Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Экономика любого государства представляет собой разветвленную сеть различных хозяйствующих субъектов. Основой этих связей являются расчеты и платежи. И именно от эффективной платежной системы зависит реализация их экономических возможностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1.Основы организации безналичных расчетов………………………………4
1.2. Формы безналичных расчетов……………………………………….…….9
1.2.1. Расчеты платежными поручениями……………………………………...10
1.2.2. Расчеты по аккредитиву…………………………………………………..11
1.2.3. Расчеты чеками……………………………………………………………1
1.2.4. Расчеты по инкассо……………………………………………………….15
1.2.5. Вексельная форма расчетов………………………………………………19
1.2.6. Расчеты пластиковыми картами………………………………………....23
ГЛАВА 2. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТОВ БАНКА
2.1 Межбанковские расчеты……………………………………………………24
2.1.1. Расчеты через рассчетно-кассовые центры…………………………...26
2.1.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках..27
2.1.3. Клиринговые расчеты…………………………………………………..2
2.2. Валютные операции………………………………………………………31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТО В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯ
3.1. Пластиковые карты как одна из основ системы электронных расчетов..34
3.2. Управление банковскими счетами через интернет (Интернет-Банкинг)..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1.Основы организации безналичных расчетов………………………………4
1.2. Формы безналичных расчетов……………………………………….…….9
1.2.1. Расчеты платежными поручениями……………………………………...10
1.2.2. Расчеты
по аккредитиву…………………………………………
1.2.3. Расчеты
чеками……………………………………………………………
1.2.4. Расчеты
по инкассо……………………………………………………
1.2.5. Вексельная
форма расчетов…………………………………………
1.2.6. Расчеты
пластиковыми картами…………………………
ГЛАВА 2. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТОВ БАНКА
2.1
Межбанковские расчеты………………………
2.1.1. Расчеты
через рассчетно-кассовые
2.1.2.
Расчеты через
2.1.3. Клиринговые расчеты…………………………………………………..29
2.2.
Валютные операции…………………………………
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТО В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Пластиковые
карты как одна из основ
системы электронных расчетов..
3.2. Управление
банковскими счетами через
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Как и оговаривалось выше, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.
Однако следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.
Срочный платеж может совершаться:
- до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров или оказания услуг поставщиком (авансовый платеж);
-
немедленно после
завершения торговой
операции, например
платежным поручением
плательщика;
- через определенный
срок после завершения
торговой операции на
условиях коммерческого
кредита без оформления
долгового обязательства
или с письменным оформлением
векселя.
На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения договорного срока.
Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу.
Просроченные платежи возникают при отсутствии денежных средств у плательщика и невозможности получить банковский или коммерческий кредит при наступлении намеченного срока платежа.
Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера).
Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации о платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления соответствующих документов.
Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.
Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском и местном бюджете. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы:
- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
- копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
- копия устава (нотариально удостоверенная);
- документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;
- справка о постановке предприятия на учет в пенсионный фонд;
- регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.
В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных переводов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по текущим операциям клиента.
Клиент
соответственно обязуется:
соблюдать требования
действующих нормативных
актов, регулирующих
порядок осуществления
расчетных и кассовых
операций; хранить
все свои денежные
средства только на
счете в банке;
представлять в банк
в установленные
сроки бухгалтерскую
и статистическую
отчетность, отвечающую
требованиям "Положения
о бухгалтерском
учете и отчетности",
и другие документы,
необходимые для
организации расчетно-
Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (определенный процент от суммы выдаваемой наличности). В договоре расчетно-кассового обслуживания предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны.
1.2
ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Правовой базой, регламентирующей в настоящее время общие подходы к организации безналичных расчетов являются:
Информация о работе Организация безналичных расчетов в коммерческом банке