Налоги и их роль в формировании бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать налоги, установленные законодательством РФ и их роли в формировании бюджетов.Задачами для достижения данной цели являются:
Проанализировать прогноз формирования бюджетов за 2008 – 2010 г.г.
Проанализировать налоговые сборы за 2008 – 2010 г.г.
Дать оценку налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г.
Проанализировать прогноз доходов в бюджет на 2012 - 2014 год
Дать оценку и предложить меры по улучшению налоговых сборов в бюджет на 2012 - 2014 годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1. Теоретические вопросы формирования бюджетов Российской Федерации. Налоги и налоговая система РФ…………………………..

5
1.1. Определение налога и налоговой системы как фундаментальной основой формирования бюджетов……………………………………...

5
1.2. Налоговая система России на современном этапе………………..
12
2. Анализ количественных показателей в динамике, характеризующих налоги и их роли в формировании бюджетов…….

20
2.1. Характеристика планов по налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………….

20
2.2. Анализ налоговых сборов в 2008 – 2010 г.г. в бюджет…………...
25
2.3. Рассмотрение итогов налоговых сборов в бюджет за 2008 – 2010 г.г………………………………………………………………………….

38
3. Оценка формирования налогами бюджета в 2011 году. Прогнозы по формированию бюджета на 2012-2013 гг. Выводы и предложения……………………………………………………………...


40
3.1. Прогноз и анализ формирования бюджета на 2011 год. Предложения и рекомендации по формированию бюджета………….

40
3.2. Прогноз и оценка формирования бюджета в 2012 году………….
46
3.3. Прогноз и оценка формирования бюджета в 2013 году…………..
Общий вывод……………………………………………………………..
48
50
Заключение……………………………………………………………….
51
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам Макарова С.Д..docx

— 2.07 Мб (Скачать документ)

В плановом периоде также  планируется внести ряд изменений, направленных на совершенствование  НДФЛ. В целях упрощения работы, связанной с декларированием  доходов налогоплательщиков, физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, предполагается освободить их от представления налоговой  декларации. При этом для реализации права на получение налоговых  вычетов требуется представление  налоговой декларации.

Предполагается продолжить работу по законодательному уточнению  перечня доходов, освобождаемых  от налогообложения, который определен  в статье 217 НК РФ.

В среднесрочной перспективе  планируется уточнить определение  налогового резидентства физических лиц  и предоставить возможность определения  налогового резидентства на основании  центра жизненных интересов физического  лица. Кроме того, предполагается внести в главу 23 НК РФ инструмент предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом РФ с момента прибытия на территорию РФ. Однако невыполнение данных условий повлечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать НДФЛ с момента получения дохода по ставке 13%.

Предполагается внести изменения  в налоговое законодательство в  части уплаты НДФЛ в рамках концепции  создания международного финансового  центра в Российской Федерации. Такие  изменения должны быть направлены на оптимизацию порядка налогообложения  физических лиц при совершении ими  операций с ценными бумагами и  финансовыми инструментами срочных  сделок. Так, например, планируется: ввести налоговый вычет в размере  до 1 млн. рублей при реализации ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, при условии, что данные ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика  более 1 года; предусмотреть возможность  переноса на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами; закрепить  в НК РФ порядок налогообложения физических лиц при осуществлении ими сделок РЕПО и осуществлении займа ценными бумагами; расширить перечень финансовых инструментов срочных сделок, налогообложение которых регламентируется статьей 214.1 НК РФ, а также соответствующего перечня базовых активов финансовых инструментов срочных сделок. Кроме того, планируется ряд мер, направленных на совершенствование налогообложения при обмене физическими лицами паев паевых инвестиционных фондов и совершении иных операций с паями, а также при получении купонного дохода по облигациям. Предполагается законодательно закрепить сложившийся подход к налогообложению операций физических лиц с российскими депозитарными расписками, а также конкретизировать правила налогообложения при осуществлении операций по конвертации американских депозитарных расписок (ADR) и глобальных депозитарных расписок (GDR) в акции и из акций обратно в депозитарные расписки.

Уже несколько лет планируется  введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и  налога на имущество физических лиц. На принятие новой главы НК РФ, которая будет регулировать налог на жилую недвижимость граждан, Президент РФ указал в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах". Подобные изменения предусмотрены и Основными направлениями налоговой политики на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов.

Проект федерального закона, предусматривающий установление местного налога на недвижимость, принят Государственной  Думой Федерального Собрания РФ в  первом чтении 10 июня 2004 года. Однако для  введения налога на недвижимость необходимо сформировать государственный кадастр  недвижимости, а также установить порядок определения налоговой  базы (в данном случае это кадастровая  стоимость объектов недвижимости).

Ряд мер в этом направлении  уже принят. С 1 марта 2008 года вступил  в силу Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым осуществляются кадастровая деятельность и кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведется государственный кадастр недвижимости.

Однако до настоящего времени  законодательно не регламентированы вопросы, связанные с определением кадастровой  стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой  оценки объектов недвижимости. Кроме  того, для введения налога на недвижимость необходимо разработать методику кадастровой  оценки недвижимости, проверки ее результатов, регламентировать проведение работ  по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

Проект поправок Правительства  Российской Федерации к вышеуказанному законопроекту планируется к  подготовке Минфином России совместно  с Минэкономразвития России и  Минюстом России в 2010 году для последующего направления в Государственную  Думу Федерального Собрания. Принятие федерального закона также планируется  в 2010 году.

Учитывая то обстоятельство, что природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной  системы Российской Федерации, в  плановом периоде особое внимание уделяется  системе налогообложения добычи полезных ископаемых, в частности  НДПИ, взимаемого при добыче углеводородного  сырья (нефти и природного газа). В рамках совершенствования налогообложения  добычи углеводородного сырья предлагаются следующие меры.

В целях обоснованного  снижения налоговой нагрузки на нефтедобывающую  отрасль экономики в части  НДПИ, а также создания стимулов для разработки месторождений с  высоким уровнем затрат будут  введены "налоговые каникулы" при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Указанная льгота в виде нулевой ставки будет предоставлена на сроки 10 или 15 лет (в зависимости от вида лицензии) до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 млн. тонн для Черного моря и 30 млн. тонн - для Охотского моря.

В целях создания стимулов для разработки малых месторождений  предполагается ввести понижающие коэффициенты при добыче нефти на таких месторождениях. Кроме того, в 2010 - 2011 годах предполагается законодательно закрепить механизм, позволяющий создавать налоговые  стимулы для добычи нефти из комплексных  месторождений.

Для повышения эффективности  использования природных ресурсов предлагается предусмотреть налоговые  и финансовые стимулы для утилизации попутного нефтяного газа, а также  рассмотреть вопрос об отмене нулевой  ставки с фактических потерь нефти  и налогообложении добытой нефти  на устье скважины с созданием  соответствующих систем учета нефти  и попутного газа.

В долгосрочной перспективе  предполагается перейти на налогообложение  добавочного дохода, возникающего при  добыче природных ресурсов. Такая  форма изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической  точки зрения и применяется в  налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих  стран, в частности, в Норвегии, Великобритании, США. С 2009 года указанную форму налогообложения  применяет Казахстан.

В рамках реализации налоговой  политики предполагается в течение 2009 - 2010 годов завершить разработку подходов и правовой основы для введения данного налога при добыче нефти  и начать его применение на новых  месторождениях нефти начиная с 2011 - 2012 годов. При этом одновременно с введением налога на дополнительный доход на новых месторождениях предполагается сохранить НДПИ на прежних месторождениях, а также в качестве определенного  минимального уровня налоговых изъятий  на новых месторождениях, который  бы гарантировал государству стабильный уровень налоговых поступлений  от реализации проекта.

В сравнении со схемой НДПИ налогообложение чистого дохода с точки зрения налогового администрирования  является более сложным. Эффективная  реализация этого подхода, в частности, требует решения на практике вопросов определения и применения для  целей исчисления налогов рыночных цен на нефть, организации учета  и контроля доходов и затрат при  добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков). Необходимой предпосылкой для применения налога на дополнительный доход является эффективная система контроля за трансфертным ценообразованием. В то же время с точки зрения интересов долгосрочного развития отрасли такое усложнение налоговой системы представляется оправданным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ количественных показателей в динамике, характеризующих налоги и их роли в формировании бюджетов

 

2.1.Характеристика планов по налоговым сборам в бюджет за 2008 – 2010 г.г.

 

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу 

 

Таблица 1. Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период

2009 и 2010 годов

 

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

-31,20

-4,36%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в  том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

767,34

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

50,38

-0,21%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

60,57

0,09%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

510,42

4,51%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

140,79

0,41%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

2,93

-0,02%

37,31

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

2,25

-0,02%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

5,39

-0,41%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

79,47

0,01%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

821,00

0,00%

8 089,67

100,00%


 

В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах  и сборах, вступивших в действие с 01.01.2008 года.

Нефтегазовые доходы.В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход  от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и  газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составил 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составил на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году  прогнозируется уменьшение  на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

Необходимость  регулирования этого  показателя заключается в специальном  режиме управления ими, направленного  на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

 

Рисунок1. Динамика прогноза по статьям  доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы

 

 

В диаграмме 1 наглядно изображено, какие  изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Ненефтегазовые доходы или ещё  их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

  1. Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составил 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .
  2. Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных таблиц№1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составил 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году состави 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составиль 87,5 процента от общего объема импорта.
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
  6. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб..
  7. Неналоговые доходы. Прогнозируется, что сумма доходов этого раздела на 2008 году составят 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
  8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе  поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей). Я объединила их в группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и  всего доходов, вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджета РФ