Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов исполнения экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 5
1.1. Появление налогообложения 5
1.2. Понятие налога 11
1.3. Налоговая система России 13
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 16
2.1. Функции налогов и принципы налогообложения 16
2.2. Виды налогов и сборов, и их классификация 19
2.3. Основные налоги Российской Федерации 25
ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 31
3.1. Уклонение от налогов 31
3.2. Способы уклонения от уплаты налогов 32
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы
Традиционная схема.
Налогоплательщик продает часть товара или оказывает какие-то услуги нелегально - не выставляя счетов. При этом объем продаж и уровень валового дохода занижается. Выручку налогоплательщик получает наличными. Используют данную схему чаще всего либо "независимые профессионалы" (типа нотариусов, врачей, адвокатов и т.д.), либо индивидуальные владельцы малых предприятий.
Базовая схема ("обналичивание").
Основная идея состоит в замещении тех элементов валового дохода, которые в наибольшей степени подпадают под налогообложение (прежде всего зарплата и прибыль), такими элементами, которые облагаются по минимальным ставкам (материальные затраты, относимые на себестоимость). Налогоплательщик -"клиент" переводит свои деньги в безналичной форме на банковский счет фирмы -"однодневки" в обмен на некий фиктивный отчет о проделанной работе. А затем получает их назад, но уже в форме неучтенных ("черных") наличных. За что фирме - "однодневке" выплачиваются комиссионные, обычно не превышающие 2-3 процентов от первоначального банковского платежа. В результате такой сделки предприятие - "клиент" существенно сокращает свои налоговые платежи, но его финансовая отчетность остается чистой. Получается, что он просто потратил свои средства на некоторые товары или услуги.
Напротив, фирма -"однодневка" не смогла бы объяснить, куда делись деньги, возвращенные в виде неучтенных наличных. Поэтому она действует только два или три месяца до конца очередного квартала, когда налоговые органы должны получить ее первый отчет. Налоговые органы, вследствие трудоемкости, не ведут поиск организаторов самоликвидировавшихся фирм-однодневок.
Обратная схема ("обезналичивание").
Смысл этой схемы можно пояснить на простом примере: у розничного торгового предприятия, регулярно и в больших объемах занижающего свою выручку от реализации, возникает объективная потребность в обмене неучтенных наличных ("черного" нала) на официальные безналичные. Она может быть связана, например, с тем, что крупные оптовые фирмы, как правило, предпочитают продавать свой товар сугубо официальным образом по безналичному расчету. При этом по выставленным ими счетам легко идентифицировать покупателя. В этой ситуации розничная фирма будет сталкиваться с двумя проблемами.
Во-первых, в случае одновременной "встречной" проверки оптовой фирмы и ее покупателей налоговая инспекция может обратить внимание на то, что розничная фирма регулярно закупает больше товаров (по данным оптовика), чем продает (по данным собственной отчетности розничного торгового предприятия).
Во-вторых, при реализации товаров преимущественно за неучтенные наличные у такой розничной фирмы на ее банковском счете не будет достаточных средств для возобновления товарных закупок у оптовиков, ориентирующихся на безналичные расчеты. Обе эти проблемы эффективно решаются в рамках применения обратной схемы ("обезналичивание").
Благодаря ей официальным покупателем товара (по документам оптовика) оказывается та же фирма -"однодневка". И одновременно для реально существующей розничной фирмы, реализующей товары преимущественно за неучтенные наличные и представляющей в налоговые органы отчеты с минимальными оборотами, обеспечивается регулярное поступление неучтенного товара.
В случае тесных контактов между оптовиком и несколькими розничными покупателями возможно изменение схемы. В частности, оптовик может сам получать от покупателей неучтенные наличные и затем, используя контракт с фирмой-"однодневкой", менять их на официально полученные безналичные средства на своем банковском расчетном счете.
Таким образом, с одной стороны, все сделки оптового поставщика остаются легальными, с другой - в розничной торговле почти все операции могут быть нелегальными, "невидимыми" для налоговой инспекции.
Участие коммерческих банков в деятельности по обналичиванию денег.
Большая часть фирм-однодневок обеспечивается наличными, группой мелких и средних коммерческих банков. Это достаточно прибыльный бизнес. Рассмотрим базовую схему участия банков в обналичивании.
Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-"однодневками". Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-"однодневок", а также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для покупки акций или векселей у физических лиц).
Нормальная цена легальных наличных на межбанковском рынке, измеренная в безналичных рублях, не превышает 100,1 процента. Финансовая же компания платит банку за получение наличных 101 процент. В результате банк получает 0,9 процента в день на вложенные средства.
Далее финансовая компания покупает векселя у неких физических лиц. Отметим, что сейчас в России можно приобрести "мусорные" векселя или акции за 0,1-0,2 процента от их номинальной стоимости.
Естественно, что при этом цена, фиксируемая в контракте между финансовой компанией и физическими лицами, будет близка к номиналу - например - 98 процентов. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме - "однодневке" по безналичному расчету за 100 процентов от номинала.
Тем самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, и, во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме -"однодневке" по фиктивному договору.
Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации фирм - "однодневок".
3.3. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовно-правовая борьба с налоговой преступностью является одним из основных направлений обеспечения правопорядка в сфере налогообложения.
Преступления, посягающие на финансовые интересы государства в сфере налогообложения, можно разделить на две группы.
1. Налоговые преступления, к которым относятся уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ), уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК РФ).
2. Преступления, непосредственно связанные с налоговыми: незаконное предпринимательство (СТ. 171 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) и ряд других.
В последнее время руководители предприятий и индивидуальные предприниматели стали все больше уделять внимание вопросам личной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Актуальность этой проблемы связана с развитием в России правоприменительной практики по статьям 198-199 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), предусматривающим уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупных размерах.
Теперь, прежде чем начать заниматься бизнесом, руководитель, финансовый директор или предприниматель должны четко представлять, как можно обезопасить себя от уголовного преследования за неуплату налогов и создать в будущем хорошую репутацию себе и своему предприятию. Причем, касается это не только должностных лиц организации (руководителя и главного бухгалтера), но и лиц, которые не номинально, а фактически руководят компанией и выполняют в ней обязанности главного (старшего) бухгалтера.
Но, как показывает практика, на сегодняшний день налоговое бремя для многих налогоплательщиков по-прежнему остается непосильным, и они всеми возможными путями стараются скрыть реальный размер доходов или получить необоснованную налоговую выгоду.
Например, скрывают финансово-хозяйственные операции, не используют ККТ, фабрикуют договоры с несуществующими контрагентами, уменьшают налогооблагаемую базу путем ложного увеличения состава затрат и т.д.
Как результат, в ходе контрольных мероприятий налогоплательщику доначисляются внушительные суммы налогов, и весь его успешный бизнес вместе с репутацией оказываются под реальной угрозой.
Стоит отметить, что наказание за неуплату налогов в соответствии с положениями ст. 198 УК РФ не ограничивается только наложением огромных сумм штрафов на неплательщиков налогов. Альтернативой им в случае совершения такого правонарушения может послужить также наказание в виде лишения свободы сроком от 1 года до 3 лет. А это, к сожалению, подмоченная репутация на всю оставшуюся жизнь.
Поэтому, чтобы предостеречь налогоплательщиков от подобных неприятностей, хотелось пожелать им не идти против закона, ставя на чашу весов только собственную выгоду. В их же интересах применять только легальные схемы оптимизации налоговой нагрузки и не подвергать предпринимательскую деятельность нежелательным налоговым и финансовым рискам. Недаром ведь говорят, что скупой платит дважды (а может быть, и трижды).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключая курсовую работу, еще раз очертим тот круг методологических проблем, без решения которых невозможно сколько-нибудь существенно продвинуть систему российского налогообложения к международным стандартам, постепенно реализующим золотые правила организации податных прав и обязанностей плательщиков и контролирующих фискальных органов.
Надо помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.
Повышение вычетов в пользу государства из дохода предприятий вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия сокращением заработной платы своих работников, увеличением их рабочего дня и интенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией на других частях издержек на выпуск продукции.
Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в казну.
Налогообложение эволюционный процесс, требующий чуткости, тонкости, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.
Надо отметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов имеются недостатки. Большая часть таких недостатков связано с нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права.
Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем улучшении, в связи с этим требуются немаловажные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.
Список используемой литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
4. Уголавный кодекс Российской Федерации
5. Гукасьян Г. И.Экономическая теория. Ключ. вопросы.- М.:- «Инфра-М»
6. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: «Инфра-М,
7. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов-на-Дону.: «Феникс»,
8. Вишневский В Веткин А. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика Вопросы экономики, 2007
9. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия Учебники и учеб. пособия Ростов нД Феникс,
10. Капкаева Н.З Тимирясов В.Г Федулов В.Г. Региональные и местные налоги и сборы Учебное пособие. Казань Издательство Таглимат Института экономики, управления и права, 2006
Информация о работе Налоги России, их виды и принципы классификации