Обслуживание и урегулирование внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.56 Кб (Скачать документ)

Введение.

     Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает  разделение государственного долга  на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства  Правительства Российской Федерации  в российских рублях, а внешний  – обязательства, возникающие в  иностранной валюте.

     Совокупный  внешний долг государства, банков и  компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского  сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.

     Рост  уровня заимствований начался со второго квартала 2009 года, до этого  внешний долг стабильно сокращался. В 2009 году выплаты компаний по внешнему долгу достигли 90 миллиардов долларов. На 2008 год пришелся пик выплат - без  учета процентов было погашено 122 миллиарда долларов задолженности. В 2010 году, скорее всего, будет погашено в 1,5-1,8 раза больше указанной в графике  выплат суммы. Эксперты объясняют это  тем, что в течение года компании будут активно рефинансироваться  через оффшоры на короткие сроки.

     В целом, участники рынка и аналитики  не ожидают проблем с погашением внешней задолженности российских компаний. "В 2010 году ситуация с выплатой внешнего долга в общем должна быть легкой, учитывая большую доступность  рефинансирования", - комментирует обстановку Олег Солнцев из Центра макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования. Вместе с тем, экономисты прогнозируют, что в 2010 году уровень внешнего долга  компаний и государства будет  увеличиваться, тогда как банки  будут сокращать объемы заемного капитала. 

       Законом о бюджете-2010 (308-фз от 2 декабря 2009) верхний  предел государственного внешнего долга  на 1 января 2011 установлен в размере 63,3 млрд.долл. или 45,2 млрд. евро, на 1.1.2012 - 83,4 млрд.долл. или 59,6 млрд.евро, на 1.1.2013 - 104,3 млрд.долл. или 74,5 млрд.евро. (ст.1).

     В этапе формирования благополучной  экономической, а в частности  и финансовой ситуации перед Российской Федерацией стоит ряд задач:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

       Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния  и изменения объема и структуры  государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга  Российской Федерации.

     Проблема  обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в  стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

     Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

 

Глава 1. Определение и значение внешнего долга.

    1. Определение государственного долга

       В научной литературе государственный  долг определяется сложившийся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают  долговые обязательства России перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).

       Кризисы на рынках долговых инструментов выявили  значение надежных методов управления долгом и потребность в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным  долгом не всегда была единственной или  даже главной причиной возникновения  этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей  долговых обязательств правительства  нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными  макроэкономическими рамками рискованные  методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических  и финансовых потрясениях.

       Причины рискованности структур долга нередко  кроются в проведении необоснованной экономической политики - бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и курсовой. Надежная политика управления долгом позволяет  снизить уязвимость при распространении  кризисных явлений и финансовых рисков.

       Государственный долг – это сумма задолженности  государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных  операций внутри страны государство  является обычно заемщиком средств, а население, предприятия  и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

       Согласно  п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права».

       Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

       Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

       Внешний долг – обязательства, возникающие  в иностранной валюте. В трактовке  федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых  РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным  организациям», утратившего силу при  введении в действие Бюджетного кодекса, использовалось иное определение:

       «Государственными внешними заимствованиями РФ – привлекаемые из иностранных источников (иностранных  государств, их  юридических лиц  и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные  финансовые обязательства РФ как  заемщика финансовых средств или  гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют  государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени  соответствует принятым в международной  практике определениям внешнего долга.

       Внешний долг включает в себя обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ, и сумма основного долга  по кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. 

    1. Влияние внешнего долга на российскую экономику
 

       Внешний долг, то есть накопленная задолженность  субъектов хозяйствования и органов  власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в.. Эта ситуация соответствует  современным тенденциям, которые  свидетельствуют о том, что мировая  экономика дефицитна и имеет  ярко выраженные долговые черты. Подавляющее  число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для  осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической  политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение  привлечённых и предоставленных  средств неодинаково, однако практически  везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

       Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, экономические  спады в стране, кризисы различных  сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга –  политические интересы, приводящие к  увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

       Чем обременительнее для страны накопленный  внешний долг, тем в большей  мере его обслуживание вовлекается  во взаимодействие с функционированием  всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

       Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности  чрезмерного роста внешнего долга  с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной  кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном  кредитном  цикле, таких как привлечение, использование, погашение, – неблагоприятные  последствия  чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией  его погашения; новые же займы  для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные  доходные источники, позволяют более  гибко маневрировать на всех стадиях  бюджетного процесса. В то же время  неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В  любом случае степень и последствия  взаимодействия зависят главным  образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

       В условиях обременительного внешнего долга  существенно возрастают трудности  в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными  резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных  последствиях в случае чрезмерной девальвации  национальной валюты, относительно занижения  ее реального курса.

       Финансовая  неустойчивость мировой экономики  приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и  регионы к поиску новых экономических  моделей, обеспечивающих необходимый  баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических  отношениях. Составной частью такой  экономической модели является система  управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие  на развитие национальной экономики  России по нескольким направлениям:

  • усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;
  • сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
  • дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

       Совокупность  этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую  систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства  экономических решений на государственном  уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии  и тактики управления внешней  задолженностью и их увязка с другими  направлениями экономической политики государства являлось на современном  этапе задачей исключительной важности.

       Внешние заимствования представляли собой  источник финансовых ресурсов для органов  власти. Их особенность заключалась  в том, что, хотя всеми правами  в сфере привлечения и использования  международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России