Налоги России, их виды и принципы классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов исполнения экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1. Появление налогообложения 5
1.2. Понятие налога 11
1.3. Налоговая система России 13
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 16
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения 16
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация 19
2.3. Основные налоги Российской Федерации 25
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 31
3.1. Уклонение от налогов 31
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов 32
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы и кредит.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

 

В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на прирост средств, направляемых на потребление. Имевшее место серьезное ограни­чение роста заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развер­нуть и активизировать предпринимательскую деятельность и просто не рационально при либерализации цен с их неизбежным высоким первоначальным повышением.

 

Налоговая система 1990 - 1991 годов совсем не учитывала при переходе к рыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принима­лось во внимание, что свобода предпринимательства, появление частной собственности, приватизация государственных и муниципальных предприятий, отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать деньги приведут к существенному увеличению недвижимого и иного имущества во владении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи, обмена, дарения, наследства.

 

Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая система России призвана амортизировать серьезнейшие диспропорции экономичес­кого развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так и порожденные современной перестройкой второй половины 80-х годов. С помощью налогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру и объемы производства, осуществлять протекционистскую или ограничивающую экономическую политику по отношению к отдельным отрас­лям и регионам, проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму, изымая в бюджет сверхприбыль, появляющуюся от мо­нопольного роста цен. Одновременно налоговая система выступает регуля­тором частных доходов граждан.

 

Принятый в России новый пакет законов о налогах вобрал в себя ми­ровой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.

 

Законом " Об основах налоговой системы в Российской Федерации " предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных об­разовании, и местные налоги. Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирова­ния бюджетов всем уровням управления при разделении некоторых нало­гов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некото­рые из них.

 

Налоги в России впервые распределены на три вида. Федеральные налоги взимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

 

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей равными долями зачисляются в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на терри­тории которого находится предприятие.

Из местных налогов общеобязательны только три - налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также регистрационные сборы с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью.

Остальные устанавливаются (или не устанавливают­ся) по решению местных органов управления. По большинству местных налогов максимальная ставка ограничена законодательством Российской Феде­рации.

 

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограни­ченности ресурсов важную роль имеет принятие в нало­говом законодательстве мер по стимулированию инвестиционной деятель­ности.

 

Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий и орга­низаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственной производственной и непроизводственной базы при условии полного применения сумм начисленного износа (амортизации).

 

Для усмирения роста цен на продукцию детского питания не будет облагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производства продуктов детского питания.

В целях стимулирования развития и улучшения образовательного процесса установлены дополнительные ль­готы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены для предприятий, направляющих прибыль на другие социально - культурные нужды.

 

Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципи­альные изменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объек­том налогообложения теперь является не месячный заработок, а совокупный годовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных пос­туплений в понятие совокупного годового дохода входят доходы, получен­ные в натуральной форме, оплачиваемые предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям.

Значительно изменена прогрессия шкалы подоходного налога. Новым является то обстоятельство, что от уплаты налога никто не освобождает­ся, хотя многим категориям граждан предоставлены значительные льготы.

 

Знание налогового законодательства перестало быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

 

 

2.1. Функции налогов и принципы налогообложения

 

 

1. Основная функция налогов фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

 

Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

 

2. Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

 

Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов физических и юридических лиц. Государство может ставить разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях.

 

Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его.

3. Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

 

Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов.

 

4. Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

 

5. Распределительная - при помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

 

 

6. Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за дея­тельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

 

Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функ­цией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкрет­ными формами проявления категории налога являются виды налоговых пла­тежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

 

Сегодня налоговая система призвана реально влиять, на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и наряду с этим служить барьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев населения

 

Налогообложение базируется на ряде принципов.

 

Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

 

Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно.

 

Общепризнанные принципы: однократный, обязательный

характер уплаты налога, простота и гибкость.

 

Рациональное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия.

 

Справедливость - универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствен­ной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во-вторых, равный подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полу­ченного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики.

 

Однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период.

 

Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок нало­гообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению.

 

Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов которая, тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования.

 

Стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действую­щих в течении довольно длительного периода и простота исчисления пла­тежа.

 

Использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том чис­ле гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны уста­навливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех.

 

Четкое деление налогов по уровням государственного управле­ния: федеральные (центральные), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.

 

 

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

 

 

 

2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация

 

Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:

 

- Прямые;

- Косвенные.

 

Прямые - это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.

К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги.

 

В свою очередь прямые налоги подразделяются на:

 

- реальные;

- личные.

 

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.).

Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.

Информация о работе Налоги России, их виды и принципы классификации