Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов исполнения экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1. Появление налогообложения 5
1.2. Понятие налога 11
1.3. Налоговая система России 13
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 16
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения 16
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация 19
2.3. Основные налоги Российской Федерации 25
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 31
3.1. Уклонение от налогов 31
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов 32
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.
Косвенные налоги представляют собой, в сущности, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
Косвенный налог, таким образом, является как ценно-образующий фактор, а уплата его, по сути, перекладывается продавцом на покупателя.
Главным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета.
Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно малы.
К недочетам можно отнести уклонение от их уплаты, снижение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.
Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они увеличивают неравномерность распределения налогового бремени среди населения.
Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.
Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:
По субъекту налогообложения:
- Налоги с физических лиц;
- Налоги с юридических лиц;
- По способу изъятия:
- Прямые налоги;
- Косвенные налоги;
По источнику уплаты:
- Зарплата;
- Выручка;
- Доход или прибыль;
- Себестоимость;
- Стоимость имущества и др.
По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:
- Федеральные;
- Региональные;
- Местные;
По объекту налогообложения:
- Имущественные;
- Налоги на потребление;
- Налоги на доходы;
- Ресурсные (рентные);
По способу налогообложения:
- Кадастровые;
- У источника;
- По декларации;
По назначению:
- Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
- Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие, от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;
По методу исчисления:
- Пропорциональные;
- Прогрессивные;
- Регрессивные;
- Твердые (установленные в абсолютных суммах);
- Линейные;
- Ступенчатые.
Классификация по уровням налогообложения Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом “О налоговой системе” в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
-таможенная пошлина,
-налог на операции с ценными бумагами,
-сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними,
-сбор за пограничное оформление,
-налог на пользователей автодорог,
-налог с владельцев транспортных средств,
-налог на приобретение автотранспортных средств,
-налог на отдельные виды автотранспортных средств,
-налог на реализацию ГСМ,
-налог на прибыль,
-акцизы на группы и виды товаров,
-налог на добавленную стоимость,
-налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте,
-отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
-плата за пользование водными объектами,
-подоходный налог с физических лиц,
-налог на игорный бизнес,
-платежи за пользование недрами,
-гербовый сбор,
-государственная пошлина,
-налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,
-плата за пользование водными объектами,
-сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональный налог). Термин «региональный» был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации.
Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
К региональным налогам относятся:
-лесной налог;
-единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
-налог на имущество предприятий;
-налог с продаж.
Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
-налог на имущество физических лиц;
-земельный налог;
-регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
-налог на промышленное строительство в курортной зоне
-курортный сбор;
-сбор за право торговли;
-целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
-сбор за право использования местной символики;
-налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
-сбор с владельцев собак;
-лицензионный сбор за право винной торговли;
-лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
-сбор за выдачу ордера на квартиру;
-сбор за парковку автотранспорта;
-налог на рекламу;
-сбор за участие в бегах;
-сбор за выигрыш на бегах;
-сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
-сбор с биржевых сделок;
-сбор за проведение кино- и телесъемок;
-сбор за уборку территории;
-сбор за открытие игорного бизнеса;
-налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги являются лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов.
Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов.
Каждому органу управления, трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
2.3. Основные налоги Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС), введен в РФ в 1992 г.
Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
НДС взимается по ставке 18%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом.
НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений.
НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.
НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога.
Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
От НДС освобождены:
-экспортируемые товары (работы, услуги);
-услуги пассажирского транспорта;
-квартирная плата;
-некоторые финансовые операции;
-патентно-лицензионные операции;
-продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания,
-услуги социальной сферы;
-услуги в сфере образования;
Информация о работе Налоги России, их виды и принципы классификации