Налоговая политика РФ и ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Экономическое содержание налоговой политики государства 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Виды и значение налоговой политики 6
2. Налоговая политика РФ 12
2.1. Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 12
2.2. Современное состояние налоговой политики РФ 22
3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой
системы 34
Выводы и предложения 41
Список использованной литературы 43

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика РФ и ее совершенствование.docx

— 73.66 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение                                                                                                             2

1.  Экономическое содержание налоговой политики государства               4

1.1.  Понятие налоговой системы                                                                    4

1.2.  Виды и значение налоговой политики                                                     6

2. Налоговая политика РФ                                                                                 12

2.1. Развитие  налоговой политики РФ до 2008 года                                       12

2.2. Современное  состояние налоговой политики  РФ                                    22

3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой

системы                                                                                                                34                                           

Выводы и предложения                                                                                     41                       

Список  использованной литературы                                                                43 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

       События произошедшие 17 августа  1998 года резко усилили роль  налогов в экономическом положении  страны так как любое государство  в после кризисной обстановке  пытается поправить свое экономическое  положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис не платежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Экономическое  содержание налоговой  политики государства

1.1Понятие  налоговой системы  Российской Федерации. 

     Финансовое  обеспечение всех уровней бюджета  – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

     Основным  видом государственных доходов  являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах  рыночной экономики.

     Основные  положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции  РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях  изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов  в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой  налоговых законах.

     Для укрепления законности в области  налогового права был принят Налоговый  кодекс Российской Федерации. Наличие  этих документов позволило систематизировать  налоговое законодательство.

     К другим источникам налогового законодательства относятся акты исполнительных органов:

-Указы  Президента РФ.

-Постановления  Правительства РФ.

-Приказы  и инструкции министерств и  других центральных органов.

-Решения  органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение  другие.

     Кроме нормативных актов в правоприменительной  практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые  не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального  применения.1

     В налоговых законах и подзаконных  нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности  и ответственность участников налоговых  правоотношений, но и теоретические  положения налогового законодательства и практика его применения. Все  это в совокупности составляет единое целое налогового права.

     Таким образом, совокупность нормативных  актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему  налогового законодательства.

     Правовая  наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное  российское законодательство дает определение  налога в Налоговом кодексе РФ.

     Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.2

     Однако  данное определение характеризует  налог, а сбор имеет свое определение.

     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий)3. 

1.2 Виды и значение налоговой политики 

     Российская  налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения  перехода к экономике инновационного типа. Налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики. В тоже время, налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

     Под политикой в области налогов  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления по формированию элементов различных  налогов. Под налоговой политикой  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления, осуществляемую в рамках общей экономической  стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения  с учетом интересов и целей  конкретного государства на соответствующем  этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая  политика характеризуется деятельностью  не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками  налоговых правоотношений, налоговым  законодательством, налоговым администрированием.

     Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделяют три основные группы факторов, предопределяющих условия формирования и реализации налоговой политики:

     • временной фактор, который изменяет приоритеты целей и задач и  их ценность;

     • ресурсный фактор, который определяет возможности для проведения налоговой  политики, а также ограничения  при ее осуществлении;

     • человеческий фактор, когда в условиях ограниченности ресурсов приходится принимать  важнейшие решения в конкретных исторических условиях с учетом различных  рисков.

     Налоговая политика формируется и реализуется  под постоянным воздействием внешней  среды, влияние которой обусловливают  следующие ее сегменты: положение  страны на различных международных  рынках, отраслевая и региональная структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы.

     Для проводимой в настоящее время  в Российской Федерации налоговой  реформы главным является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов. Основной функцией налогов  общепризнанно является фискальная функция. Она непосредственно произрастает из функции государственных финансов и отражает движение стоимости в  форме фискального платежа - обязательного  взноса юридических и физических лиц в государственный бюджет или государственные внебюджетные фонды. В этом проявляется единство и взаимосвязь частной категории  налогов с более общими категориями  государственных финансов и финансов в целом, а также специализация  налогов в общей системе финансовых отношений - правовая, фискальная форма  движения стоимости от собственника денежных средств в государственную  казну. В этом случае, основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение  налогового бремени, переход к оптимальным  налоговым ставкам и общее  упрощение налоговой системы.

     Налог как специфический институт базируется на асимметрии силы сторон, властном принуждении, регулярном и неотвратимом характере  изъятий. Подтверждением не совершенства налоговой системы России являются дискуссии по вопросу о природе налога, что имеет основополагающее значение для выработки общих условий установления налогов, определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. С принятием Налогового кодекса и Бюджетного кодекса, во-первых, происходит четкое разграничение налоговых и неналоговых доходов бюджета, во-вторых, совокупность налоговых платежей и взносов ограничивается только налогами и сборами.

     Из  анализа мирового опыта налогового регулирования известно, что косвенные  налоги в наибольшей степени, чем  другие налоги, препятствуют экономическому росту. При формулировании концепции  налоговой реформы представляется целесообразным использовать опыт стран  Европы, Азии, Америки, достигших наибольших успехов. Сегодня общепринятыми  в этих странах являются следующие принципы построения системы налогообложения:

     -Налоги  должны быть по возможности  минимальны;

     -Минимально  необходимыми должны быть и  затраты на их взимание;

     -Налоги  не должны препятствовать конкуренции; 

     -Налоги  должны соответствовать структурной  политике государства в экономической  сфере;

     -Налоги  должны быть нацелены на справедливое  распределение доходов; 

     -Налоговая  система должна исключать двойное  налогообложение.

     На  мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную сдержанную налоговую  политику. Эти страны привлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку  инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь, ориентируясь на размер налоговых ставок; в них  ускоренно формируется широкая  прослойка состоятельных собственников, что является основой благосостояния страны, её политической и экономической стабильности. Анализ данных тенденций приводит к заключению, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:

     1.Установление  налоговых ставок на уровне  ниже среднемировых.

     2. Отказ от прогрессивной системы  налогообложения для основной  массы получателей доходов.

Информация о работе Налоговая политика РФ и ее совершенствования