Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета
субъекта РФ 6
1.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона 6
1.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 10
1.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ 16
2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 22
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета РТ 22
2.2 Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ 32
2.3 Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ 36
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 48
Приложения 52

Работа состоит из  1 файл

Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать документ)

      На сегодняшний день не сформированы как подходы к экономическому содержанию понятия «финансовый потенциал региона», так и система оценочных показателей эффективности финансового управления региона имеет неполноценный характер.

      Поэтому механизм регионального финансового  сравнения и ресурсополучения базируется только на показателях, направленных на оценку сбалансированности расходных статей бюджета и полученных налоговых платежей. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного подхода к оценке финансовых возможностей региона, учитывающей все ее элементы. 

 

       2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 

      2.1 Оценка доходов  и расходов бюджета  РТ 

      Республика  Татарстан является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Обеспечение устойчивого роста невозможно без продуманного плана развития во всех отраслях, и в первую очередь, в области управления общественными финансами.

      Совершенствование управления системой общественных финансов Республики осуществляется постоянно в процессе ее развития. Многие новые инструменты государственного и финансового управления, внедряемые на федеральном уровне, получили свое применение и в республике.

      В настоящее время система управления финансами должна развиваться, с одной стороны, в соответствии с приоритетами, установленными Программой социально-экономического развития Республики Татарстан. С другой стороны, более высокого качества организации системы требуют также новации, введенные в 2007 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Поэтому в ноябре 2007 года принята Программа реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007-2009 годы.

      Планы преобразований, утвержденные на среднесрочную  перспективу, позволяют увязать  новшества в системе планирования, исполнения и контроля исполнения бюджета с инструментами программно-целевого бюджетирования и новыми организационно-правовыми механизмами оказания государственных услуг.

      Важным  шагом в области реформы является также повышение степени открытости финансовой системы с целью получения  оценок проводимой органами власти Республики Татарстан бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения республики.

      Доходы  бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год формируются исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетной и налоговой политики, отчетных данных Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан по налоговой базе и оценки поступлений доходов в бюджет Республики Татарстан в предшествующие годы.

      При формировании бюджета РТ учитываются изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, Бюджетные кодексы РФ и РТ и законодательство по налогам и сборам. В таблице 2.1.1 приводится анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг. по соответствующим Законам о «Республиканском бюджете» (37).

      Таблица 2.1.1

      Сведения  об исполнении консолидированного бюджета  РТ по доходам и расходам за 2007-2009 г.

Показатели 2007 год 2008 год 2009 г. (11 месяцев)
план Факт план Факт план Факт
Доходы, млрд.руб. 103,7 106,1 132,4 127,2 112,3 108,5
Исполнение  бюджета РТ 85,8 87,3 113,3 114,8 92,3 89,6
Расходы, млрд.руб. 111,7 108,5 148,9 131,4 137,5 108,9
Исполнение  бюджета РТ 91,2 89,1 123,3 119,4 94,3 90,5
дефицит «-»,

профицит «+»

-5,4 -2,4 -10,0 -4,2 -2,0 -0,4

      Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики и отчетным данным Министерства финансов Республики Татарстан 

      Данная  таблица позволяет сделать вывод  о том, какие параметры бюджетов планировались бюджетом РТ изначально, а также о том, как складывается реальная ситуация. Первоначально принимались довольно оптимистичные планы, даже несмотря на то, что уже в октябре-ноябре 2008 года, когда еще мало кто представлял последствия кризиса, говорили регионам о необходимости сокращения объемов бюджетов по доходам и расходам. Тем не менее, тогда большинство субъектов приняло бюджеты с доходами, запланированными на уровне несколько более высоком, чем в 2008 году, но, после того как бюджеты уточнены, план по доходам сокращен до уровня 88 % к 2008 году.

      Согласно  Отчету об исполнении консолидированного бюджета за 2007 год, представленному одновременно с законопроектом, доходы исполнены в сумме 106,1млрд.руб. (включая безвозмездные поступления) или 102,1% от плановых назначений. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 108,5 млрд.руб. или 97,7% от плановых назначений.

      За 2008 год доходы исполнены в сумме 127,2 млрд.руб. (включая безвозмездные поступления) или 102,1% от плановых назначений. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 131,4 млрд.руб. или 97,7% от плановых назначений. За 11 месяцев 2009 года, доходы исполнены в сумме 108,5 млрд.руб. или 96,6% от плановых назначений. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 108,9 млрд.руб. или 79,2% от плановых назначений.

      Дефицит консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2007 год составил 2,4 млрд. руб., в 2008 г. – 4,2 млрд.руб., за 11 месяцев 2009 г. – 0,4 млрд.руб. (37)

      Таблица 2.1.2

      Сведения  об исполнении бюджета РТ по доходам  за 2007-2009 г.

Показатели 2007 год 2008 год 2009 г. (11 месяцев)
Факт Структура, % Факт Структура, % Факт Структура, %
Доходы, всего, млрд.руб. 87,3 100 114,8 100 89,6 100
Налоговые доходы, млрд.руб. в том числе 63,85 73,08 80,7 70,30 53,8 60,04
Налог на прибыль, млрд.руб. 29,9 34,25 39,6 34,49 33,9 37,83
Налог на доходы физических лиц, млрд.руб. 15,5 17,75 19,6 17,07 8,4 9,38
Налог на имущество организаций, млрд.руб. 6,2 7,10 7,4 6,45 8,1 9,04
Налог на добычу полезных ископаемых, млрд.руб. 4 4,58 5,1 4,44 2,5 2,79
Транспортный  налог, млрд.руб. 1,1 1,26 1,4 1,22 0,9 1,00
Неналоговые доходы, тыс.руб. 23,5 26,92 34,1 29,70 35,8 39,96
в том числе безвозмездные поступления, млрд.руб. 14,4 16,49 34,1 29,70 35,8 39,96

      Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики и отчетным данным Министерства финансов Республики Татарстан 

      Налоговые доходы по результатам проверки бюджетной  отчетности главных администраторов доходов составили 63 851,3 млн.руб., что достоверно отражено в Отчете об исполнении бюджета за 2007 год.

      В 2007 г. структуре налоговых доходов наибольший объем занимают:

      - налог на прибыль организаций – 29 873 млн.руб. или 34,25%. Основной объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили организации отраслей нефтегазового комплекса (44,4% от объема поступившего налога);

      - налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) – 15 544,5 млн.руб. или 17,75%. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан за 2007 год характеризуется высокой долей (97,1%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.

      Поступления НДФЛ от доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, составили 347,6 млн.руб. или 2,2% в структуре поступлений НДФЛ.

      - налог на имущество организаций – 6 194,1 млн.руб. или 7,1%.

      Исполнение  бюджета республики по доходам за 2008 год составило 114 805,9 млн. рублей или 101,3 % от утвержденного планового  назначения. Сумма перевыполнения составила 1 434,7 млн. рублей.

      Фактические налоговые доходы бюджета составили 80797,6 млн.руб. (101,7 % от утвержденного планового назначения). Сумма перевыполнения составила 1 325,5 млн. руб. за счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и акцизов.

      В частности, поступление налога на доходы физических лиц в бюджет Республики Татарстан составило 19 631,7 млн.руб. или 103,7 % от утвержденного планового назначения, сверх плана мобилизовано 700,2 млн.руб. Перевыполнение обусловлено досрочной выплатой заработной платы в конце года.

      Налог на прибыль организаций поступил в сумме 39 560,7 млн.руб., утвержденный план по данному источнику бюджета выполнен на 100,6%. Сверх уточненного плана поступило 244,4 млн.руб.

      Сумма поступлений налога на имущество организаций составила 7 360,8 млн.руб. или 101,2% от планового назначения. Дополнительно в бюджет Республики Татарстан мобилизовано 84,0 млн.руб. в счет авансовых платежей.

      Поступление налога на добычу полезных ископаемых в бюджет составило 5 136,8 млн.руб. или 100,9% от утвержденного планового назначения, сумма перевыполнения – 47,2 млн. руб. Поступление транспортного налога в бюджет составило 1433,1 млн.руб. или 101,1% от утвержденного планового назначения. Перевыполнение в сумме 15,6 млн.руб. обусловлено увеличением количества регистрируемых транспортных средств и мощностей их двигателей.

      По  неналоговым доходам поступления  в бюджет Республики Татарстан в 2008 году составили 9 019,9 млн.руб., при плане 8 759,2 млн. руб. или 102,9%.

      В структуре неналоговых доходов  бюджета 25,2% составили доходы от использования  и продажи государственного имущества, включая аренду и продажу земельных участков, в суммовом выражении 2 265,8 млн.руб. В общей структуре неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан указанные доходы составляют 58,8%. Кроме того, от реализации акций в составе источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан поступило 357,8 млн. руб. (100% от запланированного показателя).

      Рис. 2.1.1. Структура налоговых доходов  РТ за 2008 г.

      За 11 месяцев 2009 года в структуре налоговых  доходов наибольшую долю составляют:

      - налог на прибыль организаций – 33 886,5млн.руб. или 37,83%. Основной объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили организации отраслей нефтегазового комплекса (42,4% от объема поступившего налога);

      - налог на имущество организаций – 8 098,6 млн.руб., или – 9,01%;

      - безвозмездные поступления составили – 35 805,6 млн.руб. или 35,8% (37).

      Таблица 2.1.3

      Сведения  об исполнении бюджета РТ по расходам за 2007-2009 г.

Показатели 2007 год 2008 год 2009 г. (11 месяцев)
Факт Структура, % Факт Структура, % Факт Структура, %
Расходы, всего, млрд.руб. 89,1 100 119,3 100 90,5 100
Общегосударственные расходы 2,3 2,58 3,3 2,77 2,3 2,54
Национальная  оборона 0,017 0,02 0,006 0,01 0,012 0,01
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 3 3,37 4,4 3,69 2,8 3,09
Национальная  экономика 30,6 34,34 31,1 26,07 28,1 31,05
Жилищно-коммунальное хозяйство 3,8 4,26 4,8 4,02 1,01 1,12
Охрана  окружающей среды 0,5 0,56 0,7 0,59 0,2 0,22
Образование 5,6 6,29 6,1 5,11 4,2 4,64
Культура, кинематография, средства массовой информации 2,2 2,47 2,9 2,43 1,7 1,88
Здравоохранение и спорт 6,4 7,18 8,9 7,46 9,7 10,72
Социальная  политика 7 7,86 10,2 8,55 11,6 12,82
Межбюджетные  трансферты 29,1 32,66 30,5 25,57 28,8 31,82

Информация о работе Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ