Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Экономика любого государства представляет собой разветвленную сеть различных хозяйствующих субъектов. Основой этих связей являются расчеты и платежи. И именно от эффективной платежной системы зависит реализация их экономических возможностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1.Основы организации безналичных расчетов………………………………4
1.2. Формы безналичных расчетов……………………………………….…….9
1.2.1. Расчеты платежными поручениями……………………………………...10
1.2.2. Расчеты по аккредитиву…………………………………………………..11
1.2.3. Расчеты чеками……………………………………………………………1
1.2.4. Расчеты по инкассо……………………………………………………….15
1.2.5. Вексельная форма расчетов………………………………………………19
1.2.6. Расчеты пластиковыми картами………………………………………....23
ГЛАВА 2. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТОВ БАНКА
2.1 Межбанковские расчеты……………………………………………………24
2.1.1. Расчеты через рассчетно-кассовые центры…………………………...26
2.1.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках..27
2.1.3. Клиринговые расчеты…………………………………………………..2
2.2. Валютные операции………………………………………………………31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТО В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯ
3.1. Пластиковые карты как одна из основ системы электронных расчетов..34
3.2. Управление банковскими счетами через интернет (Интернет-Банкинг)..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В зависимости от сферы применения клиринг может быть: локальным - между банками какого-либо региона, либо между банками определенной банковской группы, и (или) между филиалами одного банка; общегосударственным – в пределах всей страны.
В свою очередь специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Исходя из последнего критерия можно выделить совершаемые клиринги: 1) через учреждения центрального банка и крупнейшие коммерческие банки; 2) через специальные межбанковские организации – расчетные (клиринговые) палаты; 3) через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка – при расчетах между его филиалами.
Основы межбанковского клиринга заключаются в следующем.
Базу для его проведения составляют корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество банков участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.
В России приняты две базовые модели клиринга. По первой модели клиринг проводится без предварительного депонирования средств на счетах участников клирингового учреждения. По второй клиринг проводится с предварительным депонированием средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении. Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от валовой системы осуществления платежей между банками к, собственно, клирингу. Дальнейшее совершенствование состоит в создании на базе каждого клирингового центра, так называемого «банка банков».
Последний,
как свидетельствует
мировая практика, является
исторически более высокой
степенью развития по
сравнению с клиринговыми
палатами, поскольку
представляет собой
высокотехнологичную
и гибкую банковскую
структуру, которой
другие банки передают
некоторые платежные
полномочия. Совмещая
в своей операционной
среде тесно связанные
между собой информационный,
дилинговый и расчетный
сегменты, она освобождает
банки от больших финансовых
затрат на разработку
некоторых новейших
банковских технологий,
доступ к которым происходит
через «банк банков».
Черты «банка банков»
ярко проявляются уже
сейчас в деятельности
Центральной расчетной
палаты, Межбанковского
финансового дома. Учитывая
сложность, масштабность,
капиталоемкость этой
работы, ведущая роль
в совершенствовании
платежной системы России
принадлежит Банку России.
2.2 ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков связана с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории Российской Федерации, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.
К банковским операциям с иностранной валютой относятся:
- ведение валютных счетов клиентуры;
- неторговые операции;
- установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками;
- международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;
- покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
- привлечение и размещение валютных средств внутри РФ;
- кредитные операции на международных денежных рынках;
- депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках.
Контроль над соблюдением валютного законодательства при проведении валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
2) проверка выполнения резидентами обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и перед государством;
3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российских рублях.
Однако операции
с иностранной
валютой могут
осуществлять не
все коммерческие
банки, а только
те, кто получил
на это разрешение
от Центрального
банка России. Разрешение
коммерческим банкам
на кредитно-расчетное
обслуживание
Для открытия валютного счета клиент должен представить в коммерческий банк:
В
связи с обязательной
продажей части валюты
российскими юридическими
и физическими
лицами в валютный
резерв ЦБР и непосредственно
на внутреннем валютном
рынке каждому
клиенту открывается
в уполномоченном
банке два параллельно
существующих счета:
- транзитный валютный
счет;
- текущий валютный счет.
На транзитный счет зачисляются в полном объеме поступления в иностранной валюте.
На текущем валютном счете учитываются средства, оставшиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
Текущему валютному счету в банке присваивается номер. Валюта счета определяется по желанию клиента. Наименование валюты в банке кодируется в соответствии с существовавшим ранее классификатором валют.
В
аналитическом учете
коммерческого банка
по каждому клиенту,
имеющему текущий
валютный счет, ведется
лицевой счет. Учет
по счетам ведется
в двойном исчислении:
в иностранной
валюте и в рублях.
Пересчет иностранной
валюты в рубли
осуществляется по курсу
Центрального банка
России. По мере изменения
курсов иностранной
валюты в рублях производится
переоценка остатков
валюты на счетах в
банке (в рублевом
исчислении). Сумма
курсовых разниц относится
на результаты деятельности
клиентов. Извещение
о списании и зачислении
средств на счет клиента
производится посредством
дебетовых и кредитовых
авизо.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РСЧЕТО В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ
Наиболее перспективной и получающей все большее развитие становится форма электронных расчетов посредством платежных карт и электронных денег. Стратегия развития платежной системы в ближайшее время реализуется по двум направлениям:
3.1
Пластиковые карты,
как одна из
основ системы
электронных расчетов
В настоящее время пластиковые карточки – это инструмент, который сейчас являются современным, доступным для общего пользования и в последнее время все чаще и чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.
О.И. Лаврушин в своих работах рассматривает основные понятия и принципы использования пластиковых карточек как современного платежного инструмента на международном и российском рынках.
Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.
Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающих. В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой «технологической революции» в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских и других систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:
Высокие
затраты, а также
слабое развитие современных
средств связи, без которых
нельзя вести обслуживание
карточек, и некоторые
другие обстоятельства
делают крупные инвестиции
в карточный бизнес
в условиях России весьма
рискованными. Использование
новейших платежных
средств, в частности
кредитных карточек,
позволяет банкам существенным
образом снизить свои
издержки на изготовление,
обработку, учет бумажноденежной
массы, других бумажных
платежных средств,
сэкономить время и
затраты живого труда.
Огромная работа по
осуществлению электронных
расчетов выполняется
быстро, надежно, при
минимальной потребности
в обслуживании. Кроме
того, пользование кредитной
карточкой в корне меняет
психологию клиента,
прививая ему компьютерное
мышление, а именно,
умение обращаться с
техникой, рассчитывать
собственные траты на
перспективу.
3.2
Управление банковскими
счетами через Интернет (Интернет-банкинг)
Следующий этап развития банковских технологий в сфере безналичных расчетов – так называемый электронный банкинг – был пройден очень быстро. На его место пришел интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов, ведь для реализации их взаимодействия с банком требуются обычные html и wap-браузеры, которые установлены практически в каждом современном ноутбуке или мобильном телефоне.
Информация о работе Организация безналичных расчетов в коммерческом банке