Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:04, курсовая работа
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.
Введение.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный
внешний долг государства, банков и
компаний России в 2010 году составил 123
миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ".
Из них 21 миллиард долларов приходится
на госдолг, 32,3 миллиарда долларов -
на внешние заимствования
Рост
уровня заимствований начался со
второго квартала 2009 года, до этого
внешний долг стабильно сокращался.
В 2009 году выплаты компаний по внешнему
долгу достигли 90 миллиардов долларов.
На 2008 год пришелся пик выплат - без
учета процентов было погашено 122
миллиарда долларов задолженности.
В 2010 году, скорее всего, будет погашено
в 1,5-1,8 раза больше указанной в графике
выплат суммы. Эксперты объясняют это
тем, что в течение года компании
будут активно
В
целом, участники рынка и аналитики
не ожидают проблем с погашением
внешней задолженности
Законом о бюджете-2010 (308-фз от 2 декабря 2009) верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2011 установлен в размере 63,3 млрд.долл. или 45,2 млрд. евро, на 1.1.2012 - 83,4 млрд.долл. или 59,6 млрд.евро, на 1.1.2013 - 104,3 млрд.долл. или 74,5 млрд.евро. (ст.1).
В этапе формирования благополучной экономической, а в частности и финансовой ситуации перед Российской Федерацией стоит ряд задач:
Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Глава 1. Определение и значение внешнего долга.
В
научной литературе государственный
долг определяется сложившийся к
данной дате суммой дефицита федерального
бюджета за вычетом положительного
сальдо (профицита) этого бюджета. На
практике государственным долгом считают
долговые обязательства России перед
физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными
организациями и иными
Кризисы
на рынках долговых инструментов выявили
значение надежных методов управления
долгом и потребность в эффективно
работающем и надежном рынке капитала.
Хотя политика управления государственным
долгом не всегда была единственной или
даже главной причиной возникновения
этих кризисов, структура сроков погашения,
процентный и валютный состав портфелей
долговых обязательств правительства
нередко способствовали обострению
кризиса. Даже в ситуациях с надежными
макроэкономическими рамками
Причины рискованности структур долга нередко кроются в проведении необоснованной экономической политики - бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и курсовой. Надежная политика управления долгом позволяет снизить уязвимость при распространении кризисных явлений и финансовых рисков.
Государственный долг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем
находящимся в федеральной
Государственные
долговые обязательства могут
Внешний
долг – обязательства, возникающие
в иностранной валюте. В трактовке
федерального закона от 26 декабря 1994г.
№76 «О государственных внешних
«Государственными
внешними заимствованиями РФ – привлекаемые
из иностранных источников (иностранных
государств, их юридических лиц
и международных организаций) кредиты
(займы), по которым возникают
Внешний
долг включает в себя обязательства
по государственным гарантиям, предоставленным
РФ, и сумма основного долга
по кредитам правительств иностранных
государств, кредитных организаций,
фирм и международных финансовых
организаций.
Внешний
долг, то есть накопленная задолженность
субъектов хозяйствования и органов
власти перед нерезидентами, - ключевой
фактор экономического развития России
в XXI в.. Эта ситуация соответствует
современным тенденциям, которые
свидетельствуют о том, что мировая
экономика дефицитна и имеет
ярко выраженные долговые черты. Подавляющее
число государств испытывает недостаток
собственных финансовых ресурсов для
осуществления внутренних платежей,
покрытия дефицита государственного бюджета,
проведения социально-экономической
политики и выполнения обязательств
по уже осуществлённым внешним заимствованиям.
В разных странах соотношение
привлечённых и предоставленных
средств неодинаково, однако практически
везде, в том числе и в России,
сложилась экономическая
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Можно
выделить определенный характер взаимодействия
внешних заимствований с
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
Совокупность
этих качественных показателей дает
основания характеризовать
Внешние
заимствования представляли собой
источник финансовых ресурсов для органов
власти. Их особенность заключалась
в том, что, хотя всеми правами
в сфере привлечения и
Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России