Национальный фонд рк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.

Работа состоит из  1 файл

Национальный фонд РК.docx

— 173.59 Кб (Скачать документ)

2) в виде целевых трансфертов  фонда, передаваемых из него  в республиканский и местные  бюджеты на цели, определяемые  Президентом Республики Казахстан;

3) на покрытие расходов, связанных  с управлением фондом и проведением  ежегодного внешнего аудита;

Средства фонда размещаются  в надежные и ликвидные иностранные  финансовые активы в целях их сбережения и получения инвестиционного  дохода. Они не могут использоваться для кредитования частных или  государственных организаций и  в качестве обеспечения обязательств.

Полномочия органов государственной  власти при управлении фондом состоят  в следующем  Президент Республики Казахстан:

1) формирует состав Совета по  управлению Национальным фондом  Республики Казахстан;

2) дает обязательные для исполнения  указания Совету, Правительству  Республики Казахстан и Национальному  банку по вопросам фонда;

3) осуществляет контроль над  деятельностью по управлению  фондом;

4) направляет для дачи рекомендаций  Совету документы, связанные с  управлением фонда, внесенные  ему на утверждение;

5) осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью фонда.

 Правительство Республики Казахстан  при управлении фондом осуществляет  следующие полномочия;

1) разрабатывает и утверждает  правила составления отчетности. Порядок зачисления денег в  фонд и их использования;

2) разрабатывает совместно с  Национальным банком и утверждает  график информационных материалов  и финансовой отчетности по  деятельности, связанной с управлением  фонда;

3) обеспечивает представление отчета  о формировании и использовании  фонда  Президенту и информации  по формированию и использовании  фонда Парламенту Республики  Казахстан;

4) обеспечивает проведение ежегодного  внешнего аудита фонда;

5)обеспечивает осуществление бухгалтерского  учета формирования использования  средств;

6) осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью фонда.

Доверительное управление фондом осуществляет Национальный банк Республики Казахстан  на основании договора о доверительном  управлении, заключаемого между Национальным банком и Правительством Республики Казахстан.

Национальный банк Республики Казахстан  на основании договора доверительного управлении Фондом осуществляет:

1) самостоятельное инвестирование  Фонда, включая передачу его  части в управление внешним  управляющим;

2) разработку и утверждение правил  осуществления инвестиционных операций;

3) представление Правительству  Республики Казахстан отчета  о результатах доверительного  управления фондом;

4) иные полномочия, предусмотренные  правилами и договором  о  доверительном управлении.

В целях обеспечения эффективного доверительного управления фондом решения  правления Национального банка  Республики Казахстан определяется специальное должностное лицо (на уровне не ниже заместителя председателя Национального банка Республики Казахстан)- полномочного представителя, в полномочия которого входит оперативное  принятие решений по доверительному управлению фондом от имени Национального  банка Республики Казахстан.

Правительство Республики Казахстан  и Национальный банк Республики Казахстан  обязаны информировать друг друга  о предполагаемых действиях и  достигнутых результатах по вопросам управления фондом.

Основной задачей консультативно - совещательного орган при Президенте Республики Казахстан - Совете является оказание содействия и выработка  рекомендаций  Президенту Республики Казахстан по вопросам использования  фонда. Заседания Совета проводятся под председательством Президента Республики Казахстан или по его  поручению одного из членов Совета и оформляются протоколом. Заседания  Совета правомочны при наличии двух третей его членов. Решения Совета принимаются простым большинством голосов от общего количества членов Совета и в установленном законодательством  порядке реализуются актами Президента Республики Казахстан. В состав Совета входят: Президент Республики Казахстан, Премьер- министр Республики Казахстан,  председатель Сената, председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан, руководитель Администрации Президента,  председатель Национального банка, заместитель  Премьер- министра Республики Казахстан, министр финансов Республики Казахстан, председатель Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета.

Рабочим органом Совета является   Администрация Президента Республики Казахстан. Функциями Совета являются:

1) рассмотрение концептуальных  подходов в использовании фонда;

2) одобрение предложений по объемам  и направлениям использования  фонда, а также годового отчета  о формировании и использовании  фонда

Правительство Республики Казахстан  совместно с Национальным банком Республики Казахстан ежегодно в  срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, составляют годовой отчет  о формировании и использовании  фонда.

Правительство Республики Казахстан  в срок до 1 апреля года, следующим  за отчетным, вносит на утверждение  Президенту Республики Казахстан годовой  отчет о формировании и использовании  фонда вместе с результатами проведения внешнего аудита.

Годовой отчет о формировании и  использовании фонда должен содержать:

1) отчет о поступлениях и использовании  фонда;

2) отчет о деятельности Национального  банка Республики Казахстан по  доверительному управлению фондом;

3) иные данные по управлению  фондом.

В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением фондом, ежегодно проводится внешний аудит. Выбор независимого аудитора осуществляется на конкурсной основе и в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. .[6, c.125]

Информация о годовом отчете, о формировании и использовании  фонда и результатах проведения внешнего аудита публикуется в средствах  массовой информации.

           Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых и иных активов государства. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Формирование и использование Республики Казахстан определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в стране и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики, сохраняя при этом макроэкономическую и фискальную стабильность и соблюдая основные цели и задачи Национального фонда Республики Казахстан.

Управление Национальным фондом Республики Казахстан и деятельность государственных  органов по формированию и использованию  Национального фонда Республики Казахстан осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Бюджетным Кодексом, актами Президента Республики Казахстан, Правительства  Республики Казахстан и Национального  Банка Республики Казахстан.

Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан  на основании договора о доверительном  управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.

Стабилизационные фонды и фонды  будущих поколений также существуют в других странах, где существенная часть бюджетных поступлений  формируется за счет поступлений  от экспорта природных ресурсов, и  предназначены для финансирования расходов в годы неблагоприятной  конъюнктуры. При учреждении Национального  фонда в Казахстане был использован  данный зарубежный опыт.

С 2000 года в связи с благоприятной конъюнктурой на мировых финансовых рынках в Казахстане значительно увеличились поступления  в республиканский бюджет платежей, связанных с добычей природных  ресурсов. Вместе с тем увеличивающийся  размер экспортной выручки казахстанских  экспортеров углеводородов усиливает  давление, как на обменный курс тенге, так и на инфляцию. Это, в свою очередь, приводит к снижению ценовой  конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей и неблагоприятно сказывается на финансовых результатах отечественных  производителей.

В настоящее время в мире около  десятка стран, которые имеют  стабилизационные или сберегательные фонды. Средства таких фондов могут  быть использованы для финансирования бюджетных расходов в неблагоприятные периоды в связи с колебаниями цен на определенные виды природных ресурсов, поступления от которых составляют основные статьи доходов, или для погашения внешнего долга, а также на другие цели. Опыт ряда государств, имеющих сырьевую специализацию экспорта, показывает, что правительства стран, бюджеты которых подвержены влиянию мировой конъюнктуры цен, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления избыточных поступлений.

Положительными моментами создания таких фондов являются:

минимизация корреляции между поступлениями  в республиканский бюджет от сектора  природных ресурсов, зависящими от конъюнктуры цен, и расходами  республиканского бюджета;

накопление средств в периоды благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен;

накопление средств от продажи  невосполнимых природных ресурсов для обеспечения потребностей будущих  поколений;

стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры в результате избыточного притока валюты.

Основной целью Национального  фонда является снижение зависимости  республиканского бюджета от конъюнктуры  мировых цен – стабилизационная функция. Национальный фонд выполняет  также сберегательную функцию посредством  формирования накоплений для будущих  поколений.

Основными задачами Национального фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов  из экономики и сдерживания давления на курс тенге и инфляцию, а также  оптимальное планирование использования  природных ресурсов.

Накопление и использование  должны быть транспарентными, что является залогом успешного функционирования Национального фонда при достижении поставленных целей.

 

Управление активами Национального фонда Республики Казахстан

    В целом политика управления  активами Национального фонда  останется консервативной. Вместе  с тем основными целями инвестиционных  операций при управлении средствами  Национального фонда являются  сохранность, поддержание достаточного  уровня ликвидности, обеспечение  доходности в долгосрочной перспективе  при умеренном уровне риска.

Организационная структура активов Национального  фонда определяется в соответствии с его целями.

Обеспечение доходности активов Национального  фонда в долгосрочной перспективе  предусматривает краткосрочные  колебания доходности. Доверительное  управление активами Национального  фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан, общая  координация деятельности - Советом  по управлению Национальным фондом. .[7, c.87-96]

Размещение  активов Национального фонда  должно осуществляться в финансовые инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках и включенные в  Перечень разрешенных финансовых инструментов, за исключением нематериальных активов, утвержденные Правительством Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом. При  этом ограничения не распространяются на казахстанские финансовые инструменты, приобретенные до 1 января 2010 года, которые будут учитываться в структуре активов Национального фонда.

 

1.3 Взаимоотношения Национального  фонда Республики Казахстан, правительственного  заимствования и квазигосударственного сектора

          Интенсивное накопление средств  Национального фонда, а также  эффективное управление его активами  играют ключевую роль в устойчивом  развитии Республики Казахстан  и требуют правильного планирования  заимствований как государственного сектора, так и квазигосударственного, и принятия мер по обеспечению должного уровня экономической безопасности республики.

Таким образом, определение адекватного  уровня заимствований и обязательств национальных холдингов, национальных управляющих холдингов и их дочерних компаний требует взвешенного подхода  с учетом накопленных активов  Национального фонда. В этих целях  Правительством будут определены соответствующие  показатели мониторинга и оценки долга национальных управляющих холдингов и их дочерних компаний и ограничения по заимствованию, обязательные для соблюдения данными организациями.

Информация о работе Национальный фонд рк