Национальный фонд рк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.

Работа состоит из  1 файл

Национальный фонд РК.docx

— 173.59 Кб (Скачать документ)

Новый подход по использованию средств  Национального фонда исключает  возможность привлечения облигационных  займов из Национального фонда квазигосударственным сектором. Кроме того, Правительством будет регулироваться рост долга местных исполнительных органов через муниципальные заимствования гг. Астаны и Алматы в рамках установленных ограничений бюджетного законодательства.

В целях предотвращения замещения  средств Национального фонда  правительственным заимствованием будут введены следующие ограничения:

- ежегодные расходы на обслуживание  правительственного долга не  должны превышать ежегодный условный  фиксированный инвестиционный доход  Национального фонда в 4,5%;

- расходы на обслуживание и  погашение правительственного долга  в среднем за десятилетний  период не должны превышать  15% от поступлений в бюджет, включая  трансферт из Национального фонда.

     Реализация мер в рамках данной  Концепции затрагивает основы  функционирования и выбора оптимальной  модели формирования накоплений Национального фонда Республики Казахстан, изменение инвестиционной стратегии и требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан.

В этих целях будут внесены соответствующие  изменения в соответствующие  нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность Национального фонда.

Политика по сбалансированности бюджета  и Национального фонда будет  направлена на сокращение ненефтянного дефицита, который должен составлять не более 3% к ВВП к концу этого десятилетия, а также на сокращение текущих расходов из средств Национального фонда с последующим переходом на финансирование только бюджета развития.

С учетом вышеизложенных подходов средства Национального фонда к 2020 году должны возрасти до 90 млрд. долларов США, что  составит не менее 30% к ВВП.

В целом реализация мер, предусмотренных  настоящей Концепцией, будет способствовать дальнейшему поддержанию стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению  нефтяных доходов между поколениями.

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Особенности формирования и использования  средств Национального фонда  Республики Казахстан

 

Согласно  действующему законодательству, допускается  расходование средств Национального  фонда по трем направлениям:

1) с целью  исполнения стабилизационной функции  – в виде поступлений из  фонда в республиканский и  местный бюджеты для компенсации  потерь, определяемых как разница  между утвержденными и фактическими  суммами поступлений налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет от организаций сырьевого  сектора, перечисленных в «Правила…»;

2) в виде  целевых трансфертов фонда, передаваемых  из него в республиканский и местный бюджеты на цели, определяемые Президентом РК;

3) на покрытие  расходов, связанных с управлением  фондом и проведением ежегодного  внешнего аудита.

Национальный  фонд Республики Казахстан размещается  в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением  нематериальных активов, в целях  обеспечения:1) сохранности Национального  фонда Республики Казахстан; 2) поддержания  достаточного уровня ликвидности Национального  фонда Республики Казахстан; 3) высокого уровня доходности Национального фонда  Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска; 4)получения инвестиционных доходов.

Перечень  разрешенных финансовых активов  и иного имущества, за исключением  нематериальных активов, определяется Правительством Республики Казахстан  совместно с Национальным Банком Республики Казахстан по предложению  Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан.

Национальный  фонд Республики Казахстан не может  использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Национального фонда Республики Казахстан осуществляется в ходе его исполнения без уточнения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан.

Объемы целевых  трансфертов, передаваемых из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет, утверждаются законом о республиканском бюджете  на соответствующий финансовый год.

Согласно  сайту Министерства финансов РК, по состоянию на 31 декабря 2009 г. средства Национального фонда составляли 4 500 703 126 тыс. тенге. Чистые активы Национального  фонда на 31 декабря 2009 года составляли 4 009 528 878 тыс. тенге.

За 2009 год  в Национальный фонд Республики Казахстан  поступило 1 378 100 414 тыс. тенге, из них  за счет поступлений прямых налогов  от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых  в местные бюджеты) – 1 371 362 802 тыс. тенге, из которых 467 377 170 тыс. тенге (эквивалент 3 329 148 тыс. долларов США) являются поступлениями  в иностранной валюте, зачисленные  на соответствующий счет Национального фонда в тенге путем проведения операции последовательной конвертации/реконвертации день в день, других поступлений от операций, осуществляемых предприятиями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты) 6 083 054 тыс. тенге, поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения – 654 091 тыс. тенге, поступлений инвестиционных доходов от управления Национальным фондом – 919 317 487 тыс. тенге.

Со счета  Национального фонда за отчетный период произведены расходы, связанные  с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного внешнего аудита, в общей сумме 2 898 030 тыс. тенге.

Согласно  Закону Республики Казахстан от 25 ноября 2006 года № 189 «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007-2009 годы» за 2009 год  из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский  бюджет было перечислено 843 100 000 тыс. тенге  в виде гарантированного трансферта на покрытие расходов бюджета развития при плане 843 100 000 тыс. тенге, что составляет 100% от годового плана.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан  от 27 марта 2009 года № 777 «О целевом трансферте из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский  бюджет было перечислено 261 500 000 тыс. тенге  в виде целевого трансферта для обеспечения  занятости, недопущения существенного  роста уровня безработицы и создания условий для устойчивого посткризисного развития при плане 347 900 000 тыс. тенге, что составляет 75,2% от годового плана.

Инвестиционный  доход, выраженный в национальной валюте, полученный по итогам доверительного управления активами Национального  фонда в 2009 году составил 919 317 487 тыс. тенге.

В новой Концепции  сохранены положительные результаты, полученные от реализации первой Концепции. Основной целью является увеличение сбережений для будущих поколений  и предотвращение замещения накопления средств Национального фонда  правительственным заимствованием.

Решения о  фактически сделанных расходах из средств  фонда были сделаны правительством в соответствии с «Правилами…» согласно определению механизма стабилизирующей  функции фонда.

Поскольку «Правила…» не допускают использование средств  фонда для кредитования частных  или государственных организаций  и в качестве обеспечения обязательств, то никакие другие переводы в общий  бюджет не осуществлялись.

Изменения в  порядке расходования средств фонда  могут быть внесены только за счет поправок в «Правила…», утвержденных соответствующим указом главы государства.

Законодательством не предусматривается понятие ежегодного бюджета фонда и его одобрение, поскольку объем его средств  меняется в зависимости от конъюнктуры  цен на мировом рынке. Тем не менее, прогнозные оценки поступления средств в фонд могут рассчитываться в рамках пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития, в составе которого устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие важнейшие товары казахстанского экспорта.

Основой для  определения таких цен служит консервативный прогноз динамики мировых  цен. На основе расчетных постоянных цен при разработке и утверждении  республиканского и местного бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями  и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Однако на данный момент прогнозы состояния  средств Национального фонда  на ближайшие годы не оглашались.

Инвестиционная  стратегия фонда

Упрощенно инвестиционная стратегия Национального фонда  выглядит следующим образом: управляющие  его активами Национальный банк и  внешние управленцы стремятся максимально  снизить риски инвестиций, для  чего приобретаются небольшие пакеты ценных бумаг различных эмитентов, включая правительства разных стран, государственные агентства, международные  финансовые организации, компании и  финансовые институты. Помимо диверсификации инвестиционного портфеля фонда, используется и такой прием, как выбор нескольких внешних управляющих – «игроков с разными стилями» по определению  Искандера БЕЙСЕМБЕТОВА, председателя Агентства по стратегическому планированию, ранее занимавшего пост заместителя  председателя Национального банка. Поскольку при такой стратегии  Национальный фонд выступает в роли мелкого (миноритарного) акционера, то его инвестиции ограничиваются теми странами, где обеспечивается эффективная защита миноритарных акционеров. При этом учитываются следующие риски: компании, индекса, страновой, континентальный.

Чем меньше риск, тем меньше доходность по инвестициям. Инвестиционная стратегия опирается  на принцип: нельзя проиграть больше, чем выиграть, отметил г-н Бейсембетов на встрече с экспертами «Транспаренси Казахстан».

Инструкция  по управлению активами Национальным фондом, как утверждается, расписана  весьма жестко и никакие политические симпатии не могут играть роль в  выборе направления инвестиций. Учет инвестиций и доходов фонда ведется  министерством финансов и Национальным банком на ежесуточной основе. При  этом частью активов Национального  фонда управляет сам Национальный банк, доходность которого по инвестиционным операциям заведомо выше, чем у  внешних управленцев, так как  зарплата казахстанского персонала гораздо ниже, чем у сотрудников западных компаний.

Инвестиционная  политика в 2010 – 2012 годах будет осуществляться с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом  плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику  и поддержание уровня занятости  населения.

Обеспечение сбалансированности инвестиционных программ, взаимоувязки реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны и регионов, будет осуществляться по двум основным направлениям, согласующимся с ранее указанными направлениями фискальной политики, путем принятия системных и оперативных мер.

Долгосрочная  мера системного характера заключается  в разработке Схемы территориально-пространственного  развития страны, которая позволит минимизировать нерациональное использование  ресурсов государства, скоординировать  развитие производственной, транспортной, инженерной, социальной, рекреационной  инфраструктур и системы расселения населения и предоставить ориентиры  для бизнес-инициатив частного сектора.

Оперативное решение задач, стоящих перед  инвестиционной политикой, будет решаться на основе разработки Карты индустриализации Казахстана, в которой будут определены оптимальные места реализации крупных  инвестиционных проектов с учетом их отраслевых особенностей.

Управление  Фондом

Из правил формирования и использования:

14. Президент  Республики Казахстан:

1) формирует  состав Совета по управлению  Национальным фондом Республики  Казахстан;

2) дает обязательные  для исполнения указания Совету, Правительству Республики Казахстан  и Национальному банку Республики  Казахстан по вопросам Фонда;

3) осуществляет  контроль за деятельностью по управлению Фондом;

4) направляет  для дачи рекомендаций Совету  документы, связанные с управлением  Фондом, внесенные ему на утверждение;

5) осуществляет  иные полномочия, предусмотренные  настоящими Правилами.

Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган  при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда  Республики Казахстан и его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов.

Функциями Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан являются:

1) выработка  предложений по повышению эффективности  формирования и использования  Национального фонда Республики  Казахстан;

2) рассмотрение  и выработка предложений по  объемам и направлениям использования  Национального фонда Республики  Казахстан;

Информация о работе Национальный фонд рк