Налоги и их роль в формировании бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать налоги, установленные законодательством РФ и их роли в формировании бюджетов.Задачами для достижения данной цели являются:
Проанализировать прогноз формирования бюджетов за 2008 – 2010 г.г.
Проанализировать налоговые сборы за 2008 – 2010 г.г.
Дать оценку налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г.
Проанализировать прогноз доходов в бюджет на 2012 - 2014 год
Дать оценку и предложить меры по улучшению налоговых сборов в бюджет на 2012 - 2014 годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1. Теоретические вопросы формирования бюджетов Российской Федерации. Налоги и налоговая система РФ…………………………..

5
1.1. Определение налога и налоговой системы как фундаментальной основой формирования бюджетов……………………………………...

5
1.2. Налоговая система России на современном этапе………………..
12
2. Анализ количественных показателей в динамике, характеризующих налоги и их роли в формировании бюджетов…….

20
2.1. Характеристика планов по налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………….

20
2.2. Анализ налоговых сборов в 2008 – 2010 г.г. в бюджет…………...
25
2.3. Рассмотрение итогов налоговых сборов в бюджет за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………………….

38
3. Оценка формирования налогами бюджета в 2011 году. Прогнозы по формированию бюджета на 2012-2013 гг. Выводы и предложения……………………………………………………………...


40
3.1. Прогноз и анализ формирования бюджета на 2011 год. Предложения и рекомендации по формированию бюджета………….

40
3.2. Прогноз и оценка формирования бюджета в 2012 году………….
46
3.3. Прогноз и оценка формирования бюджета в 2013 году…………..
Общий вывод……………………………………………………………..
48
50
Заключение……………………………………………………………….
51
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам Макарова С.Д..docx

— 2.07 Мб (Скачать документ)

Более конструктивным определением налоговой системы, на наш взгляд, является определение, предложенное С.Г. Пепеляевым, по мнению которого "налоговая  система - это совокупность установленных  в государстве существующих условий  налогообложения...Понятие "налоговая  система" характеризует налоговый  правопорядок в целом, а система  налогов - только элемент налоговой  системы"16. В своем определении С.Г. Пепеляев указывает на взаимосвязь налоговой системы с системой налогообложения. В связи с этим закономерно возникает вопрос о соотношении понятий "налоговая система" и "система налогообложения". Н.П. Кучерявенко совершенно прав, утверждая о недопустимости отождествления названных категорий, которое иногда присутствует в учебной литературе17. Однако необходимо пояснить, что при обосновании своего правильного вывода Н.П. Кучерявенко исходил из научной позиции, согласно которой налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов (обязательных платежей), законодательно закрепленных и обязательных к уплате на территории государства. Система же налогообложения, по мнению Н.П. Кучерявенко, помимо налоговой системы, "включает в себя и достаточно широкий спектр отношений, связанных с реализацией процессов налогообложения... система налогообложения представляет собой совокупность законодательно установленных налогов, сборов, обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены; способ обеспечения; действий, обеспечивающих уплату и контроль за своевременным и полным поступлением средств от налогов и сборов в бюджет и целевые фонды"18. Следовательно, Н.П. Кучерявенко, раскрывая содержание понятий "налоговая система" и "система налогообложения", приходит к выводу о том, что система налогообложения является родовым понятием по отношению к системе налогов и сборов, "законодательно закрепленных и обязательных к уплате на территории государства".

И все же остается дискуссионным  вопрос о сущности названных категорий. При решении данной проблемы нельзя обходить суждения экономистов по рассматриваемой  проблеме. Так, например, Т.Ф. Юткина, определяя  налогообложение как экономико-правовую категорию, сформулировала следующее  определение: "Налогообложение - это  определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно  денежной формы стоимости, и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части  доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное  использование"19.

А.И. Худяков не признал  данное определение налогообложения  достаточно удачным, поскольку в  нем, в частности, не говорится о  деятельности, хотя "в буквальном значении слово "налогообложение" означает "обложение налогом". В свою очередь, "обложить налогом" значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает  государство, оно же производит их взимание (во всяком случае уплата налога производится государству)"20. Таким образом, А.И. Худяков приходит к выводу, что "налогообложение - это деятельность государства по установлению и взиманию налогов. Налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности. Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах"21.

И прежде чем подвести итоги  рассмотрению проблемы понятия "налоговая  система", следует привести еще  одно определение данной категории. "Налоговая система Российской Федерации - это система налогов  и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, т.е. определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм22. Ценность данного определения налоговой системы состоит в том, по нашему мнению, что в нем подчеркивается правовая сущность рассматриваемой категории.

Итак, завершая исследование проблемы соотношения понятий "налоговая  система", "система налогов  и сборов", "налогообложение", "система налогообложения" и "налоговая  деятельность государства", представляется возможным изложить собственное  ее видение. Налогообложение и система  налогообложения относятся к  экономическим категориям, обусловленным  объективными условиями развития общества, основанного на товарно-денежных отношениях. Неслучайно важнейшие четыре принципа налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. знаменитым экономистом  А. Смитом, которые не потеряли своей  актуальности до настоящего времени. Известно, что экономические законы, экономические  категории сами по себе не могут  проявиться, для их использования  необходима целенаправленная деятельность человека, его объединений, в том  числе государства.

В этой связи А.И. Худяков  отмечал, что "налоговая деятельность - это деятельность государства по организации налогообложения и  обеспечению его осуществления. Таким образом, понятие "налоговая  деятельность" связано с понятием "налогообложение". Отличие между  ними заключается в том, что понятие "налоговая деятельность" шире понятия "налогообложение", поскольку  включает в себя не только установление, введение и взимание налогов, что  свойственно налогообложению, но и  деятельность по формированию налогосборочного аппарата и обеспечение его функционирования"23.

Подводя итог вышеизложенному, следует прийти к выводу, что налогообложение, его условия осуществления могут  быть реализованы только в результате налоговой деятельности государства, которая, по словам А.И. Худякова, формирует  налоговую систему.

Налоговая система государства - это правовая форма налогообложения, определяемого экономическими условиями  развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, т.е. налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения.

 

1.2. Налоговая система  России на современном этапе

 

Как экономическая категория  налоги возникли еще несколько тысячелетий  назад и с момента возникновения  государства стали необходимой  частью экономических отношений. Многочисленные функции современного государства, бесспорно, требуют надежной финансовой базы, основным средством обеспечения  которой являются налоги.

В целом налоговая система  является одним из наиболее значимых инструментов экономической политики государства, поскольку она обеспечивает формирование доходной части бюджетов различных уровней и одновременно позволяет государству влиять на экономическое поведение налогоплательщиков путем законодательного введения или  отмены налогов, изменения объектов налогообложения, размеров налоговых  ставок, установления налоговых льгот  и т.д. Так, например, в рамках антикризисных  мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены значительные изменения  и дополнения в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль  организаций, введены налоговые  льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Современная налоговая система  России централизована. В данном случае следует различать централизацию  в зависимости от государственного устройства страны: налоговые системы  унитарных государств абсолютно  централизованы, а в федеративных - централизация относительна. В  РФ федеральный законодатель устанавливает  в НК РФ общие принципы налогообложения и формирования налоговой системы, в том числе исчерпывающий перечень налогов и сборов. НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, которая отражает федеративное устройство России. При этом перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Трехуровневая налоговая  система РФ достаточно динамична  и претерпела за последние годы ряд  существенных изменений. Во-первых, ликвидированы  практически все низкодоходные  и трудно администрируемые налоги. Во-вторых, обеспечена преемственность  сохранения системы из основных видов  налогов, признанных общемировой практикой  налогообложения (НДС, акцизов, налога на имущество, НДФЛ, налога на прибыль). В-третьих, снижена налоговая нагрузка на производителей. В-четвертых, существенно  повышена эффективность налогового администрирования.

Необходимо отметить, что  снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных  доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового  сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить  изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен  на энергоносители.

В России налоги на потребление  и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц - менее 4% ВВП. Это позволяет  отнести ее к группе стран с  невысокой нагрузкой в части  налогообложения потребления и  социальных отчислений, хотя общий  уровень налоговой нагрузки составляет 35 - 37% ВВП24.

Данное противоречие объясняется  значительной ролью в российском бюджете экспортных пошлин и ресурсных  налогов, на эти налоги приходится почти  треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины25 и ресурсные налоги, т.е. доходы от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

Что касается реформирования налоговой системы РФ, то принципиальные изменения связаны с реформированием  ЕСН. С 1 января 2010 года ЕСН отменен  и вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". После 2000 года федеральный законодатель вновь вернул систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Безусловно, такие изменения существенно увеличивают нагрузку на предпринимательство. Это связано с более высокими тарифами, вводимыми новым Законом, отсутствием условия об учете в объекте обложения страховыми взносами выплат, относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, отказом законодателя от применения регрессивной шкалы. Реформа ЕСН уже получила ряд негативных заключений как со стороны юристов, так и со стороны экономистов.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России и одобрены Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года. Принятие данного документа должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, поскольку участники налоговых отношений могут определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Учитывая, что налог на добавленную стоимость является одним из важнейших источников доходов  федерального бюджета, в плановом периоде  предполагается продолжить работу по его совершенствованию, в частности  в направлении упрощения администрирования  данного налога. Прежде всего, такая  работа касается оптимизации перечня  документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

В целях совершенствования  процедуры возмещения НДС предполагается внести изменения в НК РФ, направленные на сокращение сроков возмещения НДС при осуществлении отдельных операций, которые облагаются налогом по нулевой ставке. В частности, целесообразно установить особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которых налог предъявлен к возмещению.

Предполагается также  структурировать порядок оформления счетов-фактур, например, рассмотреть  вопрос о внесении изменений в  налоговое законодательство в отношении  незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Такие изменения должны четко установить исчерпывающий  перечень показателей счета-фактуры, в случае незаполнения или неверного  заполнения которых данный документ может быть признан несоответствующим  обязательным требованиям. Кроме того, планируется разрешить вопрос о  возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов).

В настоящее время готовятся  предложения по внесению изменений  в нормативные правовые акты для  внедрения системы составления  и выставления счетов-фактур в  электронном виде, а также осуществляется подготовка по внедрению такой системы. В первую очередь в рамках данной системы должен быть выработан определенный порядок взаимодействия хозяйствующих  субъектов, налоговых органов, операторов электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи  при взаимодействии налогоплательщиков в процессе хозяйственного оборота, а также при представлении  документов в налоговые органы.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджета РФ