Обслуживание и урегулирование внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.56 Кб (Скачать документ)
 

2.3 Кредиторы России 

     За  последние годы инвесторы стали  намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению  всех долговых показателей страны.

     Однако  основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать  внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.

     Опыт  ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла  и др.) показывает, что правительства  государств, имеющих сырьевую специализацию  экспорта и подверженных влиянию  мировой конъюнктуры, имеют возможность  воспользоваться периодами высоких  цен на сырье для накопления временных  избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или  фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета  и погашения внешнего долга в  неблагоприятные периоды или  после истощения природных ископаемых.

     Существующие  в различных странах мира государственные  фонды финансовых ресурсов, формируемые  за счет «избыточных» или дополнительных (в случае более высоких цен  на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных  ресурсов, условно можно разделить  на три типа:

  • стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Нигерия, Чили);
  • фонды будущих поколений (Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);
  • бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

     Первые  два типа фондов связаны с аккумулированием тем или иным образом части  доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными  типами фондов заключается в целях  создания фондов. Стабилизационные фонды  создаются для сглаживания колебаний  в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды  будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как  месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты  дополнительных платежей населению  территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды  выполняют смешанные роли (например, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии, Новая Гвинея).

     Целью третьего типа фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада  или неблагоприятной конъюнктуры  на мировых сырьевых рынках.

     Механизм  формирования Стабилизационного фонда  и направления его использования, предусмотренные в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации  в части создания Стабилизационного  фонда Российской Федерации», основаны на мировой практике. 

     2.3.1  Задолженность перед странами – Членами Парижского клуба 

       Парижский клуб – неинституциализированное объединение  стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное  в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся  стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

       Долг  СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37.6 млрд. долларов.  В январе 1992 г. правительство РФ заключило  рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения  долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали  три его пересмотра, связанные  с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

       Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами - членами  Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу 38 млрд. долларов. Долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, а с активами дело обстояло иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер  России А. Чубайс подписал «Меморандум  о взаимопонимании...», определяющий условия присоединения России к  Парижскому клубу кредиторов. По Меморандуму  он от имени России добровольно отказался  от половины финансовых активов, простив  их российским должникам по предложению  Парижского клуба. Они были пересчитаны  по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает  средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов. Это первый итог.

       Правительство России взяло на себя обязательства  обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу.

       Другим  ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство  о первоочередности оплаты процентов  и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями «о равном подходе», включенными во все Соглашения с кредиторами Парижского клуба, наша страна фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение не давало возможности для России урегулировать долг и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов.

       В середине 2004 года для покрытия бюджетного дефицита Германия разместила облигации  Aries, получение дохода по которым привязано к выплате российского долга перед эмитентом по соглашению с Парижским клубом. О выпуске этих бумаг российское правительство было уведомлено в последний момент. Механизм досрочного погашения долга стал разрабатываться во многом именно потому, что Германия могла разместить аналогичные инструменты в 2005 году. Бесконтрольное увеличение объема торгуемого долга, так или иначе привязано к суверенным обязательствам России, невыгодно ей хотя бы потому, что при этом возрастает число кредиторов.

       Именно  отсутствие договоренности  с Парижским  клубом о досрочной выплате  части  долга сдерживало рост цен на рынке. В мае 2005 года было подписано соглашение о досрочном погашение долга. Хотя никаких скидок за досрочное  погашение страна не получила, выплата 15 млрд. долларов. В 2005 году позволяет  сэкономить около 6 млрд. долларов. На процентных платежах за 2005-2020 года (рис. 1), а также  обезопасить себя от новых выпусков облигаций, таких как Aries. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга, а не на реализацию инфраструктурных проектов.

        Россия надеялась, что в 2006 году ей разрешат досрочно погасить еще 10 млрд. долларов долга. Вероятность этого  была очень высока, тем более что  досрочные погашения становятся для Парижского клуба обычным  делом: в 2005 году он заключил соответствующие  соглашения с Перу и Польшей.

     Рис. 1. Экономия на процентных платежах Парижскому клубу благодаря досрочному погашению долга. 

       16.02.2007 Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки состояния внешней задолженности Российской Федерации и осуществления расчетов по долговым обязательствам перед странами-членами Парижского клуба кредиторов в Минфине России и в Банке внешнеэкономической деятельности СССР за период с 2003 г. по III квартал 2006 г.

       На  Коллегии отмечалось, что за период с 1 января 2003 г. объем задолженности  Российской Федерации по основному  долгу перед странами-членами  Парижского клуба сократился на 92,6 процента. Это сокращение произошло  в основном за счет осуществленных в 2005-2006 гг. досрочных погашений обязательств Российской Федерации по долгу бывшего  СССР. Долг бывшего СССР перед Австралией, Австрией, Бельгией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией, США, Швейцарией, Швецией и Японией полностью  погашен по цене 100 процентов от номинала. Также по номиналу погашена задолженность  перед Финляндией, за исключением  задолженности, погашение которой  предусмотрено производить товарными  поставками. Долг перед Германией и Нидерландами, а также часть долга перед Францией и Великобританией  погашен по ценам, превышающим номинал.

       В ходе выборочной проверки несоответствий осуществленных операций по погашению  и обслуживанию задолженности условиям межправительственных соглашений не выявлено. Досрочное погашение долга перед  странами-членами Парижского клуба, а также компенсационные выплаты  были произведены за счет средств  Стабилизационного фонда Российской Федерации. По расчетам, проведенным  в ходе осуществленной Счетной палатой  проверки, номинальная экономия расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в 2006-2028 гг., уменьшенная  на объем осуществленных компенсационных  выплат (сумм, превышающих номинал  долга), оценивается в 6,6 млрд. долл. США.

       Вместе  с тем, на Коллегии отмечалось, что  при регистрации обязательств Российской Федерации по долгу бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба кредиторов не были соблюдены  требования Бюджетного кодекса в  части сроков внесения информации о  долговых обязательствах в Государственную  долговую книгу Российской Федерации. Кроме того, в нарушение Инструкции по бюджетному учету не ведется аналитический  учет долговых обязательств Российской Федерации перед странами-членами  Парижского клуба кредиторов. 

       2.3.2  Задолженность бывшим странам – членам СЭВ 

       Россия  взяла на себя обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и  перед бывшими социалистическими  странами. Остатки задолженности  предполагается гасить в основном товарными  поставками. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, например, с Китаем и Румынией.

       Кроме осуществления денежных расчетов и  погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при  погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы  уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией  и Венгрией на сумму погашения  долга 3,3 млрд. долларов США. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долларов США.

       Задолженность бывшим странам СЭВ за июль 2010 года сократилась на 17,8 млн. долларов США  и на 1 августа составила 1 млрд. 219 млн. долларов США (932,3 млн. евро). Коммерческая задолженность бывшего СССР выросла  на 19,3 млн. долларов США - до 806,5 млн. долларов США (616,8 млн. евро). Задолженность перед  международными финансовыми организациями  сократилась на 35,9 млн. долларов США  и составила 3 млрд. 398 млн. долларов США (2 млрд. 598,9 млн. евро). 

       2.3.3  Задолженность кредиторам Лондонского клуба 

       Лондонский  клуб – международное объединение  частных коммерческих банков, сформирован  в конце 70-х годов для решения  проблем, возникших из-за неспособности  ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю  задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами  задолженности перед частными коммерческими  банками, кредиты которых не находятся  под защитой государственных  гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран  мира.

       В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный  комитет (БКК). БКК является органом  выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами  СССР. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего  СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным  государственными компаниями, заключенным  до 31 декабря 1991 года.

       Переговоры  с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.

       Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде  стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы  предоставляли Внешэкономбанку  отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского  клуба был предоставлен 21 ролл-овер.

Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России