые позиции в области финансов перешла к Советской власти.

Для оздоровления денежного обращения Наркомфин приступил к разработке проекта денежной реформы, произвел учет всех обращающихся в стране денежных              знаков.

Наиболее острым в первые годы Советской власти был вопрос об источниках финансирования национализированной промышленности. Кроме того, требовались средства и для Красной Армии, и для народного образования, и для борьбы с эпидемиями и др. Но практически единственным источником доходной части бюджета являлась эмиссия. Темпы инфляции росли столь быстро, что это в корне подрывало денежную систему, и натуральный продуктообмен стал господствующим в масштабах всего государства. Бюджет Советской республики год за годом (до 1922 г.) оставался дефицитным, причем дефицит был очень велик.

Политика военного коммунизма привела к ослаблению финансового аппарата: он занимался главным образом сбором чрезвычайных революционных налогов и контрибуций на буржуазию. К концу гражданской войны взимание денежных налогов вообще приостановилось, а главным источником доходов для государства стала продразверстка. В 1920 г. Совнарком издал декреты, которые отменяли денежные расчеты внутри государственного сектора за топливо, сырье, готовые промышленные изделия, грузовые перевозки, пользование средствами связи. Отпала потребность в банковских операциях. В этих условиях Народный банк, осуществлявший руководство всем денежным обращением, стал не нужен. В январе 1920 г. Народный банк РСФСР был ликвидирован, а при Наркомфине создано Центральное бюджетно-расчетное управление.

С окончанием гражданской войны положение финансовых органов коренным образом изменилось. В период восстановления народного хозяйства вводился принцип платности во взаимных расчетах государства и частных лиц, был легализован денежный оборот, приняты меры к расширению кредита. Местный бюджет обособился от центрального, местные органы получили большую свободу в распоряжении денежными и материальными              ресурсами.
В 1922—1924 гг. была проведена первая советская денежная реформа. Деятельность Наркомата финансов с каждым годом усложнялась. Советская республика, приступая к восстановлению народного хозяйства, могла рассчитывать только на свои собственные силы, поэтому со всей остротой встал вопрос о сосредоточении в одном финансовом центре весьма ограниченных финансовых средств. Требовалось ввести единый бюджет, единую денежную систему и единую налоговую политику во всех советских республиках. В организационном плане это выражалось в том, что НКФ РСФСР руководил финансовым делом во всех союзных республиках через своих уполномоченных. Причем в Белоруссии и Армении уполномоченный НКФ РСФСР был одновременно наркомом финансов этих республик; в Азербайджане и Грузии аппарат уполномоченных НКФ РСФСР действовал наряду с республиканскими органами, но во всех республиках уполномоченные входили в состав правительств с правом совещательного голоса. В эти годы Наркомфин России стал генератором финансового законодательства для всех союзных республики. Часть его аппарата стала базой союзного Наркомата финансов.

Шестого июля 1923 г. был создан объединенный (союзно-республиканский) Наркомат финансов СССР. На него возлагались проведение в жизнь финансовой политики на всей территории СССР, составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой налоговой политики, руководство кредитом и страхованием. Он осуществлял свою деятельность в централизованном и децентрализованном порядке. Централизованно он вводил единое денежное обращение и кредитную систему, другие функции он осуществлял через одноименные наркоматы республик. Наркомфины союзных республик руководили финансовым делом в пределах республик, составлением бюджета              республик              налогов.

Нэп существенно изменил всю систему финансирования. Перевод трестов на хозрасчет означал отмену государственных дотаций. Предусматривалось лишь выделение из госбюджета кредитов на образование оборотных средств и на покрытие дефицита. В бюджет поступали только отчисления от прибыли и часть продукции в порядке государственного обложения.

Нужда трестированной промышленности в банковских кредитах была так велика, что Госбанк СССР не мог удовлетворить ее полностью. Тресты часто прибегали к взаимовыручке — коммерческому кредиту, что было неизбежно, хотя и затрудняло планирование. Это явилось причиной создания отраслевых банков. В 1922—1924 гг. наряду с Госбанком СССР появился целый ряд отраслевых банков, созданных на акционерных началах. К концу восстановительного периода функционировало 6 коммерческих банков, 2 кооперативных, 45 коммунальных банков, одним из главных акционеров почти во всех банках выступал Госбанк СССР[1].

26 декабря 1922 г. было положено начало организации сберегательного дела: Наркомфину было предложено приступить к созданию сберегательных касс, и вскоре, в 1923 г., они открылись в Москве и Ленинграде.

Усиление административно-командной системы и централизации в управлении государством, выражавшееся в расширении прав общесоюзных органов, коснулось и финансов. Хозяйственная самостоятельность республик все более сужалась, в частности, это проявилось в ограничении их бюджетных прав. В июле 1929 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР “Об изменении положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик”: новая редакция первой статьи положения включала бюджеты союзных республик в единый госбюджет СССР. В целях усиления контроля за режимом экономии 16 ноября 1926 г. в составе НКФ СССР был создан Государственный финансовый контроль для проведения плановых и внеплановых ревизий всех хозяйственных органов.

Но особенно ярко проявилась централизация в проведении двух реформ — кассового устройства и кредитной системы.

Первая реформа называлась реформой единства кассы. До 1925 г. в нашей стране существовали две кассы — Наркомфина и Госбанка, т.е. одновременно действовали приходно-расходные кассы и специальные кассы (таможенные, портовые и др.) Наркомфина и Госбанка. Реформа заключалась в том, что к 1927 г. все кассы Наркомфина были ликвидированы, остались лишь конторы, отделения и агентства Госбанка. Только они принимали государственные доходы и только они производил расходы[2].

Вторая реформа — кредитная — была проведена в 1930—1932 гг. Она изменила условия и порядок кредитования, установив так называемый прямой банковский кредит в качестве единственной системы кредитования. До этого существовали две формы кредита — прямой банковский и коммерческий. Коммерческий кредит — это взаимное кредитование предприятий товарами или денежными авансами под товары. Для своего времени это был удобный метод перераспределения оборотных средств, но коммерческий кредит был не подвластен плановым органам. Прямое банковское кредитование осуществлялось по плану, утверждавшемуся правительством. Для каждого предприятия устанавливался определенный лимит, в пределах которого ему на заранее известные цели отпускались денежные средства. После отмены коммерческого кредита выдача кредитов зависела от выполнения предприятием производственного плана, т.е. были созданы условия для банковского “контроля рублем”. В результате на Госбанк СССР были возложены непосильные для него задачи по планированию и регулированию всех хозяйственных процессов, а хозяйственная инициатива предприятий, учреждений, наркоматов была ослаблена.

В эти же годы была проведена налоговая реформа: на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. вместо многочисленных налогов и акцизов для государственных социалистических предприятий были установлены два основных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных — налог с оборота и подоходный налог. Налоговая и кредитная реформы 1930-1932 гг. окончательно ликвидировали нэповский плюрализм в финансово-кредитной сфере, твердо сориентировав ее на жесткое государственное управление экономическим и социальным развитием страны. Отказ от НЭПа, переход к административным методам руководства, реализации плана “любой ценой”, не считаясь с финансовыми возможностями и потребностями страны, привели к необоснованному умалению значения главного финансового органа страны.

К 1938 г. сложилась структура Наркомата финансов СССР, которая более двадцати лет почти не менялась. Центральный аппарат наркомата включал три главных управления (государственного страхования, финансового контроля, трудовых сберегательных касс) и 12 управлений (доходов, кредита, валютное, налоговое, бюджетное и др.). В целях обеспечения действенного финансового контроля в октябре 1937 г. в составе Наркомфина СССР было создано контрольно-ревизионное управление. На него возлагались проверка соблюдения республиканскими и местными органами, наркоматами и учреждениями СССР законов о бюджетных правах, контроль за исполнением бюджетов, за правильным и экономным использованием бюджетных средств, за соблюдением штатного расписания и т.п. Наряду с этим контрольно-ревизионное управление проверяло, как поставлен внутриведомственный финансовый контроль. Оно имело местные органы — главных контролеров-ревизоров в союзных республиках, старших контролеров-ревизоров в автономных республиках, краях, областях. Централизованный характер контрольно-ревизионной работы обусловливался необходимостью обеспечить объективный финансовый контроль. К осени 1939 г. в системе наркомата (помимо банков и сберкасс) работало 104 тыс. сотрудников финорганов.

С началом Великой Отечественной войны перед Наркомфином была поставлена задача резко сократить расходы, не связанные с военным производством, выявить дополнительные ресурсы: доходы бюджета значительно упали из-за свертывания производства для гражданских нужд. Задача была решена за счет введения новых налогов (военный, на холостяков), выпуска в обращение облигаций государственных займов (за 1941—1945 гг. они дали 76 млрд. руб.), проведения денежно-вещевых лотерей, ограничения выплаты вкладов, прекращения выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов, бронирования на вкладах компенсаций рабочим и служащим за неиспользованные в годы войны отпуска. По инициативе трудящихся возник Фонд обороны. Одновременно были повышены цены на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию). Все это дало результаты: в течение войны дефицит государственного бюджета был невелик, а в 1944 г. доходы уже на 4,7 млрд. руб. превышали расходы. Много хлопот доставила “валютная интервенция” фашистов: оккупанты, сохранив за советским рублем платежную силу, организовали скупку советской валюты, вывезли в Германию около 4 млн. советских денег (после войны они были обнаружены в Рейхсбанке, оприходованы и возвращены), забрасывали много фальшивых денег. 

Информация о работе Министерство финансов СССР: этапы развития