Обслуживание и урегулирование внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.56 Кб (Скачать документ)

       В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне  правительство РФ и члены Банковского  консультативного комитета Лондонского  клуба подписали Меморандум о  согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего  СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются  лишь проценты. 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о  реструктуризации внешней задолженности  СССР зарубежным коммерческим банкам. 10,4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - 24 млрд. долларов (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - 8,3 млрд. долларов (облигации - Interest Accrual Notes - IAN).

       Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства  от 15 сентября 1997 года эти обязательства  по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть  каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными  облигациями (IANs). С течением времени  денежная часть выплат должна была возрастать.

       В соответствии с распоряжением правительства  РФ от 30 июля 2009 года Минфин России предложил  всем кредиторам —держателям так  называемых долговых инструментов Лондонского  клуба, не принявшим участие в  предыдущих операциях обмена, урегулировать  остаток обязательств по этим инструментам на условиях этого распоряжения. В  результате в конце 2009 года Минфин заключил с кредиторами, принявшими предложение, договоры купли–продажи этих ценных бумаг и перевел в пользу кредиторов около $1 млн в обмен на получение  от них инструментов PRINs и IANs.

       Российское  министерство финансов полностью погасило задолженность бывшего СССР перед  Лондонским клубом кредиторов. В дальнейшем вести переговоры с кредиторами, не проявившими активности или не согласившимися на предложение о  погашении долга, сделанное Россией  в 2009 году, не планируется. 

       2.3.4  Международный валютный фонд 

     Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая международная  валютно-финансовая организация, учрежденная  в 1944 году в результате Бреттон-Вудских  соглашений с целью поддержания  стабильности международной валютной системы и снижения торговых и  валютных барьеров между странами.

     МВФ сегодня координирует международное  сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку  странам, являющимся его членами, для  преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует  их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов  стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы  обычного кредитования stand-by, программы  расширенного кредитования EFF, программы  льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных  преобразований STF).

     Кредиты МВФ могут быть получены лишь после  того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.

     Россия  уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму 1 млрд. долларов сроком на 5 лет  и в 1995 году на сумму 6 млрд. долларов сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере 1,54 млрд. долларов сроком на 10 лет с  отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. - 1,5 млрд. долларов (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере 9,2 млрд. долларов (на 10 лет  с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году.  С 2000 года отношения России с МВФ  вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит  в значительном изменении взаимосвязи  кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией  российской внешней задолжности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового  положения России.

     Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и  перестройке ее экономики. Экономические  программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком  Фонда, составлялись с учетом рекомендаций его экспертов. Вступление России  в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему.

     Выделяет  ряд положительных факторов участия  России в МВФ. Одним из существенных можно считать  облегчение проблемы реструктуризации внешней задолжности. Благодаря подписанию соглашения о  реструктуризации задолжности как  с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов  удалось снизить  давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать  внешнюю кредито- и платежеспособность и международные кредитные отношения  без ущерба для внутренней экономики  и национальной денежно-кредитной  системы.

     Перестав  быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы  естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических  интересов.

     На  протяжении истекшего десятилетия  кредиты МВФ выполняли двоякую  роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией  принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение  состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного  обслуживания внешнего долга.

     31 января 2004 года Россия при помощи  накопленной в стабфонде суммы  полностью погасила долг МВФ  в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 млн. долларов процентных платежей

 

       2.3.5  Коммерческие кредиторы 

     Коммерческая  задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров  и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов, в том числе  на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов. Проблема затрагивает  интересы порядка трех тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства  развитых стран мира, на долю которых  приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена  банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских  функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям. В  настоящее время выверка задолженности  осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах  клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

       Сумма коммерческой задолженности бывшего  СССР, информирует Министерство финансов РФ, по состоянию на 1 октября 2010 года равнялась 821,1 миллионам долларов или 603,8 миллионов евро. Это на 1,1% меньше, чем было на 1 января 2010 года.

 

       2.3.6  Всемирный банк 

     Международный банк реконструкции и развития (Всемирный  Банк) – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран  Западной Европы, а сегодня, предоставляет  займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным  образом, банк кредитует развивающиеся  государства на рыночных условиях под  правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

     Кроме финансирования таких проектов, как  строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды  на реструктуризацию экономической  системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется  портфель займов общей суммой, превышающей 250 млрд. долларов.

       Наряду с Всемирным Банком  группа MБРР включает в себя  Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий  по инвестициям и другие международные  финансовые организации. 

     Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются  голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены  этих организаций. Количество голосов  во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, США имеют примерно 18% голосов, а восемь крупнейших индустриальных стран («Большая восьмерка») в целом - 42%. Из-за уровня своего вклада, голос  США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

     Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка 9,8 млрд. долларов на реструктуризацию угольной отрасли. Из них 5,4 млрд. долларов было направлено в бюджет и исчезло.  

2.4 Государственный внешний долг России на 2010 год

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года 

Наименование Сумма, млн. долларов США Сумма, млн. ЕВРО
Задолженность перед официальными кредиторами  — членами Парижского клуба 999,8 696,9
Задолженность перед официальными кредиторами  — не членами Парижского клуба 1 820,4 1268,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 300,1 906,2
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 830,5 578,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3793,9 2644,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18290,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) 1775,3 1 237,5
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 881,4 614,4
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией) 37 641,0 26 237,9
 

2.5 Должники России

     Доставшиеся России в наследство от Советского Союза требования по предоставленным  другим странам кредитам составляют внушительную сумму, однако, возврат  этих денег оказался более проблематичным, чем можно было ожидать. Кредиты  давали государствам – членам СЭВ, а также дружественным странам  развивающегося мира, на которые делала ставку советская внешняя политика. Они предназначались на оплату поставляемого  промышленного оборудования и технической  помощи, так и (в значительной части) оружия и военной техники. Политические мотивы при этом превалировали над  соображениями кредитоспособности получателей и рисками невозврата.

     В условиях коренного изменения расстановки  сил на международной арене после  распада Варшавского договора, СЭВ, а затем и СССР, последующего военного и политического ослабления Росси  многие должники не замедлили воспользоваться  ситуацией, чтобы отказаться от своевременного выполнения своих обязательств, а  то и вовсе потребовать полного  списания долга. Большинство из них  относилось к бедным и беднейшим  странам с хроническим пассивом платежного баланса, которым даже и  при желании расплачиваться было нечем.

       Лишь немногие страны, и среди  них в первую очередь Индия,  признали долг в полном объеме  и погашают его, однако с  большим отставанием от первоначально  предусмотренного графика. Препятствием  к выполнению обязательств  со  стороны Ливии и Ирака стали  санкции против этих стран,  предпринятые международным сообществом.  Помимо значительных просрочек  приходится мириться с тем, что долг погашается не валютой, а на 90% товарами соответствующих стран или различными другими способами.

     Будучи  уже самостоятельным государством, Россия предоставляла кредиты другим странам СНГ первоначально для  покрытия их пассивного сальдо в расчетах с ней. Со второй половины 1993 года и  до начала 2000 года страны СНГ получили дополнительных кредитов на 900 млн. долл. для оплаты поставок конкретных российских товаров и частично для финансирования просроченной задолжности перед  Россией.

     Если  задолжность стран СНГ перед  Россией по государственной линии  в конце 90-х годов значительно  уменьшилась, то перед частными российскими  хозяйственными структурами и бюджетными организациями она выросла к  началу 2003 года до 5,3 млрд. долл. Львиная  доля этих долгов связана с экспортом  российских газа и электроэнергии и  приходится на Украину.

Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России