Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Введение 2
1. Экономическое содержание налоговой политики государства 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Виды и значение налоговой политики 6
2. Налоговая политика РФ 12
2.1. Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 12
2.2. Современное состояние налоговой политики РФ 22
3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой
системы 34
Выводы и предложения 41
Список использованной литературы 43
3.Установление
таких правил расчёта
Формирование налоговой политики России, результатом которой стала радикальная реорганизация налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:
налоговая система ведущих западных стран является образцом эффективности и стимулирующего воздействия на экономическое развитие;
при копировании налоговая система окажется столь же эффективной и стимулирующей и для российских условий;
конечным итогом и целью формирования налоговой системы России является принятие Налогового кодекса.
В соответствии с этими убеждениями в российские условия были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы. Между тем, по своим внешним параметрам и составу налогов российская система налогообложения, в значительной степени копируя западные модели, не учитывала российской специфики.
История
развития налогообложения
Налоговая политика направлена на разрешение стоящих перед обществом задач, среди которых выделяют долгосрочные и краткосрочные. Перед правительствами развитых стран стоят следующие долгосрочные цели: экономический рост, максимальный уровень занятости и благосостояние населения. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, его сбалансированность на том или ином уровне по отношению к ВВП, стимулирование инвестиционной деятельности.
Если налоговую политику не отрывать от фискальной, можно выделить следующие типы бюджетно-налоговой политики:
• дискреционную фискальную;
•недискреционную,
или политику «вмонтированных
Дискреционной политика называется тогда, когда парламент и правительство сознательно вносят изменения в налоговую систему и расходы бюджета с целью влияния на реальный ВВП, занятость, инфляцию. Таким образом, при проведении дискреционной политики изменения в налоговой системе зависят от решений правительства.
Дискреционная
политика может быть стимулирующей
и сдерживающей. Считается, что стимулирующую
политику целесообразно проводить
при экономическом спаде. В области
налогов она предусматривает
уменьшение налоговых изъятий из
доходов граждан с целью
В теории и практике бюджетно-налоговой политики часто используются две важные категории — «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережениям». Первая характеризует долю дополнительного дохода, которую граждане расходуют на потребление, вторая — долю сбережений в доходах. Увеличение спроса должно стимулировать рост ВВП и занятости. Совокупный спрос можно повысить посредством не только изменения налогов, но и увеличения расходов бюджета.
Сдерживающая
бюджетно-налоговая политика целесообразна
тогда, когда экономика находится
в состоянии чрезмерного
2. Налоговая политика РФ
2.1
Развитие налоговой
политики РФ до 2008 года
К
началу 1990-х годов в советской
экономической системе налоги играли
вспомогательную роль, в решающей
степени подчиняясь общей логике
планового развития. В данной связи,
сфера налоговых отношений
По
мере неуклонной радикализации экономических
преобразований, в частности, с принятием
еще на завершающем этапе «
Налоговую ситуацию в начале 1990-х годов существенно осложнило углубление внутриполитического кризиса. Уже в 1990-1991 гг. он породил налоговое противостояние союзного и российского центров, в последующем нашедшее продолжение в процессах «суверенизации», создания «налоговых барьеров» на уровне субъектов Российской Федерации. Итогом данных процессов стало существенное ослабление федерального бюджета.
Особенно
негативное влияние на сферу налоговых
отношений оказало
Поскольку
налоговая система не обладает самодостаточностью,
представляя собой лишь элемент
социально-экономической
В
итоге, одним из основных векторов российской
модернизации стало, предпринятое в
интересах преодоления
Подобная налоговая политика встречала острую критику. Несмотря на понимание необходимости поиска источников наполнения бюджета, многие разработчики налоговой, бюджетной, финансовой политики считали необходимым ослабление налогового пресса, особенно на реальный сектор экономики. Именно благодаря активности оппонентов официальному курсу, а также выносу темы на суд широкой общественности, в российскую налоговую политику были привнесены очевидные позитивные моменты, в основном связанные с наработкой опыта использования налогового инструментария для оптимизации финансовых процессов.
Тем не менее, реальных перемен, обеспечивающих увеличение налоговых поступлений за счет восстановления разрушенной экономики и повышения уровня жизни населения, в рамках периода обеспечить не удалось.
Системные
преобразования, направленные на формирование
новой налоговой системы
Не
имея навыков налогового регулирования
в рыночных условиях, реформаторы, с
одной стороны, максимально использовали
западный опыт, а с другой – испытывая
сильное давление нараставшего кризиса,
решая задачи спасения бюджета, вынужденно
учитывали отечественную
Прежде
всего, с учетом текущих реалий, основная
ставка вначале была сделана на прямое
налогообложение основных субъектов
экономической жизни. В итоге, удельный
вес налога на прибыль предприятий
и организаций в структуре
налоговых доходов государства
к середине 1990-х годов дошел
почти до 30% (при 7-8% среднемировых). Несмотря
на растущую ориентацию на косвенные
налоги, ожидания от их поступлений
оправдывались далеко не в полной
мере. Так, удельный вес НДС не достиг
25% (30-35% среднемировых). Между тем, эти
налоги наносили удар по товаропроизводителю.
Чрезмерные изъятия из прибыли ставили
предприятия на грань банкротства,
а высокий НДС снижал конкурентоспособность
товаров. Соответственно, основной проблемой
периода стали хронические
В условиях нараставшей деградации отечественной экономики, сложное положение в налоговой сфере все в большей мере спасали за счет косвенных налогов, прежде всего акцизов на сверхприбыльный бизнес, таможенных сборов и т.д. Наряду с этим, российскую налоговую практику отличало наличие довольно сумбурных действий, связанных с введением различного рода специальных и чрезвычайных налогов, изменением налоговых ставок и др.
К числу серьезных нерешенных проблем относят проблемы доминирования федеральных налогов в доходах бюджетов всех уровней, а также неупорядоченности региональных и местных налогов. Следствием этого, с одной стороны, стала финансовая несостоятельность местных властей, а с другой – быстро возраставшее число региональных налогов (около 100 видов). Данный налоговый курс вызывал острую критику, однако в основе своей сохранялся неизменным.
Открытое
недовольство сложившейся налоговой
практикой высказывали даже представители
Минфина РФ. В частности, заместитель
министра финансов России С.Д. Шаталов
настаивал на необходимости «резко
сократить количество налогов… уменьшить
налоговую нагрузку… поддержать
отечественных производителей…
сделать налоговую систему
Тем не менее, общий вектор реформ, являлся верным. Созданная в 1990-е гг. налоговая система, по своей структуре и принципам построения в основном соответствовала общепринятым рыночным схемам налогообложения. В частности, это доказал принятый в острой политической борьбе и с большим опозданием Налоговый кодекс.
Отличительной
чертой налоговой политики 1990-х годов
стало ведущее значение в системе
налогов единого социального
налога (в среднем ¼ бюджета), обусловленное
сохранением высокого уровня государственного
финансирования социальной сферы. Несмотря
на хроническую критику
Таким образом, трудности становления новой налоговой системы России были обусловлены отсутствием общей продуманной стратегии реформ, обусловившим деградацию российской экономики.
Возрастание значения налоговой политики в условиях рыночных реформ обусловило существенное усиление налоговых органов, повышение их статуса. При этом организационные инновации осуществлялись стремительно, в чем-то даже сумбурно. Так, уже в ноябре 1991 г. в изменение закона РСФСР от 21 марта 1991 г., указом Президента Государственная налоговая служба была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и превращена в самостоятельный государственный орган.
Информация о работе Налоговая политика РФ и ее совершенствования