Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.
Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета
субъекта РФ 6
1.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона 6
1.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 10
1.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ 16
2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 22
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета РТ 22
2.2 Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ 32
2.3 Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ 36
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 48
Приложения 52
На сегодняшний день не сформированы как подходы к экономическому содержанию понятия «финансовый потенциал региона», так и система оценочных показателей эффективности финансового управления региона имеет неполноценный характер.
Поэтому
механизм регионального финансового
сравнения и ресурсополучения базируется
только на показателях, направленных на
оценку сбалансированности расходных
статей бюджета и полученных налоговых
платежей. В связи с этим возникает необходимость
разработки комплексного подхода к оценке
финансовых возможностей региона, учитывающей
все ее элементы.
2. Анализ финансового
состояния бюджета РТ
2.1
Оценка доходов
и расходов бюджета
РТ
Республика Татарстан является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Обеспечение устойчивого роста невозможно без продуманного плана развития во всех отраслях, и в первую очередь, в области управления общественными финансами.
Совершенствование управления системой общественных финансов Республики осуществляется постоянно в процессе ее развития. Многие новые инструменты государственного и финансового управления, внедряемые на федеральном уровне, получили свое применение и в республике.
В
настоящее время система
Планы
преобразований, утвержденные на среднесрочную
перспективу, позволяют увязать
новшества в системе
Важным
шагом в области реформы
Доходы бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год формируются исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетной и налоговой политики, отчетных данных Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан по налоговой базе и оценки поступлений доходов в бюджет Республики Татарстан в предшествующие годы.
При формировании бюджета РТ учитываются изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, Бюджетные кодексы РФ и РТ и законодательство по налогам и сборам. В таблице 2.1.1 приводится анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг. по соответствующим Законам о «Республиканском бюджете» (37).
Таблица 2.1.1
Сведения об исполнении консолидированного бюджета РТ по доходам и расходам за 2007-2009 г.
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 г. (11 месяцев) | |||
план | Факт | план | Факт | план | Факт | |
Доходы, млрд.руб. | 103,7 | 106,1 | 132,4 | 127,2 | 112,3 | 108,5 |
Исполнение бюджета РТ | 85,8 | 87,3 | 113,3 | 114,8 | 92,3 | 89,6 |
Расходы, млрд.руб. | 111,7 | 108,5 | 148,9 | 131,4 | 137,5 | 108,9 |
Исполнение бюджета РТ | 91,2 | 89,1 | 123,3 | 119,4 | 94,3 | 90,5 |
дефицит
«-»,
профицит «+» |
-5,4 | -2,4 | -10,0 | -4,2 | -2,0 | -0,4 |
Источник:
составлено по данным Федеральной службы
государственной статистики и отчетным
данным Министерства финансов Республики
Татарстан
Данная
таблица позволяет сделать
Согласно Отчету об исполнении консолидированного бюджета за 2007 год, представленному одновременно с законопроектом, доходы исполнены в сумме 106,1млрд.руб. (включая безвозмездные поступления) или 102,1% от плановых назначений. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 108,5 млрд.руб. или 97,7% от плановых назначений.
За 2008 год доходы исполнены в сумме 127,2 млрд.руб. (включая безвозмездные поступления) или 102,1% от плановых назначений. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 131,4 млрд.руб. или 97,7% от плановых назначений. За 11 месяцев 2009 года, доходы исполнены в сумме 108,5 млрд.руб. или 96,6% от плановых назначений. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 108,9 млрд.руб. или 79,2% от плановых назначений.
Дефицит консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2007 год составил 2,4 млрд. руб., в 2008 г. – 4,2 млрд.руб., за 11 месяцев 2009 г. – 0,4 млрд.руб. (37)
Таблица 2.1.2
Сведения об исполнении бюджета РТ по доходам за 2007-2009 г.
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 г. (11 месяцев) | |||
Факт | Структура, % | Факт | Структура, % | Факт | Структура, % | |
Доходы, всего, млрд.руб. | 87,3 | 100 | 114,8 | 100 | 89,6 | 100 |
Налоговые доходы, млрд.руб. в том числе | 63,85 | 73,08 | 80,7 | 70,30 | 53,8 | 60,04 |
Налог на прибыль, млрд.руб. | 29,9 | 34,25 | 39,6 | 34,49 | 33,9 | 37,83 |
Налог на доходы физических лиц, млрд.руб. | 15,5 | 17,75 | 19,6 | 17,07 | 8,4 | 9,38 |
Налог на имущество организаций, млрд.руб. | 6,2 | 7,10 | 7,4 | 6,45 | 8,1 | 9,04 |
Налог на добычу полезных ископаемых, млрд.руб. | 4 | 4,58 | 5,1 | 4,44 | 2,5 | 2,79 |
Транспортный налог, млрд.руб. | 1,1 | 1,26 | 1,4 | 1,22 | 0,9 | 1,00 |
Неналоговые доходы, тыс.руб. | 23,5 | 26,92 | 34,1 | 29,70 | 35,8 | 39,96 |
в том числе безвозмездные поступления, млрд.руб. | 14,4 | 16,49 | 34,1 | 29,70 | 35,8 | 39,96 |
Источник:
составлено по данным Федеральной службы
государственной статистики и отчетным
данным Министерства финансов Республики
Татарстан
Налоговые доходы по результатам проверки бюджетной отчетности главных администраторов доходов составили 63 851,3 млн.руб., что достоверно отражено в Отчете об исполнении бюджета за 2007 год.
В 2007 г. структуре налоговых доходов наибольший объем занимают:
- налог на прибыль организаций – 29 873 млн.руб. или 34,25%. Основной объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили организации отраслей нефтегазового комплекса (44,4% от объема поступившего налога);
- налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) – 15 544,5 млн.руб. или 17,75%. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан за 2007 год характеризуется высокой долей (97,1%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.
Поступления НДФЛ от доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, составили 347,6 млн.руб. или 2,2% в структуре поступлений НДФЛ.
- налог на имущество организаций – 6 194,1 млн.руб. или 7,1%.
Исполнение бюджета республики по доходам за 2008 год составило 114 805,9 млн. рублей или 101,3 % от утвержденного планового назначения. Сумма перевыполнения составила 1 434,7 млн. рублей.
Фактические налоговые доходы бюджета составили 80797,6 млн.руб. (101,7 % от утвержденного планового назначения). Сумма перевыполнения составила 1 325,5 млн. руб. за счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и акцизов.
В частности, поступление налога на доходы физических лиц в бюджет Республики Татарстан составило 19 631,7 млн.руб. или 103,7 % от утвержденного планового назначения, сверх плана мобилизовано 700,2 млн.руб. Перевыполнение обусловлено досрочной выплатой заработной платы в конце года.
Налог на прибыль организаций поступил в сумме 39 560,7 млн.руб., утвержденный план по данному источнику бюджета выполнен на 100,6%. Сверх уточненного плана поступило 244,4 млн.руб.
Сумма поступлений налога на имущество организаций составила 7 360,8 млн.руб. или 101,2% от планового назначения. Дополнительно в бюджет Республики Татарстан мобилизовано 84,0 млн.руб. в счет авансовых платежей.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в бюджет составило 5 136,8 млн.руб. или 100,9% от утвержденного планового назначения, сумма перевыполнения – 47,2 млн. руб. Поступление транспортного налога в бюджет составило 1433,1 млн.руб. или 101,1% от утвержденного планового назначения. Перевыполнение в сумме 15,6 млн.руб. обусловлено увеличением количества регистрируемых транспортных средств и мощностей их двигателей.
По
неналоговым доходам
В структуре неналоговых доходов бюджета 25,2% составили доходы от использования и продажи государственного имущества, включая аренду и продажу земельных участков, в суммовом выражении 2 265,8 млн.руб. В общей структуре неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан указанные доходы составляют 58,8%. Кроме того, от реализации акций в составе источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан поступило 357,8 млн. руб. (100% от запланированного показателя).
Рис. 2.1.1. Структура налоговых доходов РТ за 2008 г.
За 11 месяцев 2009 года в структуре налоговых доходов наибольшую долю составляют:
- налог на прибыль организаций – 33 886,5млн.руб. или 37,83%. Основной объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили организации отраслей нефтегазового комплекса (42,4% от объема поступившего налога);
- налог на имущество организаций – 8 098,6 млн.руб., или – 9,01%;
- безвозмездные поступления составили – 35 805,6 млн.руб. или 35,8% (37).
Таблица 2.1.3
Сведения об исполнении бюджета РТ по расходам за 2007-2009 г.
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 г. (11 месяцев) | |||
Факт | Структура, % | Факт | Структура, % | Факт | Структура, % | |
Расходы, всего, млрд.руб. | 89,1 | 100 | 119,3 | 100 | 90,5 | 100 |
Общегосударственные расходы | 2,3 | 2,58 | 3,3 | 2,77 | 2,3 | 2,54 |
Национальная оборона | 0,017 | 0,02 | 0,006 | 0,01 | 0,012 | 0,01 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 3 | 3,37 | 4,4 | 3,69 | 2,8 | 3,09 |
Национальная экономика | 30,6 | 34,34 | 31,1 | 26,07 | 28,1 | 31,05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 3,8 | 4,26 | 4,8 | 4,02 | 1,01 | 1,12 |
Охрана окружающей среды | 0,5 | 0,56 | 0,7 | 0,59 | 0,2 | 0,22 |
Образование | 5,6 | 6,29 | 6,1 | 5,11 | 4,2 | 4,64 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 2,2 | 2,47 | 2,9 | 2,43 | 1,7 | 1,88 |
Здравоохранение и спорт | 6,4 | 7,18 | 8,9 | 7,46 | 9,7 | 10,72 |
Социальная политика | 7 | 7,86 | 10,2 | 8,55 | 11,6 | 12,82 |
Межбюджетные трансферты | 29,1 | 32,66 | 30,5 | 25,57 | 28,8 | 31,82 |
Информация о работе Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ