Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:09, контрольная работа
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоги и сборы являются основным источником дохода бюджета.
Основополагающими законодательными документами, устанавливающим налоговую систему Российской Федерации являются:
Налоговый кодекс 1 часть от 31.07.1998 г. № 146 (введен в действие с 01.01.1999 г.);
Налоговый кодекс 2 часть от 05.08.2000 г. №117 (введен в действие с 01.01.2001 г.).
По законодательству РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основными функциями налога являются:
1) фискальная - состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций;
2) распределительная – заключается в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-
3) регулирующая - проявляется через систему мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в процесс экономического развития общества, влияние на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру. Данная функция может также проявляться в стимулирование или сдерживание развития приоритетных для государства экономических и социальных сфер.
4) контрольная - состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Позволяет государству оценить соблюдение и эффективность налогообложения, и необходимость внесения изменения в налоговую систему и бюджетную политику.
Основными специфическими признаками налога являются:
1) денежная форма;
2) законодательный характер (налоговые отношения регулируются только законодательными, нормативно-правовыми актами);
3) как правило, безвозвратное, одностороннее движение денежных средств;
4) смена формы собственности: переход права собственности из частной - в государственную;
5) обязательность и определенность по объему и сроку налоговых платежей.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно ст.17:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) и в процентах.
Порядок исчисления налога – это действия налогоплательщика, налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога с субъекта налогообложения.
Сроки уплаты налогов и сборов, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговая система РФ
Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.
Система налогов и сборов РФ включает в себя:
1) традиционная система – она содержит виды налогов и сборов трех уровней: федеральные, региональные и местные;
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость (НДС); 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
К региональным налогам относятся:1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
2) специальные налоговые режимы - предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, традиционной системы. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, в ряде законодательно определенных случаев не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость;
2) упрощенная система налогообложения. Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере
6%. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций. В ряде случаев, предусмотренных НК РФ организации, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб. (это требование действительно по 30.09. 2012 г. включительно на основании ФЗ РФ «О о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 09.07.2009 г. №204). Не все организации имеют право применять упрощенную систему налогообложения. К этой группе относятся: банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и другие. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). В ряде случаев, предусмотренных НК РФ организации, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц , налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Виды деятельности, при которых можно перейти на уплату единого налога на вмененный дохода определены ст.346.26. НК РФ - это: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок); оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств; розничной торговли; оказания услуг общественного питания и другие;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная система налогообложения действует для инвесторов, чья деятельность попадает под действие Федерального закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.995 г. №225. Этот закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
СТРАХОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими страхование в Российской Федерации являются:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 г. № 14-фз. гл. 48 «страхование»;
2. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12 1997 г. №157;
3. Федеральный закон «О взаимном страховании» от 29.11.2007 г. №286;
4. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. №40;
5. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 г. №177.
По действующему законодательству страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Экономическое содержание страхования как относительно самостоятельной категории финансов находит свое выражение в его функциях:
1) возмещение убытков. Через механизм страхования возмещается значительная доля убытков, возникших вследствие пожаров, стихийных бедствий, техногенных катастроф и других случайных событий неблагоприятного характера;
2) социальная. Данная роль страхования проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, страховые организации оказывают большую помощь застрахованным при утрате трудоспособности и наступлении инвалидности в результате несчастных случаев и заболеваний. Страховые компании финансируют лечение и реабилитации потерпевших, компенсируют последним утраченные доходы. В случае смерти застрахованного его близким выплачиваются средства, которые позволяют не снижать достигнутый уровень жизни. Выплаты гражданам возмещения за утраченное или поврежденное имущество также способствуют сохранению достигнутого ими уровня материального достатка. Пенсионное страхование и страхование жизни способствуют реализации сберегательных потребностей населения. Тем самым страхование выполняет роль стабилизатора уровня жизни граждан;