Налоговая политика РФ и ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Экономическое содержание налоговой политики государства 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Виды и значение налоговой политики 6
2. Налоговая политика РФ 12
2.1. Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 12
2.2. Современное состояние налоговой политики РФ 22
3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой
системы 34
Выводы и предложения 41
Список использованной литературы 43

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика РФ и ее совершенствование.docx

— 73.66 Кб (Скачать документ)

     3.Установление  таких правил расчёта налогооблагаемой  массы, при которых инвестиции  в производство и производительное  накопление граждан и предприятий  фактически полностью освобождается  от налогообложения.

     Формирование налоговой политики России, результатом которой стала радикальная реорганизация налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:

     налоговая система ведущих западных стран  является образцом эффективности и  стимулирующего воздействия на экономическое  развитие;

     при копировании налоговая система  окажется столь же эффективной и  стимулирующей и для российских условий;

     конечным  итогом и целью формирования налоговой  системы России является принятие Налогового кодекса.

     В соответствии с этими убеждениями  в российские условия были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы. Между тем, по своим внешним параметрам и составу  налогов российская система налогообложения, в значительной степени копируя  западные модели, не учитывала российской специфики.

     История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и  инструментом регулирования тех  или иных социально-экономических  процессов. Например, правительства стран могут использовать налоговую систему для перераспределения доходов между членами общества, стимулировать некоторые виды деятельности. Сознательное использование налогов для достижения определенных целей происходит в рамках налоговой политики.

     Налоговая политика направлена на разрешение стоящих  перед обществом задач, среди  которых выделяют долгосрочные и  краткосрочные. Перед правительствами  развитых стран стоят следующие  долгосрочные цели: экономический рост, максимальный уровень занятости  и благосостояние населения. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, его сбалансированность на том или ином уровне по отношению  к ВВП, стимулирование инвестиционной деятельности.

     Если  налоговую политику не отрывать от фискальной, можно выделить следующие  типы бюджетно-налоговой политики:

     • дискреционную фискальную;

     •недискреционную, или политику «вмонтированных стабилизаторов».

     Дискреционной политика называется тогда, когда парламент  и правительство сознательно  вносят изменения в налоговую  систему и расходы бюджета  с целью влияния на реальный ВВП, занятость, инфляцию. Таким образом, при проведении дискреционной политики изменения в налоговой системе  зависят от решений правительства.

     Дискреционная политика может быть стимулирующей  и сдерживающей. Считается, что стимулирующую  политику целесообразно проводить  при экономическом спаде. В области  налогов она предусматривает  уменьшение налоговых изъятий из доходов граждан с целью увеличения совокупного спроса.

     В теории и практике бюджетно-налоговой  политики часто используются две  важные категории — «предельная  склонность к потреблению» и «предельная  склонность к сбережениям». Первая характеризует долю дополнительного  дохода, которую граждане расходуют  на потребление, вторая — долю сбережений в доходах. Увеличение спроса должно стимулировать рост ВВП и занятости. Совокупный спрос можно повысить посредством не только изменения  налогов, но и увеличения расходов бюджета.

     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика целесообразна  тогда, когда экономика находится  в состоянии чрезмерного подъема  и спрос превышает предложение. В таком случае возникает инфляция спроса и появляется необходимость  ограничения потребительских расходов населения. Это можно сделать, либо уменьшая расходы бюджета, либо увеличивая налоговые изъятия путем повышения  ставок налогообложения или рационализации налоговых льгот.

 

2. Налоговая политика  РФ

2.1 Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 

     К началу 1990-х годов в советской  экономической системе налоги играли вспомогательную роль, в решающей степени подчиняясь общей логике планового развития. В данной связи, сфера налоговых отношений оказалась  существенно ограниченной и максимально  формализованной. Главным источником налоговых поступлений в тотально огосударствленной, централизованной экономике СССР являлись несколько  основных налогов (на прибыль предприятий, с оборота, подоходный и др.), определение  размера и взимание которых определялись не столько объективными экономическими потребностями, сколько административно  понятой целесообразностью. В итоге, характер интересов государства  в налоговой сфере состоял  скорее в обеспечении некоего  формального присутствия фискальной политики в экономической жизни  страны.

     По  мере неуклонной радикализации экономических  преобразований, в частности, с принятием  еще на завершающем этапе «перестройки»  мер по раскрепощению частной  инициативы и разгосударствлению экономики, советская налоговая система  неизбежно стала давать сбои. Антисистемные  в своей основе попытки совместить прежнюю модель с решением новых  задач (в частности, введение в 1990 г. 5% налога с продаж) привели к тому, что налоговая политика запустила деструктивные, разбалансирующие процессы.

     Налоговую ситуацию в начале 1990-х годов существенно  осложнило углубление внутриполитического  кризиса. Уже в 1990-1991 гг. он породил  налоговое противостояние союзного и российского центров, в последующем  нашедшее продолжение в процессах  «суверенизации», создания «налоговых барьеров» на уровне субъектов Российской Федерации. Итогом данных процессов  стало существенное ослабление федерального бюджета.

     Особенно  негативное влияние на сферу налоговых  отношений оказало стремительное  нарастание кризисных явлений в  реформируемой экономике. В течение 1991-2000 гг. уровень производства в  стране сократился вдвое. В промышленности доля убыточных предприятий приблизилась к 50%, в строительстве - к 40%, в сельском хозяйстве - составила более 80%. Это  существенно сузило налогооблагаемую базу. Негативно сказались на ней  и процессы обнищания основной массы  россиян, существенно сократившие  поступления от столь значимого  для рыночных экономик подоходного  налога с населения. В итоге, проблема обеспечения налоговых поступлений  в бюджет приобрела крайнюю остроту. В частности, в отчете Счетной  палаты РФ за январь-сентябрь 1998 года отмечалось, что в это время общий сбор налогов составлял всего 49,1% от установленных  плановых заданий.

     Поскольку налоговая система не обладает самодостаточностью, представляя собой лишь элемент  социально-экономической системы, формирование новой налоговой модели происходило  одновременно с развитием параллельных блоков реформы, прежде всего, с изменениями  в системе собственности, денежно-кредитной, бюджетной, ценовой политики и т.д. В каждой из отмеченных сфер были допущены серьезные ошибки. К примеру, серьезно задерживало налоговые поступления  в казну несовершенство банковской системы, «прокрутка» налоговых  сборов в уполномоченных коммерческих банках.

     В итоге, одним из основных векторов российской модернизации стало, предпринятое в  интересах преодоления несбалансированности бюджета страны, усиление налоговой  нагрузки, причем сам порядок изъятия  налогов приобрел репрессивный характер. В частности, следствием такой политики государства стало изъятие от 60 до 80% прибыли предприятий, что, по сути, разрушило основную традиционную налогооблагаемую базу.

     Подобная  налоговая политика встречала острую критику. Несмотря на понимание необходимости  поиска источников наполнения бюджета, многие разработчики налоговой, бюджетной, финансовой политики считали необходимым  ослабление налогового пресса, особенно на реальный сектор экономики. Именно благодаря активности оппонентов официальному курсу, а также выносу темы на суд  широкой общественности, в российскую налоговую политику были привнесены очевидные позитивные моменты, в  основном связанные с наработкой опыта использования налогового инструментария для оптимизации  финансовых процессов.

     Тем не менее, реальных перемен, обеспечивающих увеличение налоговых поступлений  за счет восстановления разрушенной  экономики и повышения уровня жизни населения, в рамках периода  обеспечить не удалось.

     Системные преобразования, направленные на формирование новой налоговой системы России, были проведены уже на заре радикальных  экономических реформ. Ее общие контуры  наметил пакет налоговых законов, принятых в декабре 1991 г. и определивших как основные принципы налогообложения, так и ключевые виды налогов, сборов, пошлин. По сути, в это время произошла налоговая революция. Ее результатом было создание новой модели, основную роль в которой стали играть налог на прибыль предприятий и организаций и НДС. Это был существенный разрыв с советской традицией, где НДС отсутствовал, а налог с прибыли не играл существенной роли, поскольку прибыль и ее распределение планировались централизованно, а инвестиции в основном выделялись из госбюджета.

     Не  имея навыков налогового регулирования  в рыночных условиях, реформаторы, с  одной стороны, максимально использовали западный опыт, а с другой – испытывая  сильное давление нараставшего кризиса, решая задачи спасения бюджета, вынужденно учитывали отечественную специфику. В итоге, российская налоговая политика приобрела противоречивый характер, а вновь созданная налоговая система базировалась на разнородных источниках.

     Прежде  всего, с учетом текущих реалий, основная ставка вначале была сделана на прямое налогообложение основных субъектов  экономической жизни. В итоге, удельный вес налога на прибыль предприятий  и организаций в структуре  налоговых доходов государства  к середине 1990-х годов дошел  почти до 30% (при 7-8% среднемировых). Несмотря на растущую ориентацию на косвенные  налоги, ожидания от их поступлений  оправдывались далеко не в полной мере. Так, удельный вес НДС не достиг 25% (30-35% среднемировых). Между тем, эти  налоги наносили удар по товаропроизводителю. Чрезмерные изъятия из прибыли ставили  предприятия на грань банкротства, а высокий НДС снижал конкурентоспособность  товаров. Соответственно, основной проблемой  периода стали хронические недоимки по данным налогам.

     В условиях нараставшей деградации отечественной  экономики, сложное положение в  налоговой сфере все в большей  мере спасали за счет косвенных налогов, прежде всего акцизов на сверхприбыльный  бизнес, таможенных сборов и т.д. Наряду с этим, российскую налоговую практику отличало наличие довольно сумбурных  действий, связанных с введением  различного рода специальных и чрезвычайных налогов, изменением налоговых ставок и др.

     К числу серьезных нерешенных проблем  относят проблемы доминирования  федеральных налогов в доходах  бюджетов всех уровней, а также неупорядоченности  региональных и местных налогов. Следствием этого, с одной стороны, стала финансовая несостоятельность  местных властей, а с другой –  быстро возраставшее число региональных налогов (около 100 видов). Данный налоговый курс вызывал острую критику, однако в основе своей сохранялся неизменным.

     Открытое  недовольство сложившейся налоговой  практикой высказывали даже представители  Минфина РФ. В частности, заместитель  министра финансов России С.Д. Шаталов  настаивал на необходимости «резко сократить количество налогов… уменьшить  налоговую нагрузку… поддержать отечественных производителей…  сделать налоговую систему более  справедливой и стабильной».

     Тем не менее, общий вектор реформ, являлся  верным. Созданная в 1990-е гг. налоговая  система, по своей структуре и  принципам построения в основном соответствовала общепринятым рыночным схемам налогообложения. В частности, это доказал принятый в острой политической борьбе и с большим  опозданием Налоговый кодекс.

     Отличительной чертой налоговой политики 1990-х годов  стало ведущее значение в системе  налогов единого социального  налога (в среднем ¼ бюджета), обусловленное  сохранением высокого уровня государственного финансирования социальной сферы. Несмотря на хроническую критику правительственного курса, в рамках периода социальные проблемы решались в максимально  возможных объемах, причем ставки социальных налогов в России были в среднем  выше мировых.

     Таким образом, трудности становления новой налоговой системы России были обусловлены отсутствием общей продуманной стратегии реформ, обусловившим деградацию российской экономики.

     Возрастание значения налоговой политики в условиях рыночных реформ обусловило существенное усиление налоговых органов, повышение их статуса. При этом организационные инновации осуществлялись стремительно, в чем-то даже сумбурно. Так, уже в ноябре 1991 г. в изменение закона РСФСР от 21 марта 1991 г., указом Президента Государственная налоговая служба была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и превращена в самостоятельный государственный орган.

Информация о работе Налоговая политика РФ и ее совершенствования