Налоговая политика РФ и ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Экономическое содержание налоговой политики государства 4
1.1. Понятие налоговой системы 4
1.2. Виды и значение налоговой политики 6
2. Налоговая политика РФ 12
2.1. Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 12
2.2. Современное состояние налоговой политики РФ 22
3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой
системы 34
Выводы и предложения 41
Список использованной литературы 43

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика РФ и ее совершенствование.docx

— 73.66 Кб (Скачать документ)

     Незавершенной остается глава Налогового кодекса  РФ "Налог на недвижимость".

     Этот  шаг может быть сделан только после  серьезных организационных мероприятий, которые проводятся органами Роснедвижимости  по кадастровой оценке земельных  участков, утверждению методики такой  оценки, определению методики оспаривания  результатов оценки, совмещению информационных баз о субъекте, который владеет  соответствующим участком, и объекте (земельном участке), по оценке зданий и сооружений, которые находятся  на соответствующем земельном участке.  

     Предполагается  введение налога на жилую недвижимость. Соответствующий закон был принят в первом чтении в 2004 (если не ошибаюсь) году. Но дальнейшее его рассмотрение связано с проведением организационной  работы по рассмотрению результатов  проведенной кадастровой оценки и их утверждению. Только после этого  можно будет принять решение  о налоговой базе, налоговой ставке, поскольку налог предполагается сделать муниципальным. Этот налог  в будущем будет основным источником формирования доходов местных бюджетов. В связи с этим можно прогнозировать, что налоговая нагрузка на физических лиц возрастет. Поэтому к принятию закона будут подходить аккуратно, только после проведенной экономической оценки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой системы. 

     Современный механизм реализации обязанности по уплате налогов не отличается стабильностью. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, постоянно изменяются. Государство  находится в поиске оптимальных  форм налогообложения. Целый ряд  важнейших вопросов, затрагивающих  права граждан, регулируется подзаконными нормативными актами.

     Между тем необходимыми условиями эффективности  любой отрасли законодательства являются стабильность и однозначность  его положений, не допускающая возможности  их двойного толкования. Требование стабильности в налоговом законодательстве подразумевает, что в налоговой системе должна быть закреплена структура налогов  на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, усугубляет противоречия между властью и  субъектами налога, что делает налоговую  систему малоэффективной.

     Свидетельством нестабильности нормативной базы налогового регулирования является тот факт, что с 1 января 2006 года вступил в силу перечень из 35 федеральных законов, принятых в 2005 году, и вносящих изменения в налоговое законодательство, а с 1 января 2009 года, еще много изменений и поправок касающихся:

НДФЛ (фед. закон от 22.07.08 № 121-ФЗ).

Налог на прибыль (фед. закон от 22.07.08 № 135-ФЗ).

УСН, ЕНВД (фед. закон от 22.07.08 № 155-ФЗ).

НДС, налог  на прибыль, НДФЛ, ЕСН (фед. закон от 22.07.08 № 158-ФЗ).

Эта практика стала уже привычной и в  последние годы – достаточно рассмотреть  количество статей в профильных журналах, посвященных «вступающим в силу с 1 января изменениям в Налоговый  кодекс…».

     Построение  налоговой политики опирается на долговременные национально-государственные  интересы. Механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для  этого имеются. Анализ становления  налоговой политики выявляет следующие  упущения в ее формировании: формируя налоговую политику и создавая налоговую  систему РФ не был учтен мировой  опыт и уровни развития государств, которые занимались налоговым реформированием. Не была дана оценка экономической  ситуации в стране, поэтому возникли многочисленные противоречия. Попытки  изменить и усовершенствовать существующие налоговые противоречия поправками привели в свою очередь к нестабильности и большей противоречивости. Таким образом, нестабильность российских налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот отрицательно влияет на формирование рыночной экономики. Сама налоговая политика России направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. Принятые изменения в Налоговом кодексе не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчают жизнь состоятельных граждан. Существующая налоговая система, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает налоговые органы при осуществлении контроля за деятельностью налогоплательщиков. Не обеспечивает в полной мере ведение мониторинга и оценки их финансового состояния. Налоговая система в современном ее виде, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Требования НК РФ ограничивают возможности для проведения самостоятельной региональной налоговой политики. Таким образом, очевидно, что налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ.

     Немаловажным  фактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, является несовершенство и нестабильность налогового законодательства (правовой детерминант). По данным анкетирования, на вопрос «Как Вы оцениваете налоговое законодательство РФ» респонденты дали следующие ответы: «положительно, налоговое законодательство РФ постоянно развивается и усовершенствуется» - 8%; «налоговое законодательство РФ противоречиво и несовершенно» - 15%; «в этом законодательстве можно найти много пробелов, чем пользуются умелые предприниматели» - 43%; «отрицательно оцениваю налоговое законодательство РФ, т.к. оно устанавливает тяжелое бремя для налогоплательщиков – 23%.

     Относительно  перспектив развития налогового законодательства Российской Федерации можно сделать вывод, что в течение определенного времени будет сохраняться его нестабильность. Ставшие привычными постоянные поправки, вносимые законодателем в Налоговый кодекс, и дальше будут иметь место. Также можно предположить в дальнейшем изменение ставок подоходного налога в сторону их большей дифференцированности. В целом, совершенствование налоговой системы и налогового законодательства будет продолжено.

           В первую очередь необходимо рационализировать налоговую политику следующим образом.

     - Самый простой способ насытить  экономику ликвидностью - снизить  налоги. В частности, НДС, тогда  оборотные средства предприятий  автоматически пополнятся на  объем снижения этого налога.

     Предлагается, освобождение от НДС ввоза на территорию РФ технологического оборудования и  комплектующих, а также применение льгот по этому налогу при реализации российского высокотехнологичного оборудования. Кроме того, нужны льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимого технологического оборудования.

     - Предоставить «налоговые каникулы»  для предприятий с упрощенной  системой налогообложения (с компенсацией  выпадающих доходов для субъектов  РФ). Также для малого бизнеса  по налогу на прибыль, налогу  на имущество и земельному  налогу. Эти «каникулы» должны  охватить IV квартал 2009 года и I, II кварталы 2010 года.

     - Последовательное сокращение налоговой  нагрузки на малообеспеченные  слои населения за счет увеличения  социальных налоговых вычетов.  При этом в долгосрочной перспективе  не должна пересматриваться плоская шкала подоходного налога или увеличиваться его ставка. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

     - Содействие экспорту. Налоговое  поощрение экспорта, как правило,  связано с обложением пониженными  ставками или освобождением от  налогов, получаемых от экспорта  прибылей.

     - Понижение ставки ЕСН для научных  и инновационных организаций.  Снижение для них до 16% налога  на прибыль, исключение из налоговой  базы средств, получаемых на  инновационную деятельность напрямую  от коммерческих или некоммерческих  организаций.

     - Построение опытной отработки  методик прогнозирования и планирования  налоговых поступлений. Повышению  уровня налогового планирования  должно способствовать внедрению  в практику налоговых паспортов  субъектов Российской Федерации.  Наличие такой информационной  базы создает основу для расчета  совокупного дохода регионов, их  экономического, финансового и налогового  потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом. Должен стабильно функционировать механизм информационного взаимодействия федерального центра с региональными налоговыми органами. Структура информационных баз данных в регионах и в центре должна быть универсальной, совместимой с существующей налоговой отчетностью.

     - Повышение эффективности деятельности  налоговых органов. 

     - Преобразование ставки налога  с корпораций. Некоторые правительства  предлагают снижение ставки корпоративного  налога для иностранных инвесторов. Снижение ставки корпоративного  налога может применятся ко  всем инвестициям из-за границы  или только по вкладам в  конкретных регионах или отраслях.

     - Налогообложение отдельных отраслей. С целью ускорения развития  или укрепления позиций отдельных  отраслей правительства могут  предлагать налоговые стимулы  для инвестиций в этой отрасли.

     Потенциальный уровень доходов бюджетной системы  Российской Федерации к 2020 году будет  снижаться в первую очередь в  результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной  системы и в валовом внутреннем продукте, а также сокращения доли налогов и сборов для импорта. Повышение собираемости налогов  и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной  системы. В результате этих тенденций  уровень доходов бюджетной системы  Российской Федерации в долгосрочной перспективе при сохранении действующих  ставок основных налогов снизится с 42,1% ВВП в 2008 году до 34 - 36 % ВВП в 2020 году. Увеличение ставок страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды будет компенсировано соответствующим  снижением ставок налогов, а также  другими мерами.

     Специалистами доказывается не эффективность меры замены НДС налогом с продаж, которая проводиться во многих странах. Применение НДС имеет ряд преимуществ, в частности:

     - Концепция налогообложения добавленной  стоимости предполагает, что, несмотря  на занижение объемов продаж  в розничной торговле, значительная  доля сбора налога уже имела  место в предыдущих звеньях  цепочки. Таким образом, доход  обеспечивается за счет сбора  налога вдоль всей производственно-коммерческой  цепочки. Это важно для России  ввиду существующих высоких уровней  уклонения от уплаты налогов,  особенно в розничной торговле.

     - НДС в целом - более эффективный  (экономически нейтральный) налог,  чем налог с продаж, а именно: а) НДС облагаются как товары, так и услуги, что серьезным образом снижает уровень искажений; б) НДС не искажает потребительский выбор, поскольку имеет более широкую базу налогообложения. В случае если на все торгуемые товары и услуги начисляется единая ставка НДС (как, например, в Новой Зеландии), выбор потребителя происходит между торгуемыми и неторгуемыми товарами или услугами; в) НДС нейтрален по отношению к выбору между потреблением и инвестированием. г) При нормальном функционировании системы возмещения НДС экспортерам, налог не становится частью экспортных издержек, т.е. не подрывает конкурентоспособность экспортных товаров. д) НДС на импорт взимается относительно легко. Хотя возможны случаи уклонения от уплаты налога в отдельных звеньях цепочки поставок, НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма. е) НДС является базовым источником налоговых поступлений. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН), поэтому его реформирование, в свете ожидаемого сокращения доходности бюджетов, представляется необоснованным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  и предложения 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

Информация о работе Налоговая политика РФ и ее совершенствования