Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов исполнения экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1. Появление налогообложения 5
1.2. Понятие налога 11
1.3. Налоговая система России 13
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 16
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения 16
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация 19
2.3. Основные налоги Российской Федерации 25
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 31
3.1. Уклонение от налогов 31
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов 32
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы
-пошлина перевоз - за перевоз через реку,
-гостиная пошлина - за право иметь склады,
-торговая пошлина - за право устраивать рынки.
Пошлины вес и мера устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина вира взималась за убийство, а продажа - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
После нашествия татар - монголов основным налогом стал выход, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями.
Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. Любой удельный князь собирал дань в своем уделе сам и направлял её великому князю для отправления в Орду. Сумма выхода стала зависеть от договора великих князей с ханами.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможно. Главным источником внутренних доходов стали пошлины
Уплата выхода была прервана Иваном III в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.
В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовые и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания постоянной армии и полоняночные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Сошное письмо предусматривало измерение земельных площадей, В том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы сохи и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины ), её размер в различных местах был неодинаков.
Финансовая система России была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 году Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Многочисленные войны, больше строительство, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги.
Царь установил особую должность – прибыльщики, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.
Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.
При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер - коллегия, штат-с контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия.
Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции.
Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.
В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств», было создано Министерство финансов и определена его роль.
В манифесте говорилось: Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют правительству нужные доходы и генеральное для всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов.
На протяжении XIX века основным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.
Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.
Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.
Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати.
Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала заносился по совести каждого.
Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговое заведение.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений, временные надбавки на ускорение выплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 года).
С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов - на уплату долгов.
Кроме государственных прямых налогов действовали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.
Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству приносили акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Существенными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
В 70 - 80-е годы 20 века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов:
-налоговой ставки,
-налоговой базы.
Увеличение налогового бремени может приводить к росту государственных доходов, только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к повышению, а к сокращению доходов бюджета.
Начало девяностых годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, мобилизацию денежных средств, в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с свойственными ей функциями.
1.2. Понятие налога
В нашей стране, так же как и в иных странах мира, каждый гражданин является налогоплательщиком. Статьей 45 Конституции России установлено, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В тоже время многие люди не знают, что это такое и зачем надо их платить.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Современные Интернет – энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов популярных людей:
Жан Симонд де Сисмонди (1819):
«Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».
Бу Свенссон:
«Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
Иван Иванович Янжул (1898):
«Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
Николай Тургенев, Русский экономист (1818):
«Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».
А. А. Исаев (1887):
«Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
А. А. Соколов (1928):
«Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».
Почему надо платить налоги?
Их платить надо потому, что:
- Обязанность уплаты установлена законодательно;
- За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).
Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?».
Представьте такую ситуацию - я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги.
Что тогда будет?
В таком случае, у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций таких как:
-защита странны,
-борьба с преступностью,
-обеспечение граждан бесплатной медициной,
-образованием и т.д.
Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.
1.3. Налоговая система России
В настоящее время налогоплательщики жалуются, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает существенные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчисления бюджетных платежей.
Система налогов, введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог с оборота, который применяется лишь при жестком государственном установлении цен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взимание стало крайне сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом и предложением, вообще исключают необходимость налога с оборота.
Информация о работе Налоги России, их виды и принципы классификации