Налоговая политика РФ и ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Экономическое содержание налоговой политики государства 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Виды и значение налоговой политики 6
2. Налоговая политика РФ 12
2.1. Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 12
2.2. Современное состояние налоговой политики РФ 22
3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой
системы 34
Выводы и предложения 41
Список использованной литературы 43

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика РФ и ее совершенствование.docx

— 73.66 Кб (Скачать документ)

     1) уточнение и расширение перечня взаимозависимых лиц;

     2) предоставление суду права признавать сделки контролируемыми;

     3) уточнение источников информации о ценах;

     4) уточнение порядка определения цены и расширение методов их определения;

     5) введение в обязанность налогоплательщика обосновывать цену в целях налогообложения (и здесь опять поле деятельности для налогового консультанта);

     6)представление в налоговый орган документов по итогам года о контролируемых сделках, совершенных за налоговый период;

     7)возможность налогоплательщика заключать соглашение с налоговым органом о цене и (или) методе определения цены, что избавит налогоплательщика от возможных доначислений.

     Реализация  последнего положения, предусмотренного в законопроекте, также невозможно без привлечения налогоплательщиком налогового консультанта. Неизвестно, насколько будет успешна эта попытка, но в ноябре рассмотрение законопроекта запланировано в Правительстве РФ, а обсуждение его в Государственной Думе произойдет в следующем году.

     Говоря  о налоговом администрировании, следует остановиться на болезненной теме – это информирование налогоплательщиков и ведение разъяснительной работы с налогоплательщиками.

     Налоговым кодексом предусмотрена четкая градация, которая заключается в следующем.                   .  
Налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах. Обязанностью налогового органа является ответить налогоплательщику на вопросы: когда должен быть уплачен налог; по какой форме и в какие сроки представляется декларация, и т.п.

     Обязанность Министерства финансов – подготовка разъяснений. Например, в случаях  когда деятельность налогоплательщика  регулируется несколькими статьями НК РФ, содержащими противоречия, либо существует пробел в правовом регулировании, когда та или иная ситуация вообще никак не регулируется. То есть суть разъяснения заключается не в  том, правильно или неправильно  налогоплательщик уплатил налог  в конкретной ситуации, а в том, какую норму следует применять.

     Третья  часть этой работы – это консультирование, дача налогоплательщику совета по вопросу  наиболее правильного поведения  в той или иной ситуации. Когда  Министерство финансов получает письма налогоплательщиков, содержащие вопросы: "Правильно или неправильно  я рассчитал налог, как мне  лучше оформить хозяйственную операцию, с тем чтобы уплатить налог?", мы отвечаем (и это закреплено и  в НК РФ, и в Положении о Министерстве финансов РФ, и в регламенте Министерства финансов РФ), что Министерство финансов не рассматривает конкретные хозяйственные  ситуации.

     С 2008 на Министерство финансов возложена дополнительная ответственность, поскольку разъяснение Министерства финансов освобождает налогоплательщиков не только от штрафов, но и от пеней. Кроме того, налоговые органы обязаны руководствоваться разъяснениями Министерства финансов, доведенными до сведения налоговых органов. Ситуаций, в которых налоговый орган отказывается принимать во внимание разъяснения Министерства, быть не должно. Это, в свою очередь, требует и от нас изменения подхода к разъяснительной работе, сделать ее более методологической, уйти от частных вопросов, переключиться на более общие вопросы, адресованные неопределенному кругу лиц.

     Теперь  следует остановиться на вопросах, связанных с исчислением и уплатой конкретных налогов.

     Основные  изменения в порядке исчисления и уплаты НДС уже осуществлены. Произошел переход на метод начисления. Изменен порядок принятия к вычету налога как по операциям внутри страны, так и при внешнеторговых операциях, а также в капитальном строительстве. С 2007 года введена единая налоговая декларация.

     Со  следующего года по НДС вводится единый налоговый период, для всех налогоплательщиков налоговый период составит квартал. Это сократит отчетность, упростит контроль.

     Что предполагается? Предполагается ввести специальную регистрацию налогоплательщика в качестве плательщика НДС. В настоящее время Министерство финансов разрабатывает соответствующий законопроект. Его разработка обусловлена необходимостью создания дополнительных барьеров для выхода на рынок хозяйствующих субъектов, создающихся без намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, а, конкретно говоря, это препятствует созданию фирм-однодневок. Общая идеология заключается в том, что налогоплательщик получит специальный номер налогоплательщика НДС только в случае, если он покажет реальную выручку за предшествующий период. Только после этого налогоплательщик получит специальное свидетельство. Перечень свидетельств будет открыт, что позволит контрагентам "видеть" друг друга. Наличие контрагента в этом перечне будет свидетельствовать т возможности принятия НДС к вычету.

     В этой же связи предлагаются и поправки в Федеральный закон о государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. Предполагается уточнить основания  в отказе от регистрации юридических  лиц. Если налоговый орган выявляет недостоверные сведения, которые  указаны в предъявленных документах для регистрации, он вправе отказать в регистрации.

     "Липовый"  адрес, несуществующие учредители, поддельная подпись будут являться  основанием для отказа в регистрации.  Думаю, что если это заработает  в совокупности – добросовестным  налогоплательщикам будет жить  проще, т.к. именно добросовестные  налогоплательщики, как правило,  испытывают на себе все те "препоны", связанные с возмещением НДС  из-за того, что соответствующий  контрагент не сдает отчеты, не  находится по фактическому адресу  и т.д. и т.д. Надеемся, что  эта поправка также направлена  на создание баланса прав и  интересов контролирующих органов  и добросовестных налогоплательщиков.

     С 2007 года в целях налогообложения  прибыли разрешено переносить все  убытки, полученные в прошлом году. В 2002-2006 годах был определенный ограничитель, сначала 30 %, потом 50 % налоговой базы. Введена амортизационная премия – 10 % от первоначальной стоимости основных средств можно относить на расходы. Равномерно в течение года можно списывать расходы на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки независимо от того, получен положительный результат или нет.

     Со  2008 года введена нулевая процентная ставка по дивидендам, получаемым российскими организациями от участия в капитале иностранных и российских организаций. Это новшество предусмотрено Федеральным законом от 16 мая 2007 года № 76-ФЗ. Данная норма распространяется на организации, доля участия которых составляет не менее 50 % уставного капитала выплачивающей дивиденды организации и стоимость вклада превышает 500 млн. рублей. Естественно, это распространяется только на крупные компании, холдинги. Цель этого закона – стимулировать регистрацию юридических лиц на территории РФ, а не в оффшорах.

     В отношении инновационной деятельности в соответствии с Федеральным  законом от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ со следующего года освобождены от НДС  стоимость выполненных любыми организациями  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, относящихся к созданию новой  продукции, новых технологий. Расширен перечень расходов, уменьшающих налоговую  базу по налогу на прибыль. В частности, устанавливается повышенный коэффициент  амортизации в отношении основных средств, используемых для научной  деятельности. Этим же законом определены дополнительные виды расходов, признаваемые налогоплательщиками при применении упрощенной системы налогообложения.

     Что предполагается сделать по налогу на прибыль? Рассмотрим предложения с учетом соблюдения баланса интересов. Плюсы и минусы. К "плюсам" можно отнести желание Министерства финансов РФ ввести в налоговое законодательство понятие "консолидированная группа налогоплательщиков", установить критерии, которым должны отвечать юридические лица, относящиеся к этой группе, и предоставить им (при соответствующей регистрации) возможность сальдировать финансовый результат по деятельности организаций, входящих в консолидированную группу. Это позволит упростить межгрупповые расчеты между организациями, а также налоговую отчетность. Порядок расчета по налогу на прибыль предполагается сделать по аналогии с применяемым в настоящее время организациями, имеющими обособленные подразделения.

     К мерам, которые направлены на усиление контроля налогового администрирования  по налогу на прибыль можно отнести  предложение о введении понятия  резидентства для организаций, т.е. установить для российских организаций  обязанность представлять в налоговых  декларациях свои иностранные аффилированные компании. И если будет установлено, что та прибыль, которую получают иностранные компании, не распределяется в пользу российской организации, то у российской организации она  будет признаваться доходом. Эта  мера направлена на сокращение возможности  минимизации налоговых обязательств компаниями, которые свои дочерние организации регистрируют в зонах с пониженным налогооблажением.                        . 
          Подтверждена неизменность курса на ближайшее время в части сохранения 13% ставки налогообложения доходов физических лиц.

     С 2008 года изменился порядок предоставления налоговых вычетов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ объединены социальные налоговые вычеты, предоставляемые по расходам на лечение и обучение. Общий размер вычетов составит 100 тыс. руб. В пределах этой суммы налогоплательщик – физическое лицо сможет самостоятельно решить, в отношении каких из произведенных им расходов (на обучение или лечение) получить социальный налоговый вычет Социальный налоговый вычет может быть предоставлен и в части расходов на негосударственное пенсионное обеспечение.

     Следует обратить внимание на проведение до конца 2007 года упрощенного декларирования доходов физическими лицами. Налогоплательщик по доходам, полученным до 2006 года, может уплатить декларационный платеж в размере 13 %, и с момента уплаты этого платежа его обязанность по уплате налога на доходы физических лиц будет считаться исполненной. Мы не рекламируем данную процедуру, но полагаю, что налоговые консультанты, работающие с физическими лицами, должны рекомендовать воспользоваться данным механизмом своим потенциальным клиентам.

     Теперь  о поправках, которые носят целевой  характер. В части налогообложения сделок с ценными бумагами предполагается уточнить порядок определения рыночной цены ценной бумаги в случае ее реализации, рассмотреть возможность признания убытка при уступке ценных бумах. Эти меры направлены на развитие ипотечного жилищного кредитования, развитие рынка закладных и иных ценных бумаг.

Федеральным законом от 16 мая 2007 года № 75-ФЗ ставки акцизов проиндексированы на 3 года - до 2010 года. Здесь каких-то иных изменений  в ближайшее время не предвидется.

     Проводится  анализ платежей, которые взимаются  федеральными органами исполнительной власти при оказании платных услуг. На основании этого анализа Министерством  финансов РФ подготовлен законопроект, предусматривающий изменения государственных  пошлин. Документ будет достаточно объемным, в нем предусматриваются  новые виды платежей, которые взимаются  государством.

     Внесены изменения и в порядок регулирования  специальных налоговых режимов - принят Федеральный закон от 17 мая 2005 г. № 85-ФЗ.

Все вышеназванные закон были приняты в период весенней сессии 2007 года. Это еще один положительный момент. Это отказ от практики, когда законы публикуются 30 декабря, при этом вступают в силу с 1 января. Этот период тоже закончился, и все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, будут публиковаться, как правило, весной с указанием, что они будут введены в действие в январе следующего года, чтобы у налогоплательщиков и налоговых органов была возможность подготовиться к ним.

     Федеральный закон № 85-ФЗ внес поправки во все  главы, посвященные специальным  налоговым режимам. Уточнены, например, виды деятельности, в отношении которых  может вводиться ЕНВД, уточнен  порядок перехода с одного режима на другой, дополнен перечень расходов при применении упрощенной системы  налогообложения.

     Эти поправки во многом закрепляют правоприменительную  практику, которая формировалась  на основе судебных решений, разъяснений  уполномоченных органов, в т.ч. Министерства финансов РФ.

     В отношении региональных налогов. Изменения по региональным налогам могут быть связаны не с транспортным налогом и не с налогом на имущество организаций, а с налогом на игорный бизнес. Это объясняется тем, с 2009 года законодательство предусматривает изменения в порядке деятельности лиц, занимающихся игорным бизнесом. Будет изменяться статус налога на игорный бизнес, поскольку объекты игорного бизнеса могут располагаться только в 5 субъектах РФ. Соответственно, рассматриваются разные варианты: либо применение общего порядка налогообложения, либо введение специального налогового режима. Соответствующее решение должно быть принято в следующем году.

Информация о работе Налоговая политика РФ и ее совершенствования