Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:04, курсовая работа
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.
В
ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне
правительство РФ и члены Банковского
консультативного комитета Лондонского
клуба подписали Меморандум о
согласованных принципах
Эмитентом
облигаций выступал Внешэкономбанк,
но согласно постановлению правительства
от 15 сентября 1997 года эти обязательства
по статусу были приравнены к долговым
обязательствам государства. Часть
каждого платежа по облигациям должна
была осуществляться деньгами, другая
часть выплачивалась
В соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 июля 2009 года Минфин России предложил всем кредиторам —держателям так называемых долговых инструментов Лондонского клуба, не принявшим участие в предыдущих операциях обмена, урегулировать остаток обязательств по этим инструментам на условиях этого распоряжения. В результате в конце 2009 года Минфин заключил с кредиторами, принявшими предложение, договоры купли–продажи этих ценных бумаг и перевел в пользу кредиторов около $1 млн в обмен на получение от них инструментов PRINs и IANs.
Российское
министерство финансов полностью погасило
задолженность бывшего СССР перед
Лондонским клубом кредиторов. В дальнейшем
вести переговоры с кредиторами,
не проявившими активности или не
согласившимися на предложение о
погашении долга, сделанное Россией
в 2009 году, не планируется.
2.3.4 Международный
валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
МВФ
сегодня координирует международное
сотрудничество в валютно-финансовой
сфере, оказывает финансовую поддержку
странам, являющимся его членами, для
преодоления временных
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.
Россия
уже использовала часть механизмов
финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году
на сумму 1 млрд. долларов сроком на 5 лет
и в 1995 году на сумму 6 млрд. долларов
сроком на 5 лет с отсрочкой на
3 года и 3 месяца. На системные преобразования
в 1993 г. был получен транш STF в размере
1,54 млрд. долларов сроком на 10 лет с
отсрочкой погашения в течение
4,5 года и в 1994 г. - 1,5 млрд. долларов (на
тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен
кредит по программе расширенного кредитования
EFF в размере 9,2 млрд. долларов (на 10 лет
с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование
России приостановлено Фондом в 1999 году.
С 2000 года отношения России с МВФ
вступили в новый этап, отличающийся
двумя особенностями. Первая состоит
в значительном изменении взаимосвязи
кредитов Фонда и процедуры принятия
решений об их предоставлении с реструктуризацией
российской внешней задолжности. Вторая
связана со стабилизацией валютно-
Участие
в Фонде способствовало стабилизации
денежного обращения России и
перестройке ее экономики. Экономические
программы правительства в
Выделяет
ряд положительных факторов участия
России в МВФ. Одним из существенных
можно считать облегчение проблемы
реструктуризации внешней задолжности.
Благодаря подписанию соглашения о
реструктуризации задолжности как
с Парижским, так и с Лондонским
клубами кредиторов удалось снизить
давление бремени платежей по внешнему
долгу на федеральные расходы, стабилизировать
внешнюю кредито- и платежеспособность
и международные кредитные
Перестав
быть заемщиком МВФ, Россия получила
возможность продолжать реформы
естественных монополий, банковской, пенсионной,
налоговой, жилищно-коммунальной систем
с большим учетом своих национально-
На
протяжении истекшего десятилетия
кредиты МВФ выполняли двоякую
роль. Они выступали источником пополнения
доходной части бюджета и служил
для внешних кредиторов гарантией
принятия российским правительством мер,
согласованных с МВФ и
31
января 2004 года Россия при помощи
накопленной в стабфонде суммы
полностью погасила долг МВФ
в размере 3,3 миллиарда долларов.
Досрочное погашение сэкономило
204 млн. долларов процентных
2.3.5 Коммерческие
кредиторы
Коммерческая
задолженность бывшего СССР, образовавшаяся
в результате неоплаты поставок товаров
и оказанных услуг по контрактам
советских внешнеторговых организаций,
заключенным с иностранными фирмами-поставщиками
до 4 января 1992г., оценивается примерно
в 4 млрд. долларов, в том числе
на учете во Внешэкономбанке - около
1,8 млрд. долларов. Проблема затрагивает
интересы порядка трех тысяч кредиторов.
Основную часть из них составляют
компании и предприятия из большинства
развитых стран мира, на долю которых
приходится 2/3 суммы задолженности
(оставшаяся часть долга выкуплена
банками и финансовыми
Сумма коммерческой задолженности бывшего СССР, информирует Министерство финансов РФ, по состоянию на 1 октября 2010 года равнялась 821,1 миллионам долларов или 603,8 миллионов евро. Это на 1,1% меньше, чем было на 1 января 2010 года.
2.3.6 Всемирный
банк
Международный
банк реконструкции и развития (Всемирный
Банк) – международная финансовая
организация, учрежденная в результате
Бреттон-Вудской конференции в 1944
г. Первоначально банк ориентировался
на восстановление экономики стран
Западной Европы, а сегодня, предоставляет
займы или гарантии кредитов 177 странам,
входящим в эту группу. Главным
образом, банк кредитует развивающиеся
государства на рыночных условиях под
правительственные гарантии. Банк аккумулирует
свои ресурсы путем выпуска
Кроме
финансирования таких проектов, как
строительство дорог, электростанций
и школ, Банк предоставляет ссуды
на реструктуризацию экономической
системы страны, финансируя так называемые
программы структурной
Наряду с Всемирным Банком
группа MБРР включает в себя
Международную финансовую
Решения
во Всемирном Банке и МВФ
Примечание:
В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного
банка 9,8 млрд. долларов на реструктуризацию
угольной отрасли. Из них 5,4 млрд. долларов
было направлено в бюджет и исчезло.
2.4 Государственный внешний долг России на 2010 год
Таблица
2. Структура государственного внешнего
долга по состоянию на 1 января 2010
года
Наименование | Сумма, млн. долларов США | Сумма, млн. ЕВРО |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба | 999,8 | 696,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба | 1 820,4 | 1268,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1 300,1 | 906,2 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 830,5 | 578,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3793,9 | 2644,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 239,6 | 18290,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | 1775,3 | 1 237,5 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 881,4 | 614,4 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) | 37 641,0 | 26 237,9 |
2.5 Должники России
Доставшиеся
России в наследство от Советского
Союза требования по предоставленным
другим странам кредитам составляют
внушительную сумму, однако, возврат
этих денег оказался более проблематичным,
чем можно было ожидать. Кредиты
давали государствам – членам СЭВ,
а также дружественным странам
развивающегося мира, на которые делала
ставку советская внешняя политика.
Они предназначались на оплату поставляемого
промышленного оборудования и технической
помощи, так и (в значительной части)
оружия и военной техники. Политические
мотивы при этом превалировали над
соображениями
В
условиях коренного изменения
Лишь немногие страны, и среди
них в первую очередь Индия,
признали долг в полном объеме
и погашают его, однако с
большим отставанием от
Будучи
уже самостоятельным
Если задолжность стран СНГ перед Россией по государственной линии в конце 90-х годов значительно уменьшилась, то перед частными российскими хозяйственными структурами и бюджетными организациями она выросла к началу 2003 года до 5,3 млрд. долл. Львиная доля этих долгов связана с экспортом российских газа и электроэнергии и приходится на Украину.
Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России