Налоги и их роль в формировании бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать налоги, установленные законодательством РФ и их роли в формировании бюджетов.Задачами для достижения данной цели являются:
Проанализировать прогноз формирования бюджетов за 2008 – 2010 г.г.
Проанализировать налоговые сборы за 2008 – 2010 г.г.
Дать оценку налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г.
Проанализировать прогноз доходов в бюджет на 2012 - 2014 год
Дать оценку и предложить меры по улучшению налоговых сборов в бюджет на 2012 - 2014 годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1. Теоретические вопросы формирования бюджетов Российской Федерации. Налоги и налоговая система РФ…………………………..

5
1.1. Определение налога и налоговой системы как фундаментальной основой формирования бюджетов……………………………………...

5
1.2. Налоговая система России на современном этапе………………..
12
2. Анализ количественных показателей в динамике, характеризующих налоги и их роли в формировании бюджетов…….

20
2.1. Характеристика планов по налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………….

20
2.2. Анализ налоговых сборов в 2008 – 2010 г.г. в бюджет…………...
25
2.3. Рассмотрение итогов налоговых сборов в бюджет за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………………….

38
3. Оценка формирования налогами бюджета в 2011 году. Прогнозы по формированию бюджета на 2012-2013 гг. Выводы и предложения……………………………………………………………...


40
3.1. Прогноз и анализ формирования бюджета на 2011 год. Предложения и рекомендации по формированию бюджета………….

40
3.2. Прогноз и оценка формирования бюджета в 2012 году………….
46
3.3. Прогноз и оценка формирования бюджета в 2013 году…………..
Общий вывод……………………………………………………………..
48
50
Заключение……………………………………………………………….
51
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам Макарова С.Д..docx

— 2.07 Мб (Скачать документ)

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….

3

1. Теоретические вопросы  формирования бюджетов Российской  Федерации. Налоги и налоговая  система РФ…………………………..

 

5

1.1. Определение налога  и налоговой системы как фундаментальной  основой формирования бюджетов……………………………………...

 

5

1.2. Налоговая система  России на современном этапе………………..

12

2. Анализ количественных  показателей в динамике, характеризующих  налоги и их роли в формировании  бюджетов…….

 

20

2.1. Характеристика планов  по налоговым сборам в бюджет  за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………….

 

20

2.2. Анализ налоговых сборов  в 2008 – 2010 г.г. в бюджет…………...

25

2.3. Рассмотрение итогов  налоговых сборов в бюджет  за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………………….

 

38

3. Оценка формирования  налогами бюджета в 2011 году. Прогнозы  по формированию бюджета на 2012-2013 гг. Выводы и предложения……………………………………………………………...

 

 

40

3.1. Прогноз и анализ  формирования бюджета на 2011 год.  Предложения и рекомендации по  формированию бюджета………….

 

40

3.2. Прогноз и оценка  формирования бюджета в 2012 году………….

46

3.3. Прогноз и оценка  формирования бюджета в 2013 году…………..

Общий вывод……………………………………………………………..      

48

50

Заключение……………………………………………………………….

          51

Список литературы………………………………………………………

  55

   
   

 

 

 

Введение

 

В науке финансового права  и в нормативных актах широко используется понятие "доходы бюджета". При этом не во всех случаях указанное  понятие имеет бюджетно-правовую принадлежность. Существуют как широкие, так и узкие подходы к анализу  доходов бюджета.

Иногда термин "доходы бюджета" применяется для характеристики всех отношений, связанных с мобилизацией денежных средств в бюджет. Так, например, доходы бюджета определяются как "часть национального дохода, которую государство и муниципальные образования получают в безвозмездном и безвозвратном порядке от экономических субъектов и граждан в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления"1. Если рассматривать такое понятие с точки зрения финансовой деятельности государства и муниципальных образований, станет очевидно, что здесь доходы бюджета охватывают всю стадию образования и частично стадию распределения государственных и муниципальных бюджетных фондов.

Учеными отмечается, что "при  функционировании государственных  финансов имеют место два тесно  взаимосвязанных процесса: мобилизация  финансовых ресурсов в распоряжение государства (уполномоченных государственных  органов) и использование этих средств  на различные государственные потребности. Первый из этих процессов выражается в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов"2.

При подобном рассмотрении доходов бюджета это понятие  является межинституциональным, охватывающим различные финансовые отношения. Такое  обобщенное рассмотрение доходов бюджета  позволяет увидеть общие черты  различных институтов и подотраслей  финансового права, обеспечивающих поступление доходов в бюджет. Однако в этом случае не всегда получается оттенить все особенности складывающихся здесь отношений.

Известно, что мобилизация  средств в бюджет происходит в  рамках различных правовых связей, с использованием нескольких финансово-правовых институтов и подотраслей. Так, Конституционный  Суд РФ в Постановлении от 12 октября 1998 г. отметил, что "налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными..."3.

Таким образом, в настоящее  время достаточно четко разграничиваются две группы отношений в процессе мобилизации бюджетных средств - отношения, составляющие предмет бюджетного права, и отношения, регулируемые налоговым  правом (разделом государственных и  муниципальных доходов).

Цель работы – проанализировать налоги, установленные законодательством РФ и их роли в формировании бюджетов.Задачами для достижения данной цели являются:

  • Проанализировать прогноз формирования бюджетов за 2008 – 2010 г.г.
  • Проанализировать налоговые сборы за 2008 – 2010 г.г.
  • Дать оценку налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г.
  • Проанализировать прогноз доходов в бюджет на 2012 - 2014 год
  • Дать оценку и предложить меры по улучшению налоговых сборов в бюджет на 2012 - 2014 годы.

Предмет исследования – нормы бюджетного кодекса РФ, статистические данные Министерства статистики РФ и Министерства финансов РФ

Объект исследования – налоги РФ и налоговая система РФ

Методологическую основу исследования составили системный, частно-научный метод исследования.

Цели и задачи обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 9 пунктов, общего вывода и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические вопросы формирования бюджетов Российской Федерации. Налоги и налоговая система РФ

 

1.1. Определение  налога и налоговой системы  как фундаментальной основой  формирования бюджетов

 

Понятие "налоговая система" относится к наиболее сложным  проблемам юридической и экономической  наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного  понятия, до сих пор, как отмечалось в литературе, отсутствует единое научно обоснованное понимание ее сущности, что, по мнению некоторых исследователей, лежит в основе отказа законодателя от закрепления этого понятия  в НК РФ4.

Какова же история развития научных взглядов по вопросу о  содержании понятия "налоговая система"?

Необходимо отметить, что  впервые данная категория получила законодательное закрепление в  России в 90-е годы прошлого столетия в связи с переходом ее к  рыночной экономике.

В ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"5 было установлено, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Данное законодателем определение категории "налоговая система" вызвало в юридической науке дискуссию. В литературе отмечалась неточность указанной формулировки, поскольку законодатель, по мнению ученых, включил в налоговую систему не только собственно налоги, но и все платежи, имеющие налоговый характер. Так, Н.И. Химичева еще в 1995 г. подчеркивала, что "законодатель условно именует налогами (помимо налогов в собственном смысле слова) также и другие платежи, понимая под ними "обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетной фонд, осуществляемый налогоплательщиками - в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") А совокупность данных платежей (с оговоркой "далее - налоги") называется налоговой системой"6.

Н.И. Химичева совершенно справедливо  отмечала, что законодатель использовал  категорию "налоговая система" не совсем точно, "условно", понимая  под ней совокупность не только налогов, но и иных платежей, имеющих налоговый  характер. В дальнейшем, исследуя данную проблему, в частности, в связи  с принятием НК РФ, Н.И. Химичева приходит к выводу, что "более четкими  в этом отношении (речь идет о понятии налоговой системы) являются положения НК РФ. Прежде всего, удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо условного термина "налоговая система" (который может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте, например, как система налоговых органов), применено выражение "система налогов и сборов". В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах и, во-вторых, о различающихся между собой платежах"7.

Следует согласиться с  мнением Н.И. Химичевой, что, в частности, использование в наименовании главы 2 НК РФ понятия "система налогов  и сборов в Российской Федерации" более четко отражает систему  обязательных платежей в целом, регулированию  которой и посвящены содержащиеся в данной главе НК РФ статьи (12 - 18).

Исследуя понятие "налоговая  система", Н.П. Кучерявенко отмечал, что "актуальной представляется предложенная Н.И. Химичевой характеристика налоговой  системы в узком собственном  смысле слова (как объединение собственно налогов) и в широком смысле, которую  взял на вооружение законодатель.

В последнем случае фактически речь идет о совокупности всех платежей, имеющих налоговый характер и  составляющих систему налогов и  сборов"8. Наряду с кратким определением налоговой системы как системы налогов и сборов было высказано немало иных суждений, расширяющих понятие "налоговая система" и рассматривающих систему налогов и сборов в качестве составной части налоговой системы, ее важнейшим элементом, ядром.

Существующие взгляды  ученых на понятие "налоговая система", включающие в себя наряду с другими  компонентами и систему налогов  и сборов, нашли свое отражение в специальной литературе, посвященной налогам, налогообложению, финансовому и налоговому праву9, а также на страницах различных экономических и юридических журналов10.

Проанализируем доктринальные  понятия налоговой системы, включающие в себя систему налогов и сборов в качестве составляющего элемента, т.е. рассматривающие соотношение  между понятиями "налоговая система" и "система налогов и сборов" как соотношение между общим  и частным.

Одним из первых ученых, предложивших рассматривать налоговую систему, как понятие более широкое  по сравнению с ее легальным определением, был В.И. Гуреев. В своей работе, посвященной налоговому праву, он отмечал: "Налоговая система является наиболее емкой (речь идет о понятии, закрепленном в Законе РФ "О налоговой системе в Российской Федерации".) и включает: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы... осуществляющие налоговый контроль; в) налоговых представителей, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислить в бюджет налоги с дохода; г) налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения"11. Обоснованной, по нашему мнению, критике сформулированное В.И. Гуреевым понятие "налоговая система" было подвергнуто Н.П. Кучерявенко. Анализируя предложенное В.И. Гуреевым определение налоговой системы, Н.П. Кучерявенко отмечает: "Трудно определить, какой принцип лежит в основе такой характеристики, где налоговая система представлена как механизм либо переплетающихся, либо сложно стыкуемых друг с другом элементов. В чем, например, необходимость выделения налоговой полиции в самостоятельный элемент налоговой системы, тогда как она являлась элементом системы налоговых органов? В чем особая заслуга налоговых представителей, хотя они представляют налогоплательщиков? Что собой представляют "теоретические положения... практиков"? Да и фактически после первого элемента данной трактовки, который затрагивает правовую основу любого последующего, возникает вопрос о разграничении налоговой системы и налогового законодательства, который автор также обходит молчанием"12.

Однако справедливости ради необходимо отметить, что В.И. Гуреев одним из первых ученых еще в 1995 г. сделал попытку осмыслить понятие "налоговая система" как категорию, включающую в себя отдельные элементы, в том числе систему налогов  и сборов. Этот подход привлек внимание других ученых, которые изложили свое видение данной проблемы. В рассматриваемом  плане интересное определение налоговой  системы предложил И.И. Кучеров, по мнению которого "в широком... смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных  нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением  и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи  с уплатой которых возникают  указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых  уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые  др. Все эти элементы пребывают  в постоянной и неразрывной взаимосвязи"13.

В настоящей работе, не обсуждая устройство (структуру) налоговой системы, предложенную И.И. Кучеровым, необходимо отметить позитивные моменты, содержащиеся в данном определении. Это, во-первых, указание на связь налоговой системы с общественными отношениями, складывающимися в связи с установлением и взиманием налогов и сборов и урегулированными нормами права. Во-вторых, что система основывается на определенных принципах. Предложенное И.И. Кучеровым понятие налоговой системы было бы, по нашему мнению, более оптимальным, если бы в нем присутствовала конкретная информация о характере общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, а также о принципах, на которых она основывается.

Теперь необходимо остановиться на рассмотрении позиции А.В. Брызгалина по данному вопросу. А.В. Брызгалин  определяет налоговую систему как  взаимосвязанную "совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер"14. Н.П. Кучерявенко совершенно прав, отмечая, что характеристика налоговой системы, предложенная А.В. Брызгалиным, требует дополнительной аргументации, так как "такой подход настолько расширительно характеризует налоговую систему, что практически лишает категорию свойственных ей особенностей"15. Хотя нельзя не подчеркнуть, что рациональным зерном в определении, предложенном А.В. Брызгалиным, является указание на то, что общественные отношения возникают в сфере налогообложения, а не в какой иной сфере общественной жизни.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджета РФ