Обслуживание и урегулирование внешнего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний – обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов, пишет "Коммерсантъ". Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.56 Кб (Скачать документ)

       Для принятия решения о внешнем займе  должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

  1. финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
  2. возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;
  3. цена внешних финансовых ресурсов;
  4. степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

       Ни  один из этих факторов не учитывался в  полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что  привело к катастрофическому  нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 1 июля 2001 составил 156,8 млрд. долл.).

     Ситуация  начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась  устойчивая тенденция к росту  экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют  многие факты, один из которых –  увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.

По данным Минфина, на 1 января 2003 г. объем государственного внешнего долга составил 125,7 млрд., на 1 января 2004 г. – 121,7 млрд., на 1 января 2005 г. – 114,1 млрд., на 1 января 2006 г. – 76,5 млрд., на 1 января 2007 г. – 52,0 млрд., на 1 января 2008 г. – 44,9 млрд., на 1 января 2009 г. – 40,6 млрд., на 1 января 2010 г. – 37,6 млрд. долларов.

Удачно  разместив первый за последнее десятилетие  внешний долг, Минфин предлагает сократить  объем займов на 2011-2012 годы. Вместо заложенных в бюджете 20 миллиардов долларов можно  занять 14 миллиардов долларов, считает  замглавы Минфина Дмитрий Панкин.

Правда, и это не означает, что Россия обязательно займет все деньги. "Мы сейчас видим, что нам не нужно  занимать такие большие объемы, и  даем сигнал рынку, что объемы будут  сокращаться", - передают информагентства  слова Панкина. Более того, не исключает  он, возможно, получится вообще обойтись без внешних займов.

Кроме того, считает замминистра, Россия могла  бы предложить внешним рынкам новый  инструмент и рублевые займы. Долги  в национальной валюте выпускают  все ведущие страны, напомнил он. Это снижает риски для бюджета  и экономики. Еще один плюс - такой  подход поможет продвинуть рубль  в качестве международной валюты. Правда, никакого решения по поводу выпуска еврооблигаций, номинированных в национальной валюте, пока не принято, уточнил Панкин.

Сокращению  планов по внешним займам помогают высокие цены на нефть. Напомним, что  дефицит бюджета в 2011-2012 годах  ранее планировался на уровне 4,3 и 3 процентов соответственно, но цены на нефть в расчетах закладывались 59-60 долларов за баррель. Однако в ближайшие  дни минэкономразвития намерено уточнить свой прогноз и, скорее всего, оно предложит правительству  новые ориентиры по нефтяным ценам. В этом году верхняя "планка" по внешним займам была установлена  на уровне 17,8 миллиарда долларов, на прошлой неделе Минфин провел дебютное размещение на общую сумму 5,5 миллиарда  долларов.

Кстати, не факт, что эта разница будет  покрываться за счет увеличения внутреннего  долга. Минфин будет принимать решение  в зависимости от доходов бюджета, пояснил Панкин. Если дефицит бюджета  останется на нынешнем уровне (3,2 процента ВВП), то добирать разницу на внутреннем рынке и не потребуется. Сократить дефицит, может рост экономики выше запланированных 3-3,4 процента и цены на нефть выше 70 долларов за баррель. Впрочем, совсем недавно вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин уже предположил, что ВВП1 может прибавить в этом году 4 процента. Средняя цена на нефть в этом году, по данным Минфина, держалась выше 75 долларов за баррель.

 

Глава 2. Формирование внешнего долга, кредиторы  и должники России.

2.1 Внешняя задолженность СССР

       Причинами образования внешнего долга России  послужили как ее займы после 1991 года, так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.

       Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд. долларов (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долларов (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, «кредитов перестройки», дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

         Еще 30 млрд. долларов задолженности  было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства  предоставили СССР ряд многомиллиардных  кредитов. Лидеры ведущих государств  Западной Европы пошли на предоставление  СССР кредитов, не обнаруживая  своих подлинных целей, и перед  руководством СССР не ставилась  задача провести радикальные  экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей  причиной предоставления этих  кредитов. Западные государства,  предоставляя СССР, а затем Российской  Федерации кредиты, по сути, оплачивали  этими средствами определенные  политические решения руководства  СССР, а затем и руководства  Российской Федерации. Договор  о правопреемстве в отношении  внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. 

       По  официальным данным, признанный Россией  долг СССР составлял в 1991 году 95,1 млрд. долларов. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долларов. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5%  были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.

       На  краткосрочную задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне  60 млрд. долларов. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.

       Российское  Министерство финансов приступило к  последнему этапу погашения коммерческой задолженности СССР. С этой целью финансовое ведомство завершает обмен долга на еврооблигации Российской Федерации.

       Как сообщили представители ведомства, "Министерство финансов Российской Федерации объявило сегодня о  своем третьем и окончательном  предложении об обмене подлежащей урегулированию коммерческой задолженности бывшего  СССР на еврооблигации Российской Федерации  с окончательной датой погашения  в 2010 году и еврооблигации Российской Федерации с окончательной датой  погашения в 2030 году", - говорится  в информационном сообщении.

       По  словам главы департамента госдолга Минфина Константина Вышковского, пока точная сумма долга для обмена еще не определена, так как "выверка  продолжается". Однако уже на данный момент можно с уверенностью сказать, что она не превысит 500 миллионов  долларов. 

2.2 Внешняя задолженность России 

       В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению  внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года 57 млрд. долларов достиг в начале 1993 96.6 млрд. долларов и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили  уже более 110 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом  на 15 млрд. долларов в первую очередь  за счет привлечения займов международных  финансовых организаций.

       Причинами стремительного роста задолженности  стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение  ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением  экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение  внешнего долга к ВНП сократилось  до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый основан на сопоставлении  задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления  с ВВП.

       В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. Также границей опасности считается  отношение процентных платежей к  экспорту 15- 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

       Отношение размера государственного долга  к валовому внутреннему продукту (ВВП) – основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний  долг России сравнялся с ВВП (на тот  момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными  странами третьего Мира).

       По  официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123.5 млрд. долларов, из которых 91,4 млрд. долларов - составляли долги, доставшиеся  в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до 129 млрд. долларов, и, этот рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить  дефолт по внутреннему долгу. Во второй половине 1998 года произошла конвертация  части внутреннего долга во внешний  – объем задолженности на конец 1998 года составил уже - 156,6 млрд.долларов, а в 1999 году достиг своего исторического  пика - 167 млрд. долларов (более 90% ВНП  в долларовом исчислении) В 1997-98 годах  затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

       С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления  новых заимствований происходит постепенное (до 10 млрд. долларов в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части  задолженности бывшего СССР долг сократился до 148.7 млрд. долларов, в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до 138 млрд. долларов;  в 2002 – сократился до 130 млрд. долларов. В  последние годы также наблюдается  тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %, 2004 - по оценкам  Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9% , 2005 - 23,5%). По состоянию на 1 января 2003 года внешняя  задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг  сократился на 353,3 млрд. рублей (5,4 млрд. долларов) и составлял на 1 января 2005 года 3 трлн. 172,8 млрд. рублей (114,3 млрд. долларов).

       Таблица 1. Внешний долг России

   
Годы Внешний долг

(млрд. долларов)

Средне- и долго-срочный  долг Кратко-срочный

долг

Отношение задолжности  к экспорту, % Отношение задолжности  к ВВП, % Коэффициент фактического обслуживания долга 
1985 28,8 21,4 6,9 102,9 3,0      20
33,5                              
1986 30,7 23,3 7,4 114,6 2,8      29
38,5                                   
1987 38,3 29,7 8,6 122,4 3,0      28
41,5                                   
1988 42,2 31,0 11,2 126,3 3,0      25
45,4                              
1989 53,8 35,6 18,2 152,8 3,7      25
54,8                                   
1990 59,4 47,6 11,8 176,8 3,2      56
70,3                                   
1991 67,2 54,4 12,8 178,2 2,2      44
96,6                                   
19924 105,8               197,4 97,0      4
100,4                                   
1993 112,7               189,1 61,3      5
103,9                                   
1994 119,9               176,6 43,0      7
108,6                                   
1995 120,4               148,3 33,7      9
103,0                                   
1996 125,0               141,1 28,9      8
100,8                                   
1997 123,5               139,9 29,2      8
91,4                                   
1998 156,6               211,9 120,5      13
102,7                                   
1999 167,0               212,0 95,8      13
103,5                                   
2000 148,7               148,2 62,3      10
73,1                                   
2001 138,0               152,0 55,1      15
60,7                                   
2002 130,0               140,7 45, 3      15
2003 122,1               134,3 40,5      20
2004 114,3               127,8 34,1      16

Информация о работе Обслуживание и урегулирование внешнего долга России