Национальный фонд рк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. На сегодняшний день состояние казахстанской экономики в целом в значительной степени определяется ситуацией в секторе природных ресурсов. Существующая зависимость поступлений республиканского бюджета от природных ресурсов ставит перед государством ряд вопросов, связанных с будущим Казахстана.

Работа состоит из  1 файл

Национальный фонд РК.docx

— 173.59 Кб (Скачать документ)

Оценка работы Национального  фонда Международным Валютным Фондом (МВФ)

Эксперты  МВФ оценивают создание Национального  фонда как положительный фактор для развития макроэкономической ситуации в стране, который не оказывает  влияния на монитарную ситуацию, а сам фонд как относительно прозрачную структуру. Фонд может называться относительно прозрачным, потому что создавался он на основе единоличного акта Президента, при ограниченном контроле со стороны Парламента за расходованием средств Фонда, так как такие решения не проходят через Парламент, как, например, в Норвегии (где в Парламент ежемесячно представляется отчет по работе Фонда). В частности в Казахстане отчет о движении средств Фонда предоставляется представителям МВФ, которые имеют возможность осуществлять неформальное наблюдение за таким движением. По мнению сотрудников МВФ, наличие процедуры контроля со стороны Парламента была бы более демократична.

Они также  весьма позитивно оценивают идею, выдвигаемую отдельными депутатами, о возможности рассмотрения средств  Фонда в рамках бюджета. Однако, официальные  рекомендации, касающиеся политических вопросов, Правительству Казахстана МВФ не давались.

 

  2.3 Основные перспективы  развития Национального фонда  Республики Казахстан

 

Эффективному  функционированию деятельности Национального  фонда и обеспечению прозрачности механизма формирования и использования  доходов, полученных республикой от сырьевых отраслей, в настоящее время  уделяется очень большое внимание со стороны общественности страны и  международных кругов. Присоединение  Казахстана к инициативе английского  правительства по открытию доступа  общественности к информации о доходах, полученных правительствами от добывающих компаний, в том числе и иностранных, делает проблему создания прозрачного  и эффективного механизма функционирования Национального фонда Республики Казахстан особенно актуальной.

Основными требованиями, которые предъявляются к Национальному  фонду Республики Казахстан, в этой связи являются:

  1. Прозрачность механизма формирования доходов Национального фонда.
  2. Эффективность использования средств Национального фонда в интересах социально-экономического развития страны.

Национальный  банк подбирает по конкурсу внешних  управляющих для управления активами Национального фонда. Первоначально  рыночная стоимость активов Национального  фонда, предоставляемых одному внешнему управляющему, не должна была превышать 150 млн.долл. Затем эта сумма выросла до 300 млн.долл, позднее до 500 млн.долл. Национальный банк сам управляет большей частью средств Фонда – 54%, а 46% управляют внешние менеджеры.

В настоящее  время активы Национального фонда  в основном размещены в США, странах  еврозоны, в Великобритании и в  Японии. Национальный банк, как один из управляющих активами Национального  фонда, поставил задачу усовершенствовать  методы управления активами. С целью  сокращения расходов по внешнему управлению планировалось наиболее простые  и краткосрочные портфели финансовых инструментов передать в полное управление Национальному банку, а долгосрочные и менее ликвидные портфели оставить во внешнем управлении.  В настоящий  момент, кроме Национального банка, активами Национального фонда управляет  уже 14 иностранных управляющих организаций.

Нетранспарентность, упущенные выгоды, отсутствие вложений в действительно нужные направления, это далеко не все проблемы формирования Национального фонда. Наряду с негативными моментами существуют и позитивные это минимизация корреляции  между поступлениями, зависящими от конъюнктуры, и расходами бюджета, накопление средств от продажи не восполняемых природных ресурсов,  что целесообразно для обеспечения потребностей будущих поколений, стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры, вызываемого избыточным притоком валюты. И, наконец, сдерживание внутреннего  спроса  для предотвращения перегрева экономики.

Для Казахстана, экономическое благополучие которого в настоящее время зависит  от добычи и экспорта углеводородов, серьезным вызовом является преодоление  «ресурсного проклятия». Удастся  ли диверсифицировать экономику, зависит  от того, насколько эффективно будут  расходоваться бюджетные средства, «закачиваемые» в новые институты  развития. Эффективность управления доходами от сырьевых ресурсов Казахстана является ключевым вопросом долгосрочного  развития.

В январе 2011 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны были определены приоритеты дальнейшего развития государства  в рамках реализации Стратегического  плана развития Республики Казахстан  до 2020 года и Государственной программы  форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2011 - 2014 годы, направленные на подготовку к посткризисному развитию, обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и повышения конкурентоспособности человеческого капитала.

В этом свете  стоит задача определения новых  подходов к формированию и использованию  средств Национального фонда  Республики Казахстан, которые станут логическим продолжением проводимой политики сбережения, показавшей свою действенность  в период мирового финансово-экономического кризиса.

В новой Концепции  сохранены положительные результаты, полученные от реализации первой Концепции. Основной целью является увеличение сбережений для будущих поколений  и предотвращение замещения накопления средств Национального фонда  правительственным заимствованием

Средства  Национального фонда должны направляться на обеспечение фиксированного гарантированного трансферта и финансирование расходов, связанных с управлением и  аудитом. Ежемесячно (ежеквартально) на счете Национального фонда формируются  средства для обеспечения месячного (квартального) гарантированного трансферта в республиканский бюджет. Сумма  превышения указанной величины должна инвестироваться в разрешенные  финансовые инструменты.

В целом  политика управления активами Национального  фонда останется консервативной. Вместе с тем основными целями инвестиционных операций при управлении средствами Национального фонда  являются сохранность, поддержание достаточного уровня ликвидности, обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. 
Организационная структура активов Национального фонда определяется в соответствии с его целями.

В соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Национального  фонда, разработанной по поручению  Президента, в 2011 году размер гарантированного трансферта будет увеличен от ранее  утвержденного на 124,3 миллиарда тенге, в 2014 году - на 29 миллиардов тенге, а  в 2015 году - уменьшен на 66 миллиардов тенге8.

 

 

 

Рисунок 4 - Развитие прогнозов прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2011-2015 годы

Источник: составлено по материалам НБРК

 

Выступая  с Посланием народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», Президент Нурсултан Назарбаев  подчеркивал, что Национальный фонд, созданный в хорошие времена, обеспечил большой запас прочности  экономики нашей страны в условиях мирового финансово - экономического кризиса. Антикризисные мероприятия, проведенные  Правительством, потребовали расходования значительных средств, которые были взяты из Национального фонда. Тогда, по выражению Н.Назарбаева, Фонд стал для нашей страны своего рода «подушкой  безопасности»9.

Теперь, как  отметил Глава государства уже  в Послании 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые  возможности Казахстана»10, Национальный фонд  должен стать гарантом стабильности и процветания.

Хотелось  бы еще, что можно определенную часть  денег из Национального фонда  должна идти на развитие территорий. Так  как все граждане Казахстана являются владельцами природной ренты, они  имеют право на равную долю. Часть  денег можно было бы инвестировать  в реальную экономику через рефинансирование коммерческих банков. Если западные банки  дают нашим кредиты, значит, они уверены в возврате. Точно так же с коммерческими банками мог бы работать и Национальный фонд, тем самым, превращаясь в мощный инструмент развития. Установив дифференцированную ставку, фонд может выдавать кредиты под разные проценты в зависимости от того, на кредитование какой отрасли пойдут деньги11.

В целом реализация мер, предусмотренных Концепцией, будет  способствовать дальнейшему поддержанию  стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению  нефтяных доходов между поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В завершении данной работы необходимо сделать выводы о том, что все положения выносимые  на защиту подтверждены данные результатами, которые изложены в следующих  тезисах:

Внебюджетные фонды - «один из методов  перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они  решают две важные задачи: обеспечение  дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные  фонды, в  цело и Нацфонд РК, в частности, являясь составной частью финансовой системы РК, обладают рядом особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

- формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды,  распространено большинство норм  и положений НК РК;

- денежные  ресурсы фондов находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правления фонда);

- из внебюджетных  фондов могут предоставляться  субвенции для привлечения дополнительных  средств на финансирование инвестиционных  проектов и программ.

За последние полвека во многих странах создавались и действуют  накопительно-сберегательные и стабилизационные фонды. Так как в Национальном фонде аккумулируются дополнительные поступления, вызванные высокой конъюнктурой цен, максимальный размер Национального фонда не может быть ограничен. Более того, для выполнения сберегательной функции Национального фонда устанавливается неснижаемый остаток. Формирование Национального фонда также должно осуществляться за счет источников поступлений, характеризующихся разовыми (приватизация государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения) либо непостоянными по объему поступлениями (поступления от нефтяного сектора), размеры которых могут колебаться в значительных пределах, оказывая этим существенное влияние на бюджетную политику Казахстана.

Политика  по сбалансированности бюджета и  Национального фонда должна быть направлена на сокращение  ненефтяного дефицита, который должен составлять не более 3 процентов к ВВП к концу этого десятилетия, а также на сокращение расходования средств Национального фонда на текущие расходы с последующим переходом  на финансирование только бюджета развития. По прогнозным данным, активы Фонда к 2020 году возрастут до 90 миллиардов долларов США и составят  30 процентов от ВВП - в соответствии с поручением Главы государства на 2011 год.

В целом, принятие новой Концепции позволит поддержать дальнейшее активное накопление средств  Национального фонда, обеспечение  сбалансированности и стабильности республиканского бюджета, и перераспределение  нефтяных доходов между поколениями. Как мы видим, новая Концепция  не решила все проблемы.  В целом  реализация мер, предусмотренных Концепцией развития Нацфонда, будет способствовать дальнейшему поддержанию стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению нефтяных доходов между поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Журавлева, С.В.Правовые основы функционирования бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов Российской: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.14 - Саратов, 2009.
  2. Указ Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан»
  3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам функционирования Национального фонда Республики Казахстан» от 3 мая 2001 года N 182 // Юридическая газета от 14 мая 2001 года N 23
  4. Указ Президента Республики Казахстан О Национальном фонде Республики Казахстан  от 23 августа 2000 года N 402 с изменениями на 29.01.2001 г.
  5. Указ Президента Республики Казахстан «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года N 164» от 29 мая 2007 года N 336
  6. Закон РК  «О Национальном фонде Республики Казахстан» от 23.08.2000г. (с изменением и дополнением от 20.08.2007г.)
  7. Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2007 года № 1641 «О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу».
  8. Материалы Национального Банка РК о Нацфонде РК // www.national.kz
  9. Закон РК  «О республиканском бюджете на 2011 год»
  10. Инвестиционная стратеги по управлению золотовалютными активами, утвержденной постановлением Правления Национального Банка от 27 октября 2008 года №105
  11. Правила осуществления инвестиционных операций Национального фонда, утвержденными постановлением Правления Национального Банка от 25 июля 2008 года №65
  12. Протокол заседания Совета по управлению Национальным фондом №01-7.14 от 23 ноября 2011 года
  13. Постановлением Правления Национального Банка от 28 ноября 2010 года №91 О внесении изменение в постановление Правления Национального Банка от 30 ноября 2009 года №130 «Об утверждении Правил конвертации и реконвертации активов Национального фонда Республики Казахстан»
  14. Махмутова М., Уаррак А., «Политика управления ресурсами и Фонд наследия Альберты: уроки для Казахстана»// 2011
  15. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана: «Через кризис к обновлению и развитию» 6 марта 2009 год
  16. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» 29 января 2010 год
  17. Махмутова М. Доклад «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда», Алматы 2011
  18. Сайт www.profinance.kz
  19. Сайт www.minfin.kz
  20. Сайт www.soros.kz

Информация о работе Национальный фонд рк