Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета
субъекта РФ 6
1.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона 6
1.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 10
1.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ 16
2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 22
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета РТ 22
2.2 Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ 32
2.3 Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ 36
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 48
Приложения 52

Работа состоит из  1 файл

Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать документ)

      Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики и отчетным данным Министерства финансов Республики Татарстан 

      Расходы бюджета Республики Татарстан за 2007 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджета» к законопроекту, идентичны соответствующим показателям Отчета об исполнении бюджета за 2007 год.

      Структура расходов бюджета Республики Татарстан  в 2007 году по разделам функциональной классификации расходов представлена на рис. 2.1.2.

       

      Рис. 2.1.2. Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2007 г.

     Наибольший  удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2007 год занимают расходы по разделам «Национальная экономика» – 33,3% и «Межбюджетные трансферты» – 32,7%.

     Исполнение  бюджета республики по расходам за 2008 год составило 119 372,9 млн. руб. при плановом объеме 123 381,9 млн. рублей.

     Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» за 2008 год составили 3 336,3 млн. рублей или 91,1% против годового плана. Расходы на проведение мобилизационной подготовки экономики в Республике Татарстан составили 19,0 млн.рублей при плановых назначениях в сумме 19,0 млн.рублей.

     По  разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы бюджета Республики Татарстан составили 4 378,7 млн. рублей или 99,9 % к уточненным годовым назначениям.

     Расходы бюджета на сельское хозяйство за 2008 год при плане 16 926,0 млн.рублей составили 16 842,3 млн.рублей или 99,5%. Из выделенных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено: 5 096,0 млн.руб. на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений и возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретенным средствам химизации, в т.ч. 1 479,9 млн.руб. – по федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»; 5 268,5 млн.руб. на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях; 1 820,9 млн.руб. на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям расходов на приобретение техники.

      Рис. 2.1.3. Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2008 г.

     Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Водные ресурсы» за 2008 год при плане 154,4 млн.руб. составили 146,9 млн.руб. или 95,2%. Расходы бюджета Республики Татарстан на лесное хозяйство за 2008 год при плане 409,6 млн. руб. составили 351,3 млн.руб. или 85,8%.

     В бюджете РТ на 2008 год разделу «Транспорт»  были предусмотрены средства в объеме 5 011,0 млн. руб. Кассовое исполнение по указанному разделу составило 5 010,3 млн. руб. Кассовое исполнение по расходам на дорожное хозяйство составило 15 649,7 млн. руб. или 97,6 % от предусмотренного объема, в том числе:

     - по программе дорожных работ на 2008 год – 13 733,0 млн. руб. или 87,7%;

     - по субсидиям из бюджета РФ – 1 854,0 млн.руб. или 82,7 %;

     - по содержанию ГУ «Главтатдортранс» - 62,7 млн.руб.

     На  финансирование отрасли связи и  информатики были предусмотрены  средства в сумме 2 272,6 млн. руб.

     Кассовое  исполнение в целом по данному  разделу составило 2 254,1 млн. руб. или 99,2 % от предусмотренного объема.

     По  разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы бюджета Республики Татарстан на поддержку жилищно-коммунального хозяйства составили в сумме 4 817,9 млн. руб. Кассовые расходы по разделу «Охрана окружающей среды» составили 428,2 млн.руб. или 99,6 процента к плановым назначениям.

     В 2008 году межбюджетные трансферты местным  бюджетам выделены в сумме 30 501,4 млн.руб., что составляет 102% к объему, предусмотренному Законом «О бюджете Республики Татарстан на 2008 год».

     Превышение  фактически выделенных межбюджетных трансфертов  объясняется предоставлением в конце 2008 года дополнительных средств из федерального бюджета, а также распределением по муниципальным образованиям централизованных в бюджете Республики Татарстан средств.

     За 11 месяцев 2009 г. наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан занимают расходы по разделам «Национальная экономика» - 28 094,3млн.руб. – 31,05% и «Межбюджетные трансферты» – - 28 793,7млн.руб. или 31,82%.

      Анализ  структуры расходов бюджета РТ показал высокий удельный вес в расходах статьи «межбюджетные трансферты местным бюджетам». В этой связи большое значение имеет методика расчета и предоставления средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и в частности методика определения налогового потенциала, которая должна отражать степень прилагаемых фискальных усилий на местном уровне.

      Итоги исполнения бюджета за одиннадцать месяцев 2009 года, а также ожидаемое исполнение до конца года говорят о том, что фактически поступающие доходы позволят частично покрыть дефицит бюджета, а вторая часть этого дефицита закроется бюджетными кредитами и дотацией на сбалансированность из федерального бюджета.

      В 2010 году Валовой региональный продукт  увеличится в сопоставимых ценах  на 2,4% к уровню 2009 года (ВВП России – на 1,6%). Этому будет способствовать рост промышленного производства – на 2% (в России – на 1,9%) и более динамичное, чем в Российской Федерации, развитие других секторов экономики: сельского хозяйства – на 4,7% (в России – на 2,4%), торговли – на 3% (в России – на 1,5%), строительства – на 3% и транспорта – на 2%. Расчеты основаны на сценарных условиях развития экономики России, которые предусматривают цену нефти марки «Urals» - 58 долларов за баррель. Среднегодовой курс доллара - 33,9  руб.  Инфляцию на уровне 10% (26, С.13).

      Для достижения запланированных параметров в 2010 году в сфере экономики необходимо активизация работы по привлечению инвестиций; поддержка модернизации и технического перевооружения; освоение новых рынков; повышение качества среды ведения бизнеса в Татарстане.

      В 2010 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный бюджет республики в сумме 88,3 млрд. руб., в том числе собственных доходов – 80 млрд. руб. Прогнозные объемы бюджета республики в 2010 году – 66,1 млрд. руб., в том числе: собственные доходы – 57,8 млрд. руб., федеральные средства – 8,3 млрд. руб.

      Как и в прежние годы, наиболее доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие 84 % от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2010 году прогнозируется в сумме 31,3 млрд. руб., в бюджет республики – 18,8 млрд. руб. Следующим доходным источником бюджета является налог на прибыль, поступление по которому прогнозируется в 2010 году в размере 17,6  млрд. руб.

      Как известно, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 5% которого раньше шел в казну регионов, с 2010 года будет полностью оставаться в федеральной казне. Это станет очень существенной потерей для бюджета республики. В связи с этим выпадающие доходы бюджета Республики Татарстан оцениваются в сумме 3,1 млрд. руб. При этом, в 2010 году предусматривается частичная компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в размере 60 процентов.

      Эта сумма составит 1,9 млрд. руб., и в результате некомпенсированными останутся зачисляемые в федеральный бюджет с территории Республики Татарстан в 2010 году доходы в размере 1,2 млрд. руб. В 2010 году запланирован рост ставок акцизов на алкогольную продукцию, увеличение норматива перечисления акцизов на нефтепродукты с единого счета Российской Федерации, рост ставки акцизов на пиво. 

      2.2 Анализ сбалансированности  и финансового  состояния бюджета  РТ 

     Бюджетный федерализм представлен такой организацией бюджетных отношений, с помощью которых в условиях самостоятельности каждого бюджета достигается сбалансированность субъектов межбюджетных отношений, органично сочетая фискальные интересы федерации с интересами  ее субъектов.

     Межбюджетные  отношения – отношения между  бюджетами разного уровня в ходе бюджетного процесса по поводу распределения и перераспределения средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие бюджеты, из бюджетов одного уровня в порядке бюджетного регулирования в целях создания исходных условий для сбалансированности бюджетов каждого уровня.

     В последние годы для достижения сбалансированности бюджетов субъектов РФ по доходам и расходам используются различные формы бюджетного регулирования, среди которых наиболее существенными являются трансферты.

     Оценка  сбалансированности бюджета РТ в 2007–2009 гг. представлена в таблице 2.3.1 (37).

     Таблица 2.3.1

     Оценка  сбалансированности бюджета РТ в 2007–2009 гг.

Показатели 2007 год 2008 год 2009 г. (11 месяцев)
Факт % к Факт в % к 

2007 г.

Факт в % к 

2008 г.

Доходы, млрд.руб. 87,3   114,8 131,50 89,6 78,05
Налоговые доходы, млрд.руб. 63,85   80,7 126,39 53,8 66,67
Неналоговые доходы, млрд.руб. 23,5   34,1 145,11 35,8 104,99
Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 29,1   30,5 104,81 28,8 94,43
Расходы, млрд.руб. 89,1   119,3 133,89 90,5 75,86
Дефицит, млрд.руб. -2,4   -4,2 175,00 -0,4 9,52

      Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики и отчетным данным Министерства финансов Республики Татарстан 

     Доходы  бюджета РТ к 2007 г. выросли на 31,5%, налоговые доходы выросли на 26,39%, неналоговые доходы на – 45,11%, межбюджетные трансферты выросли на 4,81%, расходы выросли на 33,89%, в результате дефицит бюджета составил – 4,2 млрд.руб. (37)

     Таблица 2.3.2

Источники покрытия дефицита бюджета РТ, млн.руб.

Источники 2007 год 2008 год 2009 год
Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов -6034,6 4567,1 20180,3
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ 6 933,2 2344,5 15075,2
Увеличение остатков средств бюджетов 0 -173643 0
Уменьшение остатков средств бюджетов -155 404,8 171806 -110412,0
Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящих в собственности 254 768,1 357,8 150,0
Уменьшение прочих источников финансирования дефицита бюджетов за счет иных финансовых активов 21 388,1 42882,3 110412,1
Иные источники внутреннего финансирования бюджетов 23 690,0 3158,9 366,7
Всего источников -6 034,6 4567,1 20022,0

      Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики и отчетным данным Министерства финансов Республики Татарстан 

Информация о работе Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ