Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета
субъекта РФ 6
1.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона 6
1.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 10
1.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ 16
2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 22
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета РТ 22
2.2 Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ 32
2.3 Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ 36
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 48
Приложения 52

Работа состоит из  1 файл

Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

      стр 

 

       Введение 

      Основу  финансовой деятельности государства  составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Переход к рыночным методам управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в том числе бюджетной системы России.

      Причины постоянного внимания исследователей к проблемам разработки бюджетов различного уровня общеизвестны и объяснимы. Бюджет является основой государственных, региональных и местных финансов, формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного значения и местного самоуправления. Вопросы, связанные с разработкой проекта бюджета и процедурой его утверждения на всех уровнях бюджетной системы традиционно являются дискуссионными. Подготовка проекта бюджета становится поводом для столкновения интересов представителей органов исполнительной и законодательной власти. В этом нет ничего удивительного – идет активное распределение бюджетных средств в условиях отсутствия норм расходования финансовых ресурсов и культуры лоббирования.

      Бюджет, по-прежнему, рассматривается многими как источник гарантированного финансирования. Формирование бюджетной политики Российской Федерации на очередной финансовый год осуществляется в настоящее время в крайне неблагоприятных условиях мирового финансового кризиса. Правительством Российской Федерации проделана большая работа по разработке и реализации мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, поддержку реального сектора экономики и решение острых социальных проблем, что позволило сдерживать развитие и  углубление финансового кризиса в России. Реализация этих мер потребовала использования значительных бюджетных средств, а также золотовалютных резервов страны. Для определения дальнейших действий по преодолению последствий мирового финансового кризиса особенно необходимым становится проведение оценки эффективности антикризисных мер и их влияния на устойчивость бюджетной системы и на уровень инфляции в стране.

      Актуальность  темы исследования основывается на сложившейся  в последнее десятилетие социально-экономической ситуации в России и ее регионах, обусловливающей необходимость использования бюджета как одного из основных финансовых источников развития территории. Проведение реформ в начале 90-х годов, привело к сокращению денежной массы в сфере обращения, росту инфляции, снижению курса рубля, стремительному уменьшению финансово-кредитных ресурсов в реальном секторе экономики. В результате многие отрасли экономики и социальной сферы, остались без необходимой финансовой базы.

      В доходной части бюджетов во многом превалируют налоговые поступления, низка доля неналоговых доходов, которые можно повысить за счет поступлений от эффективного управления собственностью и усиления предпринимательской активности. Не всегда рационально используются бюджетные средства и осуществляется контроль за их сохранностью, в результате чего не решаются вопросы развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.

      Цель  курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.

      Реализация  поставленной цели достигается решением следующих взаимосвязанных задач:

      - рассмотреть теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ: сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона, состав и структура доходов и расходов регионального бюджета, методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ;

      - провести анализ финансового  состояния бюджета РТ: оценку  доходов и расходов бюджета  РТ, его сбалансированность и  результаты финансового состояния бюджета РТ;

      - представить пути улучшения финансового состояния бюджета РТ.

      Объектом  исследования является бюджет Республики Татарстан и его воздействие на социально-экономическое развитие региона.

      Предметом исследования выступают бюджетные  отношения субъекта федерации в структуре отношений бюджетного федерализма.

      Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов по проблемам экономического развития, устойчивости, бюджетного федерализма и межбюджетного регулирования.

      В ходе работы использовался системный подход при рассмотрении объекта исследования. Для более полного достижения поставленной цели в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования, методы статистического, логического и сравнительно-экономического анализа.

      Теоретической и методологической базой послужили законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, Республики Татарстан, статистические данные Госкомстата России, Республики Татарстан, программы и концепции развития предпринимательства, межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, социально-экономического развития России и территорий, материалы российских и международных конференций, семинаров, разработки, методики и отчеты министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Татарстан и других субъектов Федерации.

 

       1. Теоретические  основы оценки  финансового состояния  бюджета

      субъекта РФ 

      1.1 Сущность бюджета  субъекта РФ и  его роль в развитии региона 

      Одним из элементов статуса субъектов  РФ является финансовая самостоятельность. Причем именно собственная финансовая база, достаточная для реализации всех предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами полномочий, а не декларативное закрепление этих прав и полномочий, и является реальным гарантом самостоятельности субъектов РФ.

      Основу  финансовой базы субъектов РФ составляет бюджет, который формируют и используют субъекты РФ посредством реализации своих бюджетных прав.

      Региональный  бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ (14, С.147).

      Объем ресурсов, концентрируемый в региональных бюджетах, задает объективные границы возможности региона осуществлять свободное волеизъявление в решении всех вопросов внутренней жизни и управлении собственным хозяйством. В условиях, когда формирование региональных бюджетов сосредоточено на проблемах текущего финансирования и не предусматривает прямых инвестиционных вложений в перспективные отрасли региона, нельзя признавать эффективным бюджетное воздействие на развитие территории.

      Компромисс  интересов Федерального центра и регионов достигается при условии обеспечения самостоятельной финансовой базы регионов, при недостаточности которой применяются различные формы межбюджетных отношений, оказывающих непосредственное влияние на финансовую устойчивость бюджетов субъектов РФ.

      Оптимальное распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы выражается в сокращение доли регулирующих налогов и безвозмездной помощи, увеличении собственных доходов, и, следовательно, сокращении финансовой зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих. В этой связи межбюджетные отношения следует определить как отношения распределения расходных полномочий и доходных источников между различными бюджетами, а также оказания различных форм финансовой помощи в целях повышения финансовой устойчивости бюджетов всех уровней.

      Современные ученые - экономисты полагают, что системная  оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как (16, С.102):

      - денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической науки);

      - фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

      - плановый документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

      Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

      В научной и учебной литературе понятие территориального бюджета является недостаточно устоявшимся. Например, М. И. Яндиев полагает, что «региональный бюджет - это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта - закона о бюджете - уполномоченной государственной структурой...». Среди зарубежных ученых преобладает взгляд на бюджет как на план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме (32, С.322).

      Однако  в соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

      Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

      Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

      Можно выделить общие черты для бюджетов независимо от уровневого положения  и особенные (исключительные) черты  бюджетов субъектов РФ, позволяющие выделить их из системы финансовых категорий.

      Общий финансовый статус категории «бюджет» состоит в следующем (23, С.16):

      - представляет собой форму перераспределительных  отношений, связанную с обособлением части национального дохода в собственность всего государства (или субъекта РФ) и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

      - осуществляет перераспределение  национального дохода и части  национального богатства, как между территориальными образованиями, так и между отраслями хозяйствования;

      - является средством выражения  целостной системы императивных  денежных отношений;

      - сфера бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов.

      К особым (исключительным) чертам регионального  бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

      - имеет возможность рассчитывать  на финансовую помощь из федерального бюджета;

      - является средством регулирования  местных бюджетов.

      Материальный аспект территориального бюджета наименее дискуссионен в научной литературе. Бюджет, как и любая другая финансовая категория, имеет соответствующее материально - вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде соответствующего территориального уровня. В результате этого реальные бюджетные отношения получают своё выражение в потоках мобилизуемых и используемых денежных средств конкретного региона.

      Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств соответствующего территориального уровня, происходит посредством экономической формы - доходов и расходов бюджета. Это - специфические формы функционирования самого регионального бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения; они - категории отдельного (обособленного) по отношению к более общей категории - бюджету. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфические назначения: доходы обеспечивают региональные органы власти необходимыми денежными средствами, расходы распределяют финансовые ресурсы в соответствии с региональными потребностями.

Информация о работе Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ