Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.
Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета
субъекта РФ 6
1.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона 6
1.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 10
1.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ 16
2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 22
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета РТ 22
2.2 Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ 32
2.3 Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ 36
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 48
Приложения 52
Отечественная система анализа базируется, как правило, на оценке бюджетных показателей. В своей работе мы считаем целесообразным опираться на накопленный опыт отечественных экономистов, учитывая, что большинство предложенных западными учеными методик несопоставимы по предложенным коэффициентам к российской действительности.
В российской экономической системе модели, оценивающей финансовый потенциал региона, не выработано. Как правило, экономисты сращивают в системе оценки понятия уровень «финансового потенциала» и «финансового состояния региона».
Под финансовой устойчивостью региона мы понимаем сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе.
Однако большинство исследователей при оценке финансовой устойчивости региона оценивают лишь устойчивость бюджета, как главного источника ресурсной базы региона, не рассматривая при этом иные источники средств.
Механизмы оценки финансовой устойчивости бюджетов были предложены различными учеными-экономистами, рассмотрим методику, предложенную академиком Г. Б. Поляком (24, С.228).
Он считает, что уровень устойчивости бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. При этом автором было квалифицировано 4 состояния устойчивости бюджета, исходя из уровня минимальных расходов:
-
абсолютно устойчивое
- нормальное состояние бюджета;
-
неустойчивое состояние
- кризисное состояние бюджета.
В качестве инструментария для оценки финансовой устойчивости регионального бюджета применяются показатели, представленные в таблице 1.3.1 Приложения 1 (27, С.31).
Для
определения степени
1.
Абсолютно устойчивое
Рмин
< Дс + Дп
где:
Рмин - минимальные расходы бюджета; Дс - собственные доходы бюджета; Дп - перераспределяемые доходы бюджета.
2. Нормальное состояние:
Рмин
= Дс + Дп
3. Неустойчивое состояние:
Рмин
= Дс + Дп + Дд
где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).
4.Кризисное состояние:
Рмин
> Дс + Др
Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.
1.
Абсолютно устойчивое
Дс
/ Д = 60 - 70%
Дп
/ Д = 30 - 40%
3/
Р= 10 - 15%
где
Д - общая сумма бюджетных доходов;
Р - общая сумма бюджетных
2. Нормальное состояние бюджета:
Дс
/ Д = 40 - 50%
Дп
/ Д = 50 - 60%
3
/ Р = 30 - 35%
3. Неустойчивое состояние:
Дс
/ Д = 5- 10%
Дп
/ Д = 90 - 95%
3
/ Р = 40 - 50%
В анализе федерального бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета и могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для
анализа бюджета можно
-
коэффициент соотношения
Крс
= Дп / Дс
- коэффициент автономии:
Ка
= Дс / Д
-
коэффициент внешнего
Кв.ф.
= Дп / Д
-
коэффициент обеспеченности
Ко.р
= Дс / Рмин
-
коэффициент бюджетного
Кб.п
= Д / Рмин
- коэффициент налогового покрытия:
Кн.п
= Дн / Рм
где Дн - налоговые доходы бюджета.
-
коэффициент неналогового
Кнн.п
= Днн.п / Рмин
где Дннп - неналоговые доходы бюджета.
-
коэффициент трансфертного
К
т.п = Дт.п / Рмин
где Дтп - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений).
- коэффициент дефицитности бюджета:
Кд
= БД / Р
где БД - бюджетный дефицит.
-
коэффициент бюджетной
K
бз = 3 : Р
-
коэффициент бюджетной
Кбр
= Дт : Ч
где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы;
Ч - среднегодовая численность населения региона;
-
коэффициент бюджетной
Кб.р
= Р / Ч
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния федерального бюджета, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению. Бюджетный анализ может проводиться как по результатам составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований (31, С.57):
- анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
- анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
- анализ показателей сводного финансового баланса;
- анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
-
анализ расходной части
Проведение комплексного анализа федерального бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
Таким образом, для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Для оценки финансового состояния бюджета применимы коэффициенты, предлагаемые Министерством финансов РФ в порядке оценки кредитоспособности. В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Информация о работе Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ