Налоги России, их виды и принципы классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов исполнения экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1. Появление налогообложения 5
1.2. Понятие налога 11
1.3. Налоговая система России 13
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 16
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения 16
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация 19
2.3. Основные налоги Российской Федерации 25
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 31
3.1. Уклонение от налогов 31
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов 32
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы и кредит.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

 

-пошлина перевоз - за перевоз через реку,

 

-гостиная пошлина - за право иметь склады,

 

-торговая пошлина - за право устраивать рынки.

 

Пошлины вес и мера устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина вира взималась за убийство, а продажа - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После нашествия татар - монголов основным налогом стал выход, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями.

Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. Любой удельный князь собирал дань в своем уделе сам и направлял её великому князю для отправления в Орду. Сумма выхода стала зависеть от договора великих князей с ханами.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможно. Главным источником внутренних доходов стали пошлины

Уплата выхода была прервана Иваном III в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовые и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания постоянной армии и полоняночные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо.               Сошное письмо предусматривало измерение земельных площадей, В том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы сохи и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины ), её размер в различных местах был неодинаков.

 

Финансовая система России была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 году Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

 

Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Многочисленные войны, больше строительство, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги.

Царь установил особую должность – прибыльщики, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.

Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

 

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер - коллегия, штат-с контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия.

 

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции.

Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.

 

В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств», было создано Министерство финансов и определена его роль.

В манифесте говорилось: Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют правительству нужные доходы и генеральное для всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов.

 

 

На протяжении XIX века основным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.

 

Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.

 

Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати.

Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала заносился по совести каждого.

Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговое заведение.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений, временные надбавки на ускорение выплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 года).

С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов - на уплату долгов.

Кроме государственных прямых налогов действовали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству приносили акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Существенными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

 

В 70 - 80-е годы 20 века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов:

 

-налоговой ставки,

 

-налоговой базы.

 

Увеличение налогового бремени может приводить к росту государственных доходов, только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к повышению, а к сокращению доходов бюджета.

 

Начало девяностых годов явилось периодом возрождения и фор­мирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отноше­ниями, складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение, мобилизацию денежных средств, в распо­ряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с свойственными ей функциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие налога

 

 

В нашей стране, так же как и в иных странах мира, каждый гражданин является налогоплательщиком. Статьей 45 Конституции России установлено, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В тоже время многие люди не знают, что это такое и зачем надо их платить.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Современные Интернет – энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов популярных людей:

 

Жан Симонд де Сисмонди (1819):

«Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».

 

Бу Свенссон:

«Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

 

Иван Иванович Янжул (1898):

«Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

 

Николай Тургенев, Русский экономист (1818):

«Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».

 

А. А. Исаев (1887):

«Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

 

А. А. Соколов (1928):

«Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

 

Почему надо платить налоги?

Их платить надо потому, что:

- Обязанность уплаты установлена законодательно;

- За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).

Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?».

Представьте такую ситуацию - я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги.

Что тогда будет?

В таком случае, у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций таких как:

-защита странны,

-борьба с преступностью,

-обеспечение граждан бесплатной медициной,

-образованием и т.д.

Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.

 

 

1.3. Налоговая система России

 

 

В настоящее время налогоплательщики жалуются, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ста­вок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает существенные трудности в организации производства и предпринимательст­ва, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перс­пектив, исчисления бюджетных платежей.

 

Система налогов, введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тен­денций, практически она устарела уже к моменту начала своего функцио­нирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог с оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении цен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание стало крайне сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и предложе­нием, вообще исключают необходимость налога с оборота.

Информация о работе Налоги России, их виды и принципы классификации