Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение на основе анализа источников истории министерства финансов в Советском Союзе на различных этапах развития страны в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.
Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
- рассмотреть основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы;
- изучить становление кредитной и налоговой систем Советского Союза, сберегательного дела и денежного обращения в условиях плановой экономики.
Введение 4
1. Основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы 5
2. Сберегательное дело в советский период 13
3. Развитие кредитных отношений 18
4. Становление налоговой системы 24
5. Денежное обращение в условиях плановой экономики 28
Заключение 41
Список литературы 42
С окончанием войны были отменены или сокращены многие налоги, с 1947 г. по 1954 г. 7 раз проводилось снижение цен на товары. 14 декабря 1947 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление “О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары”: новые деньги обменивались в соотношении 10:1; обмен был осуществлен за неделю (16—22 декабря). Денежная реформа 1947 г. позволила приостановить инфляционные процессы. Этому способствовало и жесткое ограничение доходов основной массы населения, высокоэффективные капвложения в восстановление народного хозяйства, сокращение военных расходов. 28 февраля 1950 г. советский рубль был переведен на золотое обеспечение и его курс в отношении иностранных валют стал повышаться: теперь он исчислялся не на базе доллара (как это делалось с 1937 г.), а на золотой основе.
Без существенных изменений финансовые и кредитные учреждения действовали до 1946 г., когда Госбанк СССР снова перешел в подчинение Минфина СССР. Эта реорганизация не способствовала улучшению работы кредитных органов. В 1954 г. Госбанк СССР выделился из состава Министерства финансов СССР и стал подчиняться непосредственно правительству СССР, председатель Правления Госбанка СССР на правах министра вошел в состав правительства.
Период с конца 50-х до середины 80-х годов был насыщен частыми перестройками всего государственного механизма. Наиболее значительные изменения претерпели органы руководства народным хозяйством. Реформы 1957, 1964 и 1965 гг. и другие носили чисто формальный характер, так как затрагивали лишь верхние этажи управленческой надстройки, блокируя производственную и экономическую интеграцию. Административно-командная система управления продолжала занимать главенствующее положение, сводя на нет все попытки демократизации управления и экономической перестройки. Когда в 70-е годы жизнь властно потребовала углубления реформ, руководство партии и страны оказалось как в теоретическом, так и в практическом плане не готовым к этому. И в отличие от первой половины 60-х годов возобладало стремление улучшить дела, ничего не меняя.
Следствием этого противоречия была консервация многих переставших отвечать требованиям времени форм политической и экономической жизни.
В 1965 г. был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления. Были созданы 11 общесоюзных министерств СССР, 17 союзно-республиканских промышленных министерств СССР. В республиках создавались не все союзно-республиканские министерства, а лишь те, которые имели в этой республике материальную базу и объекты управления. Союзным республикам предоставлялись новые права, в том числе и в области финансирования. Хотя резкие диспропорции в уровнях развития отдельных республик были ликвидированы, но некоторые различия не только оставались, но даже усугублялись. Этому способствовало перераспределение средств государственного бюджета, в котором еще с 30-х годов преобладала тенденция к созданию максимально благоприятных условий экономического развития некоторых республик в ущерб другим.
Уже к середине 70-х годов стало заметно, что в хозяйственном развитии республик имеются определенные перекосы. Все более обострялось противоречие между мощными вложениями в экономику отдельных республик и реальным вкладом этих республик в развитие единого экономического комплекса страны.
В 70—80-е гг. отмечено ухудшением уровня жизни граждан. Одновременно усилилось “теневое” распределение и “теневое” регулирование. Все это создало условия для различного рода злоупотреблений, произвола и привело к отчуждению государства от граждан. Острая ситуация, сложившаяся к началу 90-х годов в финансах и денежном обращении, во многом была обусловлена диспропорциями в развитии экономики в предшествующий период. Необходимость кардинального изменения сложившейся в стране ситуации стала настолько очевидно, что партийное руководство страны вынуждено было принимать срочные меры по ее исправлению. В результате была выдвинута концепция перестройки, суть которой состояла в том, чтобы обеспечить переход от административно-командных методов руководства на всех уровнях к экономическим, а в области экономики — переход к рынку. 13 июня 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР”.
С 1990 г. введено преимущественное кредитное финансирование капвложений в строительство вместо безвозвратного бюджетного. Начался процесс преобразования специализированных банков в коммерческие. Указом Президента СССР от 29 июля 1990 г. на период до заключения нового Союзного договора был создан Совет Госбанка СССР в составе председателя Правления Госбанка СССР и руководителей госбанков союзных республик для совместного управления банковской системой и выработки общей кредитно-денежной политики.
В связи с переходом к рыночным отношениям 24 января 1990 г. Совет Министров СССР принял постановление “О Государственной налоговой службе”. В составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция для контроля за соблюдением законодательства о налогах. Такие же инспекции на началах строгой централизации были созданы в министерствах финансов республик, краях, областях, районах, городах. Их права и обязанности определялись Законом СССР от 21 мая 1990г.
Однако эти меры не смогли сломать сформировавшуюся в СССР жесткую централизованную систему управления в области бюджетных отношений. Не будет преувеличением сказать, неурегулированные финансовые споры между союзными республиками стали мощным катализатором распада СССР. События 18-22 августа 1991 г., когда была предпринята попытка государственного переворота в стране, стали поворотными в судьбе Советского государства. 14 сентября Госсовет СССР принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.
Денежная реформа 1922-1924 гг. правомерно связана с именем Г.Я.Сокольникова. Также нельзя не признать, что наиболее стабильными советские финансы были при многолетних союзных министрах А.Г.Звереве (1938-1960) и В.Ф.Гарбузове (1965-1985) и их российских коллегах И.И.Фадееве (1940-1973) и А.А.Бобровникове (1973-1990), когда обеспечивалась преемственность и согласованность союзного и российского управления финансами, четным аппаратом по распределению ресурсов[3].
C приходом к власти большевиков сберкассы, в отличие от коммерческих банков, были формально сохранены. В начале 1918 г., сразу после переезда советского правительства из Петрограда в Москву, нарком финансов РСФСР В.Р. Менжинский издал приказ о восстановлении в рамках своего ведомства Управления сберкасс. Однако усилия Наркомфина по налаживанию их деятельности не увенчались успехом. В дальнейшем, в период военного коммунизма — с мая 1918 г. и до провозглашения в 1921 г. новой экономической политики — НЭПа, были последовательно ликвидированы все кредитные учреждения, проводился курс на полное устранение денег из хозяйственного оборота, его натурализацию, продразверстку и непосредственное распределение продовольствия и промтоваров. В сложившихся условиях первостепенной задачей НЭПа стало восстановление нормальных товарно-денежных отношений. С этой целью под руководством наркома финансов СССР Г.Я. Сокольникова и члена коллегии Наркомфина профессора Л.Н. Юровского в 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа. Реформа осуществлялась в условиях полнейшей хозяйственной разрухи. Наряду с обесцененными безудержной эмиссией совзнаками в обращение была введена параллельная валюта — червонец, обеспеченная на 25% золотом и на 75% высоколиквидными товарами. По ассоциации с дореволюционным золотым червонцем она была охотно принята хозяйством и населением. Вытеснив из обращения совзнаки, червонец к концу 1924 г. стал единственной валютой. Нормализация денежного обращения, высокие темпы экономического роста обусловили повышение благосостояния населения, возродили его возможности и стремление к сбережениям. Соответственно с 1923 г. начала восстанавливаться и вскоре достигла довоенного уровня сеть сберкасс, которые, в свою очередь, активно способствовали осуществлению и успешному завершению денежной реформы. Во второй половине 20-х гг. развитие сберегательного дела приобретает значение государственного приоритета. В 1925—1930 гг. большим тиражом издавался популярный общесоюзный журнал «Сберегательное дело», в котором принимали участие руководители Госплана и Наркомфина П.П. Брюханов, И.Т. Смилга, А.И. Свидерский, а также Л.Н. Юровский, М.И. Боголепов и другие крупнейшие ученые-экономисты.
В конце 20-х гг. руководство страны провозгласило политику индустриализации на основе форсированного роста тяжелой промышленности. Производство товаров для населения и коллективизированное сельское хозяйство при этом деградировали, в городах была введена карточная система. Резко снизились доходы государства от реализации сельхозпродукции и товаров народного потребления. Отказавшись признать дореволюционные долги царского правительства, советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь крупные зарубежные инвестиции. Поэтому в качестве одного из главных источников финансирования индустриализации государство использовало сбережения населения. В 1929 г. согласно новому Положению о Гострудсберкассах они были переданы в ведение Наркомфина и превратились по существу в единое кредитное учреждение по приему вкладов населения и размещению государственных займов. Этому учреждению вменялось в обязанность максимально интенсифицировать привлечение средств населения. Однако при карточной системе и низких денежных доходах основной массы трудящихся решить подобную задачу было невозможно. Планы по вкладам выполнялись не более чем на 40-50%. Относительно лучше обстояло дело с государственными займами, поскольку они носили так называемый «добровольно-принудительный» характер. Но и по займам плановые задания реализовывались не полностью. Так, в 1932 г. план «4-го завершающего года первой пятилетки» был выполнен на 85,5%.
Дефицит предусмотренных в бюджете денежных поступлений государство восполняло ничем не обеспеченной эмиссией, которая отрицательно сказывалась на и без того невысокой покупательной способности рубля.
Во второй пятилетке, особенно после отмены в 1935 г. карточной системы, в деятельности сберкасс наступило оживление. Суммарный объем вкладов с 1935 по 1940 гг вырос в 4, с 1,5 до 7,3 млрд. руб., средний размер вклада увеличился почти вчетверо - с 101 до 388 руб. В период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для финансирования военных расходов, принимали активное участие в размещении предназначенных для этого госзаймов, а также в распространении билетов денежно-вещевых лотерей. За счет выручки от госзаймов и лотерей было покрыто около шестой части военных расходов. Кроме того, через сберкассы поступали средства и ценности, вносимые населением в фондобороны.
Вскоре после войны, в конце 1947 г., были отменены карточки и проведена денежная реформа, которая носила по сути конфискационный характер: 10 руб. прежних денег обменивались на 1 руб. новых. Но для вкладчиков сберкасс предусматривались льготы: вклады до 3 тыс. руб. обменивались в соотношении 1:1, от 3 до 10 тыс. — 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1[4].
В 1948 г. был принят новый Устав сберегательных касс, который внес существенные изменения в их деятельность. Наряду с традиционными функциями, сберкассы стали осуществлять еще и безналичные расчеты, перечислять заработную плату работникам на их счета.
По новому Уставу сберкассы оставались в подчинении Главного управления Гострудсберкасс и госкредита Министерства финансов, которое разрабатывало и утверждало правила и инструкции, регламентирующие их деятельность. В соответствии с этими правилами министерства финансов союзных и автономных республик, финотделы исполкомов краевых, областных и районных Советов руководили работой сберкасс на местах. К 1952 г. была восстановлена до довоенного уровня сеть сберкасс, которая, вследствие оккупации значительной части территории СССР, сократилась в период Великой Отечественной войны вдвое. На начало этого года в стране насчитывалось около 42 тыс. сберегательных касс. Главными их задачами, сформулированными в документах директивных органов, стали «предоставление населению возможности надежного хранения свободных денежных средств и проведение денежных расчетов, содействие накоплению сбережений и их использованию в интересах развития народного хозяйства СССР».
В 50-е гг. была возобновлена прерванная войной работа по совершенствованию сберегательного дела, в частности, по механизации расчетных операций в крупных сберкассах. В Москве, Ленинграде, столицах некоторых союзных республик, областных и краевых центрах создаются машиносчетные станции и вычислительные бюро, которые оснащаются перфорационными устройствами и клавишными счетными машинами.
В начале 1961 г. была осуществлена деноминация рубля, масштаб цен изменен в 10 раз, в обращение введены купюры нового образца. Однако это не затормозило инфляцию и не оказало ожидаемого стимулирующего воздействия на развитие экономики, в том числе сберегательного дела. Основные причины здесь — чрезмерное отвлечение национального дохода на реализацию дорогостоящих малоэффективных проектов и на военные нужды, отказ от необходимых структурных преобразований, которые первоначально намечалось осуществить в связи с хозяйственной реформой 1965—1967 гг.
В 1963 г. сберегательные кассы из Минфина были снова переданы в ведение Госбанка, и сбережения населения стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов.
70-е и первая половина 80-х гг. в истории нашей страны характеризуются как период застоя, что в известной мере может быть отнесено и к сберегательному делу. Вторая половина 80-х гг. — период перестройки. В этот период существенно активизировалась деятельность кредитно-финансовых учреждений. Наблюдался приток вкладчиков сберкасс. К концу 80-х гг. в сберегательных кассах страны было открыто 142 млн. новых счетов.
Информация о работе Министерство финансов СССР: этапы развития