Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в оценке финансового состояния бюджета субъекта РФ и выработке приоритетных направлений в улучшении финансового состояния бюджета Республики Татарстан, способствующего максимально эффективному его влиянию на достижение устойчивого социально-экономического развития региона.
Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета
субъекта РФ 6
1.1 Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в развитии региона 6
1.2 Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета 10
1.3 Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ 16
2. Анализ финансового состояния бюджета РТ 22
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета РТ 22
2.2 Анализ сбалансированности и финансового состояния бюджета РТ 32
2.3 Пути улучшения финансового состояния бюджета РТ 36
Выводы и предложения 45
Список использованной литературы 48
Приложения 52
Источник:
составлено по данным Федеральной службы
государственной статистики и отчетным
данным Министерства финансов Республики
Татарстан
Расходы бюджета Республики Татарстан за 2007 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджета» к законопроекту, идентичны соответствующим показателям Отчета об исполнении бюджета за 2007 год.
Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2007 году по разделам функциональной классификации расходов представлена на рис. 2.1.2.
Рис. 2.1.2. Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2007 г.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2007 год занимают расходы по разделам «Национальная экономика» – 33,3% и «Межбюджетные трансферты» – 32,7%.
Исполнение бюджета республики по расходам за 2008 год составило 119 372,9 млн. руб. при плановом объеме 123 381,9 млн. рублей.
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» за 2008 год составили 3 336,3 млн. рублей или 91,1% против годового плана. Расходы на проведение мобилизационной подготовки экономики в Республике Татарстан составили 19,0 млн.рублей при плановых назначениях в сумме 19,0 млн.рублей.
По
разделу «Национальная
Расходы бюджета на сельское хозяйство за 2008 год при плане 16 926,0 млн.рублей составили 16 842,3 млн.рублей или 99,5%. Из выделенных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено: 5 096,0 млн.руб. на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений и возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретенным средствам химизации, в т.ч. 1 479,9 млн.руб. – по федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»; 5 268,5 млн.руб. на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях; 1 820,9 млн.руб. на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям расходов на приобретение техники.
Рис. 2.1.3. Структура расходов бюджета Республики Татарстан в 2008 г.
Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Водные ресурсы» за 2008 год при плане 154,4 млн.руб. составили 146,9 млн.руб. или 95,2%. Расходы бюджета Республики Татарстан на лесное хозяйство за 2008 год при плане 409,6 млн. руб. составили 351,3 млн.руб. или 85,8%.
В бюджете РТ на 2008 год разделу «Транспорт» были предусмотрены средства в объеме 5 011,0 млн. руб. Кассовое исполнение по указанному разделу составило 5 010,3 млн. руб. Кассовое исполнение по расходам на дорожное хозяйство составило 15 649,7 млн. руб. или 97,6 % от предусмотренного объема, в том числе:
- по программе дорожных работ на 2008 год – 13 733,0 млн. руб. или 87,7%;
- по субсидиям из бюджета РФ – 1 854,0 млн.руб. или 82,7 %;
- по содержанию ГУ «Главтатдортранс» - 62,7 млн.руб.
На финансирование отрасли связи и информатики были предусмотрены средства в сумме 2 272,6 млн. руб.
Кассовое исполнение в целом по данному разделу составило 2 254,1 млн. руб. или 99,2 % от предусмотренного объема.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы бюджета Республики Татарстан на поддержку жилищно-коммунального хозяйства составили в сумме 4 817,9 млн. руб. Кассовые расходы по разделу «Охрана окружающей среды» составили 428,2 млн.руб. или 99,6 процента к плановым назначениям.
В 2008 году межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены в сумме 30 501,4 млн.руб., что составляет 102% к объему, предусмотренному Законом «О бюджете Республики Татарстан на 2008 год».
Превышение фактически выделенных межбюджетных трансфертов объясняется предоставлением в конце 2008 года дополнительных средств из федерального бюджета, а также распределением по муниципальным образованиям централизованных в бюджете Республики Татарстан средств.
За 11 месяцев 2009 г. наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан занимают расходы по разделам «Национальная экономика» - 28 094,3млн.руб. – 31,05% и «Межбюджетные трансферты» – - 28 793,7млн.руб. или 31,82%.
Анализ структуры расходов бюджета РТ показал высокий удельный вес в расходах статьи «межбюджетные трансферты местным бюджетам». В этой связи большое значение имеет методика расчета и предоставления средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и в частности методика определения налогового потенциала, которая должна отражать степень прилагаемых фискальных усилий на местном уровне.
Итоги исполнения бюджета за одиннадцать месяцев 2009 года, а также ожидаемое исполнение до конца года говорят о том, что фактически поступающие доходы позволят частично покрыть дефицит бюджета, а вторая часть этого дефицита закроется бюджетными кредитами и дотацией на сбалансированность из федерального бюджета.
В 2010 году Валовой региональный продукт увеличится в сопоставимых ценах на 2,4% к уровню 2009 года (ВВП России – на 1,6%). Этому будет способствовать рост промышленного производства – на 2% (в России – на 1,9%) и более динамичное, чем в Российской Федерации, развитие других секторов экономики: сельского хозяйства – на 4,7% (в России – на 2,4%), торговли – на 3% (в России – на 1,5%), строительства – на 3% и транспорта – на 2%. Расчеты основаны на сценарных условиях развития экономики России, которые предусматривают цену нефти марки «Urals» - 58 долларов за баррель. Среднегодовой курс доллара - 33,9 руб. Инфляцию на уровне 10% (26, С.13).
Для достижения запланированных параметров в 2010 году в сфере экономики необходимо активизация работы по привлечению инвестиций; поддержка модернизации и технического перевооружения; освоение новых рынков; повышение качества среды ведения бизнеса в Татарстане.
В 2010 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный бюджет республики в сумме 88,3 млрд. руб., в том числе собственных доходов – 80 млрд. руб. Прогнозные объемы бюджета республики в 2010 году – 66,1 млрд. руб., в том числе: собственные доходы – 57,8 млрд. руб., федеральные средства – 8,3 млрд. руб.
Как и в прежние годы, наиболее доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие 84 % от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2010 году прогнозируется в сумме 31,3 млрд. руб., в бюджет республики – 18,8 млрд. руб. Следующим доходным источником бюджета является налог на прибыль, поступление по которому прогнозируется в 2010 году в размере 17,6 млрд. руб.
Как известно, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 5% которого раньше шел в казну регионов, с 2010 года будет полностью оставаться в федеральной казне. Это станет очень существенной потерей для бюджета республики. В связи с этим выпадающие доходы бюджета Республики Татарстан оцениваются в сумме 3,1 млрд. руб. При этом, в 2010 году предусматривается частичная компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в размере 60 процентов.
Эта
сумма составит 1,9 млрд. руб., и в результате
некомпенсированными останутся зачисляемые
в федеральный бюджет с территории Республики
Татарстан в 2010 году доходы в размере 1,2
млрд. руб. В 2010 году запланирован рост
ставок акцизов на алкогольную продукцию,
увеличение норматива перечисления акцизов
на нефтепродукты с единого счета Российской
Федерации, рост ставки акцизов на пиво.
2.2
Анализ сбалансированности
и финансового
состояния бюджета
РТ
Бюджетный федерализм представлен такой организацией бюджетных отношений, с помощью которых в условиях самостоятельности каждого бюджета достигается сбалансированность субъектов межбюджетных отношений, органично сочетая фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов.
Межбюджетные отношения – отношения между бюджетами разного уровня в ходе бюджетного процесса по поводу распределения и перераспределения средств из бюджетов вышестоящих уровней в нижестоящие бюджеты, из бюджетов одного уровня в порядке бюджетного регулирования в целях создания исходных условий для сбалансированности бюджетов каждого уровня.
В последние годы для достижения сбалансированности бюджетов субъектов РФ по доходам и расходам используются различные формы бюджетного регулирования, среди которых наиболее существенными являются трансферты.
Оценка сбалансированности бюджета РТ в 2007–2009 гг. представлена в таблице 2.3.1 (37).
Таблица 2.3.1
Оценка сбалансированности бюджета РТ в 2007–2009 гг.
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 г. (11 месяцев) | |||
Факт | % к | Факт | в % к
2007 г. |
Факт | в % к
2008 г. | |
Доходы, млрд.руб. | 87,3 | 114,8 | 131,50 | 89,6 | 78,05 | |
Налоговые доходы, млрд.руб. | 63,85 | 80,7 | 126,39 | 53,8 | 66,67 | |
Неналоговые доходы, млрд.руб. | 23,5 | 34,1 | 145,11 | 35,8 | 104,99 | |
Межбюджетные трансферты, млрд.руб. | 29,1 | 30,5 | 104,81 | 28,8 | 94,43 | |
Расходы, млрд.руб. | 89,1 | 119,3 | 133,89 | 90,5 | 75,86 | |
Дефицит, млрд.руб. | -2,4 | -4,2 | 175,00 | -0,4 | 9,52 |
Источник:
составлено по данным Федеральной службы
государственной статистики и отчетным
данным Министерства финансов Республики
Татарстан
Доходы бюджета РТ к 2007 г. выросли на 31,5%, налоговые доходы выросли на 26,39%, неналоговые доходы на – 45,11%, межбюджетные трансферты выросли на 4,81%, расходы выросли на 33,89%, в результате дефицит бюджета составил – 4,2 млрд.руб. (37)
Таблица 2.3.2
Источники покрытия дефицита бюджета РТ, млн.руб.
Источники | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов | -6034,6 | 4567,1 | 20180,3 |
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ | 6 933,2 | 2344,5 | 15075,2 |
Увеличение остатков средств бюджетов | 0 | -173643 | 0 |
Уменьшение остатков средств бюджетов | -155 404,8 | 171806 | -110412,0 |
Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящих в собственности | 254 768,1 | 357,8 | 150,0 |
Уменьшение прочих источников финансирования дефицита бюджетов за счет иных финансовых активов | 21 388,1 | 42882,3 | 110412,1 |
Иные источники внутреннего финансирования бюджетов | 23 690,0 | 3158,9 | 366,7 |
Всего источников | -6 034,6 | 4567,1 | 20022,0 |
Источник:
составлено по данным Федеральной службы
государственной статистики и отчетным
данным Министерства финансов Республики
Татарстан
Информация о работе Оценка финансового состояния бюджета субъекта РФ