Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа
Актуальность работы. На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.
Оценка работы Национального фонда Международным Валютным Фондом (МВФ)
Эксперты МВФ оценивают создание Национального фонда как положительный фактор для развития макроэкономической ситуации в стране, который не оказывает влияния на монитарную ситуацию, а сам фонд как относительно прозрачную структуру. Фонд может называться относительно прозрачным, потому что создавался он на основе единоличного акта Президента, при ограниченном контроле со стороны Парламента за расходованием средств Фонда, так как такие решения не проходят через Парламент, как, например, в Норвегии (где в Парламент ежемесячно представляется отчет по работе Фонда). В частности в Казахстане отчет о движении средств Фонда предоставляется представителям МВФ, которые имеют возможность осуществлять неформальное наблюдение за таким движением. По мнению сотрудников МВФ, наличие процедуры контроля со стороны Парламента была бы более демократична.
Они также весьма позитивно оценивают идею, выдвигаемую отдельными депутатами, о возможности рассмотрения средств Фонда в рамках бюджета. Однако, официальные рекомендации, касающиеся политических вопросов, Правительству Казахстана МВФ не давались.
2.3 Основные перспективы развития Национального фонда Республики Казахстан
Эффективному
функционированию деятельности Национального
фонда и обеспечению
Основными требованиями,
которые предъявляются к
Национальный
банк подбирает по конкурсу внешних
управляющих для управления активами
Национального фонда. Первоначально
рыночная стоимость активов
В настоящее
время активы Национального фонда
в основном размещены в США, странах
еврозоны, в Великобритании и в
Японии. Национальный банк, как один
из управляющих активами Национального
фонда, поставил задачу усовершенствовать
методы управления активами. С целью
сокращения расходов по внешнему управлению
планировалось наиболее простые
и краткосрочные портфели финансовых
инструментов передать в полное управление
Национальному банку, а долгосрочные
и менее ликвидные портфели оставить
во внешнем управлении. В настоящий
момент, кроме Национального банка,
активами Национального фонда управляет
уже 14 иностранных управляющих
Нетранспарентность, упущенные выгоды, отсутствие вложений в действительно нужные направления, это далеко не все проблемы формирования Национального фонда. Наряду с негативными моментами существуют и позитивные это минимизация корреляции между поступлениями, зависящими от конъюнктуры, и расходами бюджета, накопление средств от продажи не восполняемых природных ресурсов, что целесообразно для обеспечения потребностей будущих поколений, стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры, вызываемого избыточным притоком валюты. И, наконец, сдерживание внутреннего спроса для предотвращения перегрева экономики.
Для Казахстана, экономическое благополучие
которого в настоящее время зависит
от добычи и экспорта углеводородов,
серьезным вызовом является преодоление
«ресурсного проклятия». Удастся
ли диверсифицировать экономику, зависит
от того, насколько эффективно будут
расходоваться бюджетные
В январе 2011 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны были определены приоритеты дальнейшего развития государства в рамках реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2011 - 2014 годы, направленные на подготовку к посткризисному развитию, обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
В этом свете стоит задача определения новых подходов к формированию и использованию средств Национального фонда Республики Казахстан, которые станут логическим продолжением проводимой политики сбережения, показавшей свою действенность в период мирового финансово-экономического кризиса.
В новой Концепции
сохранены положительные
Средства
Национального фонда должны направляться
на обеспечение фиксированного гарантированного
трансферта и финансирование расходов,
связанных с управлением и
аудитом. Ежемесячно (ежеквартально) на
счете Национального фонда
В целом
политика управления активами Национального
фонда останется
Организационная структура активов Национального
фонда определяется в соответствии с его
целями.
В соответствии
с новой Концепцией формирования
и использования средств
Рисунок 4 - Развитие прогнозов прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2011-2015 годы
Источник: составлено по материалам НБРК
Выступая
с Посланием народу Казахстана «Через
кризис к обновлению и развитию»,
Президент Нурсултан Назарбаев
подчеркивал, что Национальный фонд,
созданный в хорошие времена,
обеспечил большой запас
Теперь, как отметил Глава государства уже в Послании 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана»10, Национальный фонд должен стать гарантом стабильности и процветания.
Хотелось
бы еще, что можно определенную часть
денег из Национального фонда
должна идти на развитие территорий. Так
как все граждане Казахстана являются
владельцами природной ренты, они
имеют право на равную долю. Часть
денег можно было бы инвестировать
в реальную экономику через
В целом реализация мер, предусмотренных Концепцией, будет способствовать дальнейшему поддержанию стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению нефтяных доходов между поколениями.
Заключение
В завершении данной работы необходимо сделать выводы о том, что все положения выносимые на защиту подтверждены данные результатами, которые изложены в следующих тезисах:
Внебюджетные фонды - «один из методов
перераспределения
Внебюджетные фонды, в цело и Нацфонд РК, в частности, являясь составной частью финансовой системы РК, обладают рядом особенностей:
- запланированы
органами власти и управления
и имеют строгую целевую
- денежные
средства фондов используются
для финансирования
- формируются
в основном за счет
- страховые
взносы в фонды и
- на отношения,
связанные с исчислением,
- денежные
ресурсы фондов находятся в
государственной собственности,
- расходование
средств из фондов
- из внебюджетных
фондов могут предоставляться
субвенции для привлечения
За последние полвека во многих
странах создавались и
Политика по сбалансированности бюджета и Национального фонда должна быть направлена на сокращение ненефтяного дефицита, который должен составлять не более 3 процентов к ВВП к концу этого десятилетия, а также на сокращение расходования средств Национального фонда на текущие расходы с последующим переходом на финансирование только бюджета развития. По прогнозным данным, активы Фонда к 2020 году возрастут до 90 миллиардов долларов США и составят 30 процентов от ВВП - в соответствии с поручением Главы государства на 2011 год.
В целом, принятие новой Концепции позволит поддержать дальнейшее активное накопление средств Национального фонда, обеспечение сбалансированности и стабильности республиканского бюджета, и перераспределение нефтяных доходов между поколениями. Как мы видим, новая Концепция не решила все проблемы. В целом реализация мер, предусмотренных Концепцией развития Нацфонда, будет способствовать дальнейшему поддержанию стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению нефтяных доходов между поколениями.
Список использованной литературы: