Национальный фонд рк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.

Работа состоит из  1 файл

Национальный фонд РК.docx

— 173.59 Кб (Скачать документ)

3) выработка  предложений по перечню разрешенных  финансовых активов и иного  имущества, за исключением нематериальных  активов, для размещения Национального  фонда Республики Казахстан.

Решение о  создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.

15. Правительство  Республики Казахстан при управлении  Фондом осуществляет следующие  полномочия:

1) разрабатывает  и утверждает правила составления  отчетности, порядок зачисления  денег в Фонд и использования  Фонда;

2) разрабатывает,  совместно с Национальным банком  Республики Казахстан, и утверждает  график представления информационных  материалов и финансовой отчетности  по деятельности, связанной с  управлением Фондом;

3) обеспечивает  представление отчета о формировании  и использовании Фонда Президенту  и информации о деятельности  по формированию и использованию  Фонда Парламенту Республики  Казахстан;

4) обеспечивает  проведение ежегодного внешнего  аудита Фонда;

5) обеспечивает  осуществление бухгалтерского учета  формирования и использования  Фонда;

6) осуществляет  иные полномочия, предусмотренные  настоящими Правилами.

16. Доверительное  управление Фондом осуществляет  Национальный банк Республики  Казахстан на основании договора  о доверительном управлении, заключаемого  между Национальным банком и  Правительством Республики Казахстан.

17. Национальный  банк Республики Казахстан на  основании договора доверительного  управления Фондом осуществляет:

1) самостоятельное  инвестирование Фонда, включая  передачу его части в управление  внешним управляющим;

2) разработку  и утверждение правил осуществления  инвестиционных операций;

3) представление  Правительству Республики Казахстан  отчета о результатах доверительного  управления Фондом;

4) иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами  и договором о доверительном  управлении.

В целях обеспечения  эффективного доверительного управления Фондом решением правления Национального  банка Республики Казахстан определяется специальное должностное лицо (на уровне не ниже заместителя председателя Национального банка Республики Казахстан), в полномочия которого входит оперативное принятие решений по доверительному управлению Фондом от имени Национального банка Республики Казахстан (полномочный представитель).

18. Правительство  Республики Казахстан и Национальный  банк Республики Казахстан обязаны  информировать друг друга о  предполагаемых действиях и достигнутых  результатах по вопросам управления  Фондом.

Информация об отчете о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан за 2010 год 

Указом Президента Республики Казахстан от 13 мая 2011 года № 80 утвержден  отчет о формировании и использовании  Национального фонда Республики Казахстан за 2010 год.

По состоянию на 31 декабря 2010 года средства  Национального фонда составляли 5 704 444 289 тыс. тенге (5 098 527 845 тыс. тенге – методом начисления согласно аудированной финансовой отчетности).

За 2010 год в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 2 407 723 392 тыс. тенге, из них за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты) – 2 256 345 640 тыс. тенге, из которых 1 046 873 819 тыс. тенге (эквивалент 7 106 300 тыс. долларов США) являются поступлениями в иностранной валюте, зачисленные на соответствующий счет Национального фонда Республики Казахстан в тенге путем проведения операции последовательной конвертации/реконвертации день в день, других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты) – 16 678 239 тыс. тенге, поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения – 525 872 тыс. тенге, инвестиционных доходов от управления Национальным фондом Республики Казахстан – 134 173 641 тыс. тенге.

Со счета Национального  фонда Республики Казахстан за отчетный период оплачены следующие расходы, связанные с управлением Национальным фондом, в общей сумме 3 982 229 тыс. тенге.

Согласно Закону Республики Казахстан от 8 апреля 2010 года «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010-2012 годы» за 2010 год из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет было перечислено 1 200 000 000 тыс. тенге в виде гарантированного трансферта на финансирование расходов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития при плане 1 200 000 000 тыс. тенге, что составляет 100 % от годового плана.

В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением Национальным фондом, была проведена аудиторская проверка за 2010 год в соответствии с международными стандартами аудита.

Бухгалтерский баланс Национального  Банка Республики Казахстан по доверительному управлению активами Национального  фонда Республики Казахстан (тыс. тенге)  

 

Наименование статьи

за 2010 год

за 2009 год

1

2

3

Активы

   

Деньги и их эквиваленты

176 444 135

200 429 000

Финансовые инструменты, учитываемые  по справедливой стоимости через  прибыль или убыток, за исключением  производных финансовых инструментов

   

    находящиеся в собственности Фонда

4 518 506 786

3 536 888 162

    обремененные залогом по сделкам РЕПО

62 260 905

-

Инвестиции, удерживаемые до срока погашения

402 785 683

276 814 215

Производные финансовые инструменты

4 230 221

1 568 264

Дебиторская задолженность

5 333 333

2 543

Итого активы

5 169 561 063

4 015 702 184

Обязательства и чистые активы

   

Производные финансовые инструменты

3 032 339

1 956 773

Кредиторская задолженность по сделкам  РЕПО

60 950 849

-

Кредиторская задолженность и  начисленные расходы

7 050 030

4 216 533

Итого обязательства

71 033 218

6 173 306

Чистые активы, включенные в счет Правительства Республики Казахстан

5 098 527 845

4 009 528 878


 

 

Предложения экспертов

18 июня, Астана. Эффективность Концепции формирования  и использования Национального  фонда станет основной темой  обсуждения «круглого стола»  «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда  Республики Казахстан», организованного  Фондом Сорос-Казахстан.

Вниманию  участников заседания был представлен  анализ Концепции Национального  фонда, действующей в стране на протяжении последних двух лет, проведенный  казахстанским экономистом Меруерт Махмутовой.

 «Имеет  ли смысл выделять нефтяные  деньги и вкладывать их за  рубежом для будущих поколений,  когда в стране не решены  проблемы нынешнего поколения, и может ли Казахстан на данном этапе быть инвестором экономик западных государств?» - задается вопросами Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем, автор доклада «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда», определившего тему конференции.

 «Прозрачность  деятельности Национального фонда  оставляет желать лучшего», - отмечает  Антон Артемьев, директор программы  Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан. «Отчеты о поступлениях и использовании Национального фонда публикуются в слишком обобщенной форме, не раскрывается информация о внешних управляющих средствами Фонда, не публикуются результаты ежегодного аудита. Отсутствие четкой политики информирования общественности приводит к тому, что большинство казахстанцев имеют самое смутное представление о Фонде».

«Парламент  должен иметь право знакомиться  с аудиторским заключением по Национальному фонду, утверждать перечень плательщиков в Национальный фонд и  годовой отчет. Кроме того, следует  создать из числа представителей Правительства, Парламента и гражданского общества Консультативный совет, который  бы занимался выработкой рекомендаций по управлению Фондом и осуществлял  контроль над его деятельностью», - предлагает М. Махмутова.

По мнению Фонда Сорос-Казахстан, являющегося членом Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», чтобы Национальный фонд успешно работал на благо и нынешнего, и будущего поколений страны, Правительству необходимо прислушаться к рекомендациям казахстанских экспертов. Представители гражданского общества настаивают на создании Консультативного совета, в составе которого они смогут представить интересы общественности и добиваться прозрачного, подотчетного и эффективного управления Национальным фондом страны.

 

2.2 Прогноз поступлений в Национальный  фонд Республики Казахстан

 

Прогноз поступлений  в Национальный фонд на 2011 – 2013 годы рассчитан на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений  за предыдущие годы, анализа текущей  ситуации.

В 2011 году поступления  прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 7,8 % к ВВП, в 2012 году –7,2 %, в 2013 году – 6,4%.

Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан 

 


 

 

 

 

Рис

 

 

В 2009 году - на реализацию мероприятий Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» (Дорожной карты), из 347,9 млрд. тенге целевого трансферта фактическое освоение составило 261,5 млрд. тенге.

Активы Национального  фонда по состоянию на конец 2011 года составили 4,2 трлн. тенге, из которых 750,0 млрд. тенге размещены во внутренние активы (облигации акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».

Динамика  активов Национального фонда

 


 

 

 

 

 

Рис

 

В реализацию послания Главы государства «Новое десятилетие – новый экономический  подъем – новые возможности Казахстана»  от 29 января 2010 года разработана новая  Концепция формирования и использования  средств Национального фонда  Республики Казахстан.

Доля  привлекаемых средств Национального  фонда в виде гарантированного и  целевого трансфертов в общем  объеме поступлений государственного бюджета


 

 

 

Рис

 

 

 

 

С восстановлением  мировых цен на нефть в начале 2009 г., Национальный фонд (НФ) Республики Казахстан, действующий с мая 2001 г. и формирующийся, главным образом, за счет сверхплановых сборов прямых налогов, получаемых от предприятий нефтяного сектора, вновь стал расти. Весной 2011 г. объем фонда уже превысил докризисный уровень (на 1 мая 2010 г. - 4773,2 млрд. тенге или 32,5 млрд. долл.). При этом ежемесячно в государственный бюджет поступает так называемый «гарантированный трансферт» из НФ. Начиная с 2010 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет зафиксирован в абсолютном значении на уровне 8 млрд. долл. США.

 

ОТЧЕТ О ПОСТУПЛЕНИЯХ И  ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 1МАЯ 2012 ГОДА

№ п/п

Наименование

Сумма,                           тыс.тенге

1

2

3

1.

Средства Национального фонда (далее-Фонд) на начало отчетного периода ( кассовое исполнение), всего*:

7 988 355 179

2.

Поступления, всего:

1 223 226 002

 

в том числе:

 
 

- прямые налоги от организации  нефтяного сектора (за исключением  налогов, зачисляемых в местные  бюджеты)

1 216 695 552

 

в том числе:

 
 

корпоративный подоходный налог

439 035 825

 

налог на сверхприбыль

128 191 680

 

бонусы 

4 429 961

 

налог на добычу полезных ископаемых

428 554 095

 

рентный налог на экспорт

146 641 911

 

доля Республики Казахстан по разделу  продукции по  заключенным контрактам

69 842 080

 

дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, от организации нефтяного сектора

 
 

- другие поступления от операций, осуществляемых организациями нефтяного  сектора (за исключением поступлений,  зачисляемых в местные бюджеты)

6 273 449

 

в том числе:

 
 

административные штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые центральными государственными органами, их территориальными подразделениями, на организации нефтяного сектора

2 870 934

 

прочие штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, на организации нефтяного сектора

1 666

 

средства, полученные от природопользователей по искам о возмещении вреда организациями нефтяного сектора

1 181 448

 

другие неналоговые поступления  от организации нефтяного сектора

2 219 401

 

 - поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям

 
 

- поступления от продажи земельных  участков сельскохозяйственного  назначения

257 001

 

- инвестиционные доходы от управления  Фондом 

 
 

- иные поступления и доходы, не  запрещенные законодательством  Республики Казахстан

 

3.

Использование, всего:

461 301 024

 

в том числе:

 
 

- гарантированные трансферты

460 000 000

 

- целевые трансферты

 
 

- покрытие расходов, связанных с  управлением Фондом и проведением  ежегодного внешнего аудита

1 301 024

4.

Средства Фонда на конец отчетного  периода, всего:

8 750 280 157

Примечание: *С учетом годового инвестиционного дохода за 2011 год, согласно утвержденному отчету НБРК за 2011 год по доверительному управлению Нацфондом.                                                                                                                                                                                                               


 

        В 2011 году  производился систематический мониторинг  соответствия деятельности внешних  управляющих активами Национального  фонда ограничениям инвестиционной  стратегии4.

Ежедневно осуществлялся контроль соблюдения требований, установленных  в Инвестиционной стратегии по управлению золотовалютными активами, утвержденной постановлением Правления Национального  Банка от 27 октября 2008 года №1055 и Правилами осуществления инвестиционных операций Национального фонда, утвержденными постановлением Правления Национального Банка от 25 июля 2008 года №656.

Ежедневно осуществлялся расчет доходности золотовалютными активами Национального  Банка и активов Национального  фонда, находящихся в самостоятельном  и внешнем управлении. В рамках реализации Плана совместных действий Национальный Банк заключил договоры купли-продажи облигаций АО «Фонд  национального благосостояния «Самрук-Казына» от 2 февраля 2011 года и АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» от18 февраля 2011 года, и осуществил выкуп данных облигаций на сумму 480 млрд. тенге и 120 млрд. тенге соответственно. Также, в соответствии с пунктом 1 Протокола заседания Совета по управлению Национальным фондом №01-7.14 от 23 ноября 2011 года7 Национальный Банк заключил договор купли-продажи облигаций АО «ФНБ «Самрук-Казына» от 8 декабря 2011 года и осуществил выкуп данных облигаций на сумму 150 млрд. тенге.

В соответствии с постановлением Правления Национального  Банка от 28 января 2011 года №6 «О внесении изменений и дополнений в постановление  Правления Национального Банка  Республики Казахстан от 25 июля 2008 года №65 «Об утверждении Правил осуществления  инвестиционных операций Национального  фонда Республики Казахстан», с целью  минимизации рисков, а также повышения  ликвидности активов Национального  фонда с 1 апреля 2011 года был уменьшен средний срок до погашения ценных бумаг входящих в эталонный портфель для портфеля облигаций.

В соответствии с Указом Президента от 27 марта 2011 года №777 с целью обеспечения занятости, недопущения существенного роста  безработицы и создания условий  для устойчивого посткризисного развития в 2011 году из Национального фонда в течение 2011 года было изъято в виде целевого трансферта 261,5 млрд. тенге.

   

  С учетом вышеизложенных  подходов, дополнительные накопления  в Национальном фонде к 2020 году  составят более 40 млрд. долл. США,  а активы должны возрасти до 90 млрд. долл. США, что составит  не менее 30 % к ВВП.

На протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и  обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.

Информация о работе Национальный фонд рк