Министерство финансов СССР: этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение на основе анализа источников истории министерства финансов в Советском Союзе на различных этапах развития страны в зависимости от сложившихся экономических отношений на этих этапах.
Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
- рассмотреть основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы;
- изучить становление кредитной и налоговой систем Советского Союза, сберегательного дела и денежного обращения в условиях плановой экономики.

Содержание

Введение 4
1. Основные направления деятельности министерства финансов в период с 1917 по 1990 годы 5
2. Сберегательное дело в советский период 13
3. Развитие кредитных отношений 18
4. Становление налоговой системы 24
5. Денежное обращение в условиях плановой экономики 28
Заключение 41
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Полное вытеснение частника из промышленности и торговли и сосредоточение всей работы банка на обслуживании обобществленного хозяйства привели к тому, что Госбанк стал не только расчетным, но и кассовым центром экономики.

Важную роль в укреплении рубля и повышении его покупательной силы в этот период сыграла отмена в 1935 г. карточной системы распределения продуктов. Это было достигнуто не сразу. 

С мая 1931 г. отменялась практика нормированной продажи промтоваров, за исключением отдельных, наиболее дефицитных видов товаров. Отменялась также практика бронирования и продажи промтоваров по ордерам (за исключением брони для лесозаготовок, лесосплава, путины и заготовок пушнины, яиц, масла). Отпуск по ордерам сохранялся только для одежды и обуви с установлением срока действия ордера – 10 дней. Во втором квартале 1932 г. еще больше сократилась практика нормирования. Нормирование было сохранено в отношении 6 основных продтоваров. Прекращено нормирование по рыбе, кондитерским изделиям, яйцам, овощам, молоку, табаку, сыру. Однако на практике не всюду удавалось добиться проведения в жизнь этого решения.

Наряду с закрытой торговлей и нормированным снабжением, развивалась государственная открытая (так называемая коммерческая) торговля. С 1931 г. она охватывала всего 3% всего товарооборота, а в 1932 г. – уже около четверти всего товарооборота. С 1 января 1935 г. было осуществлено решение об отмене продажи по карточкам печеного хлеба, муки и крупы. В сентябре 1935 г. было принято решение о дальнейшем снижении цен на хлеб и об отмене карточек при продаже мяса, рыбы, сахара, жиров и картофеля.

С 1 февраля 1936 г. произошла ликвидация всесоюзного объединения «Торгсин», производившего продажу товаров на золото и иностранную валюту, и предназначенного для торговли с иностранцами. Продажа товаров через «Торгсин» содействовала мобилизации золота и иностранной валюты для социалистической реконструкции экономики. При ликвидации «Торгсина» курс рубля, по которому иностранцы могли обменивать свою валюту на советские деньги, был установлен по соотношению 1 рубль = 3 французским франкам. Этот курс был распространен также и на все другие валютные расчеты, в том числе с советскими экспортными и импортными организациями. После девальвации франка в конце 1936 г. был установлен новый курс – 1 рубль = 4,25 франка. Так как обесценение франка продолжалось, советское правительство перешло на новую базу исчисления курса рубля: на основе американского доллара по соотношению 1 доллар = 5 руб. 30 коп. Этот курс просуществовал до 1 марта 1950 г.

Угроза военного нападения потребовала переключения значительной части материальных, трудовых и финансовых ресурсов на укрепление обороны страны. Развитие денежного обращения в годы довоенных пятилеток происходило под влиянием резкого изменения макроэкономических пропорций. Это вызвало постоянные перебои в функционировании  воспроизводственных механизмов и денежного обращения. Карточная система распределения лишь в некоторой степени ограничила процесс понижения покупательной силы рубля. Резкое изменение макроэкономических пропорций в результате военной угрозы вызвало определенные трудности в денежном обращении в 1938-1940 гг.

Денежно-кредитная политика в годы Великой отечественной войны. Война явилась серьезным испытанием для экономики страны и вызвала огромные потери. Весь материальный ущерб, причиненный войной, составил огромную сумму – 1890 млрд. руб. Только из бюджета по смете Вооруженных Сил было ассигновано 551 млрд. руб., т.е. свыше половины всех ресурсов бюджета. При значительном сокращении производства общественного продукта и национального дохода резко изменились пропорции производства и распределения.

Для покрытия разрыва между доходами и расходами государство использовало материальные и денежные резервы, созданные в прошлые годы, а также прибегло к выпуску в обращение дополнительного количества денег. Неизбежным следствием этого явилось образование крупного излишка денег, создававшего угрозу для денежного обращения.

Введя карточную систему распределения товаров широкого потребления, государство сохранило на них твердые довоенные цены. На товары производственного потребления и военного снаряжения товары были не только сохранены, но и в ряде случаев даже понижены по сравнению с довоенным уровнем.

Вследствие того, что денежные доходы населения далеко не соответствовали его сократившимся расходам, были предприняты специальные меры для мобилизации денежных средств, оседавших в каналах обращения. Введение военного налога, налога на холостяков и малосемейных граждан, перестройка и повышение ставок сельскохозяйственного налога, и другие меры налогового порядка не только увеличили доходы бюджета, но и содействовали укреплению денежного обращения. Такую же роль играли значительно повысившаяся подписка городского и сельского населения на государственные займы, денежно-вещевые лотереи и народные взносы в фонды помощи Советской Армии.

Сокращение объема розничного товарооборота в условиях значительной денежной эмиссии вызвало резкое повышение цен в колхозной торговле. Если принять среднегодовые цены колхозного рынка в 1940 г. за 100, то в июле 1941 г. они составили 88, в июле 1942 г. -  693, а в июле 1943 г. – 1467, или почти в 16 раз выше по сравнению с июлем 1941 г.

Большую роль в развертывании торговли и подготовке условий для ликвидации в последующем диспропорций в сфере товарного обращения играла организованная в начале 1944 г. коммерческая торговля без карточек по более высоким ценам, чем в нормированной торговле.

Основное увеличение денежной эмиссии пришлось на 1942 г.: денежная масса в обращении увеличилась за год в 2,4 раза. Однако уже с 1943 г. эмиссия денег сокращается. К концу войны денежная масса в обращении увеличилась в четыре раза по сравнению с ее массой накануне войны. При этом размер эмиссии в 1943 – 1945 гг. был почти в 3 раза меньше, чем в первый год войны.

Денежная реформа 1947 г. Для ликвидации последствий войны в области денежного обращения. 14 декабря 1947 г. вышло постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа 1947 г. не затрагивала основ денежной системы, а лишь предусматривала выпуск в обращение новых полноценных денег и изъятие старых денег, переоценке вкладов населения в сберегательных кассах и в Госбанке, переоценке остатков средств кооперативных организаций и колхозов на счетах в кредитных учреждениях и конверсии государственных займов. Обмен старых денег на новые производился по соотношению 10 руб. старого образца на 1 руб. денег образца 1947 г.

Одновременно с обменом наличных денег производилась и переоценка вкладов населения в сберегательных кассах и в Госбанке. Вклады переоценивались на льготных условиях. Вклады размером до 3 тыс. руб. включительно (а таких вкладов было 80%) оставались без изменения. По вкладам до 10 тыс. руб. включительно первые 3 тыс. руб. зачислялись в новый вклад без переоценки, а остальная часть переоценивалась по соотношению 3 руб. старых денег на 2 руб. новых. По вкладам свыше 10 тыс. руб. во вклад зачислялись первые 10 тыс. руб. в указанном выше порядке, а остальная сумма – из расчета 2 руб. старых денег за 1 руб. новых.

Неотъемлемой частью денежной реформы 1947 г. явилась конверсия всех государственных займов и обмен облигаций этих займов на облигации единого конверсионного 2% займа. Облигации конвертируемых займов обменивались по соотношению 3 руб. в облигациях прежних займов за 1 руб. в облигациях нового 2% займа.

Денежная реформа 1947 г. была проведена с целью ликвидации в сфере денежного обращения последствий войны, укрепления денежной системы и ликвидации карточной системы.

Денежная реформа носила конфискационный характер. Сама денежная система не изменилась, изменились только наименования банковских билетов, которые выпускались не в червонцах, а в рублях.

Банковские билеты выпускались достоинством 10, 25, 50 и 100 руб., а казначейские – 1, 3 и 5 руб. Монеты чеканились номиналом: бронзовые в 1, 2, 3, 5 коп., и никелевые – в 10, 15 и 20 коп.

Перевод рубля на золотую базу. Вместе с тем, расхождение между официальным курсом рубля и его фактической покупательной способностью усиливалось в связи с продолжающимся снижением цен в СССР и новым обесценением капиталистических валют. В связи с этим было принято решение повысить с 1 марта 1950 г. официальный курс рубля, и в  дальнейшем исчисление его вести не на базе доллара, как это было раньше, а на более устойчивой золотой основе в соответствии с золотым содержанием рубля. Золотое содержание рубля было установлено в 0,222168 грамма чистого золота, а курс рубля с 1 марта 1950 г. был определен в 4 руб. за 1 долл. США и 11 руб. 20 коп. за 1 фунт стерлингов. Вместо прежнего соотношения 5 руб. 30 к. за 1 долл. и 14 р. 84 к. за 1 фунт стерлингов. Соответственно был установлен курс рубля в отношении других капиталистических валют. Госбанку было поручено в дальнейшем определять курс рубля с учетом изменений золотого содержания иностранных валют[10].

До 1 марта 1950 г. золотое содержание советского рубля, служившее основанием для определения его внешнего курса, устанавливалось не непосредственно, а путем приравнивания рубля к той или иной иностранной валюте. Для этого такая иностранная валюта должна была иметь фиксированное золотое содержание или быть обмениваемой на золото по твердо установленному паритету.

В первые годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) соотношение темпов роста розничного товарооборота (в текущих ценах) и темпов роста заработной платы складывалось неблагоприятно для выполнения кассовых планов в результате крупного снижения розничных цен в эти годы.

Лишь с 1954 г. в результате значительного роста физического объема розничного товарооборота и относительно небольшого снижения цен темпы объема товарооборота стали опережать темпы роста выплат заработной платы. В 1956-1960 гг. денежное обращение развивалось в более благоприятных условиях, чем в предшествующем пятилетии. Относительное сокращение денежной массы в обращении по сравнению с ростом наличного оборота привело к заметному ускорению оборота наличных денег в народном хозяйстве.  С 1956 г. возврат денег в кассы Госбанка ускорился по сравнению с довоенным периодом. В 1958 г. скорость оборота наличных денег возросла на 1,3 дня по сравнению с 1957 г., а в 1960 г. скорость оборота денег снова увеличилась по сравнению с предыдущим годом.

Благодаря опережающему росту безналичного денежного оборота по сравнению с наличным оборотом повышался его удельный вес во всем денежном обороте страны. В 1950 г. доля безналичного оборота в денежном обороте составляла 90% против 80% в 1940 г., а в 1960 г. она повысилась до 92%.Укрепление денежного обращения в 1951 – 1960 гг. характеризуется повышением покупательной способности рубля на основе снижения государственных розничных цен. Тем не менее, в 1960 г. покупательная сила рубля составляла примерно 72% его покупательной силы в 1940 г.

Деноминация 1961 г. С 1 января 1961 г. масштаб цен был повышен в 10 рез. Были выпущены новые образцы денежных знаков. После денежной реформы 1961 г. в СССР существовал денежный ряд из 15 единиц номиналов национальных денег от 1 коп. до 100 руб. Это:

       банковские билеты номиналами в 10, 25, 50 и 100 руб.,

       казначейские билеты: 1, 3 и 5 руб.,

       никелевые монеты – 10, 15 и 20 коп. (более поздние годы – 50  коп. и 1 руб.),

       бронзовые монеты – 1, 2, 3 и 5 коп.

Одновременно было принято решение повысить золотое содержание рубля и курс рубля по отношению к иностранным валютам. С 1 января 1961 г. рубль содержал 0,987412 гр. чистого золота. Американский доллар вместо 4 рублей, как это было прежде, стал равен 90 копейкам.

Попытка упорядочения денежного обращения в 1991 г. 23 января 1991 г. в СССР была осуществлена последняя попытка некого преобразования денежной системы. В «целях борьбы со спекуляцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег» из обращения были изъяты денежные купюры в 50 и 100 рублей. Купюры обменивались на новые банкноты того же номинала в размере месячного оклада. Обмен был ограничен тремя днями. Это мероприятие по своему замыслу отдаленно напоминало конфискационный характер реформы 1947 г. мероприятие подверглось ожесточенной критике со стороны СМИ и политических деятелей демократического толка, и по существу оказалось сорванным.


Заключение

 

В ходе написания курсовой работы были получены следующие результаты.

В современной российской действительности деятельность министерства финансов имеет большой вес в общем объеме государственного управления. Министерство реализует финансовую политику в российском государстве. В своей работе мы рассмотрели деятельность министерства с 1917  по 1990 годы, остановились на времени, в течение которого существовала командно-административная система хозяйствования. Начало перестройки не смогло сломать сформировавшуюся в СССР жесткую централизованную систему управления в области бюджетных отношений. Не будет преувеличением сказать, неурегулированные финансовые споры между союзными республиками стали мощным катализатором распада СССР. События 18-22 августа 1991 г., когда была предпринята попытка государственного переворота в стране, стали поворотными в судьбе Советского государства. 14 сентября Госсовет СССР принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР. С 8 декабря 1991 г. СССР “как субъект международного права и геополитическая реальность” прекратил свое существование. Все государственные учреждения Союза ССР были ликвидированы в три приема: большинство министерств и ведомств СССР были упразднены постановлением Госсовета СССР 14 и 26 ноября 1991 г., для других официальной датой ликвидации стало 8 декабря 1991г.

В своём развитии финансовая политика, в России в ХХв., эволюционировала от финансовой централизации в советское время, до финансовой политики государства с рыночной экономикой, сходной с распространённой по всему миру среди  развитых государств.


Список литературы

 

  1. refstar. ru 
  2. www. sbrf. Ru
  3. Ананов И.Н. Министерства в СССР. – М., 1960. - С. 27.
  4. Бесчеревных В.В., Коган М.Л., Куфакова Н.А., Полонский Э.Г., Цыпкин С.Д., Отв. ред.: Бесчеревных В.В., Цыпкин С.Д. Советское финансовое право. – М., 1982.
  5. Валевич В. П. Финансы государства- проблемы и решение.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 276 с.
  6. Вестник ФА – 1 (25) 2003 г. – К 200-летию Минфина России
  7. Воронов Ю.П. Страницы истории денег. Новосибирск. 1986
  8. Даджиев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: Банки и биржи,1998.
  9. Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.)  М.:    Наука, 1978.
  10. Земцов А.А., Островская Т.М. Финансовая администрация России: приказы - коллегии – министерства. – Томск, 2003.
  11. Котляревский С.А. Финансовое право СССР. – Л., 1926.
  12. Михаэлис А.Э., Харламов Л.А. Бумажные деньги России. Пермь. 1993.
  13. Об утверждении Общего положения о министерствах СССР: Постановление Совмина СССР от 10.07.1967 г. № 640 // К+ - СССР.
  14. Федоренко П., Хайцлов Л. История денег. М. 1994.

Информация о работе Министерство финансов СССР: этапы развития