Организация системы управления активами на примере ЗАО "ВТБ 24"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание

Структура и качество активов в значительной степени определяют ликвидность и платежеспособность банка, а, следовательно, его надежность. От качества банковских активов зависят достаточность капитала и уровень принимаемых кредитных рисков, а от согласованности активов и пассивов по объемам и срокам – уровень принимаемых валютного и процентного рисков.
Банковский портфель активов и пассивов – это единое целое, применяемое для достижения высокой прибыли и приемлемого уровня риска. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструмент для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, а также средств для формирования портфелей активов, способствующих реализации целей банка.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы управления активами в коммерческом банке
5
1.1. Сущность и значение активных операций.
5
1.2 Методы управления активами банка
10
Глава 2. Анализ системы управления активами коммерческого банка ЗАО «ВТБ 24»
17
2.1. Организационно экономическая характеристика ЗАО «ВТБ 24»
17
2.2 Анализ структуры и динамики активов ЗАО «ВТБ 24»
22
2.3. Предложения по совершенствованию системы управления активами ЗАО «ВТБ 24»
28
Заключение
32
Список используемых источников
34
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

4. активы со степенью  риска 100% (остатки  (или их части) на активных балансовых счетах, за исключением остатков на балансовых счетах, которые не вошли в расчет активов банка 1-3 и 5 группы.);

5. активы со степенью  риска 150% (кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов, а также просроченные требования, к центральным банкам или правительствам стран, имеющих страновую оценку 7, к организациям, которым в соответствии с законодательством соответствующим стран предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, к кредитным организациям – резидентам указанных стран). [1]

 

1.2 Методы управления  активами банка

 

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Как уже отмечалось, банки должны так размещать средства в активы, чтобы они, с одной стороны, приносили соответствующий доход, а с другой – не увеличивали бы риск банка потерять эти средства.

На основе анализа  структуры активов в разрезе  отдельных их групп и видов как на определенную дату, так и в динамике за соответствующий период времени банк может перемещать средства из одного вида активов в другой при неизменных источниках средств или при появлении новых денежных ресурсов размещать их в активы с таким расчетом, чтобы обеспечить формирование наиболее приемлемой структуры активов с точки зрения надежности размещения и исходя из уровня дохода. [14, с. 45]

В мировой банковской практике управление активами осуществляется посредством ряда методов, к которым, в частности, относятся:

  1. метод общего фонда средств
  2. метод распределения активов.
  3. метод научного управления активами

Сущность метода общего фонда средств заключается в  том, что в процессе управления активами все виды ресурсов, а это вклады и остатки средств на счетах до востребования, срочные вклады и депозиты, уставный капитал и резервы, объединяются в совокупный фонд ресурсов коммерческого банка. Далее средства этого совокупного фонда распределяются между теми видами активов, которые с позиции банка являются наиболее приемлемыми с точки зрения их прибыльности. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей. [13, с. 80]

Схематично этот метод  представлен ниже (Рис. 1).


Рис. 1. Управление активами с помощью модели общего фонда

 

При использовании этого  метода сначала определяется доля средств, которая может быть размещена в активы, представляющие резервы первой очереди, т. е. те средства, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов или удовлетворения заявок на кредиты. Это – главный источник ликвидности коммерческого банка (средства в кассе и на корреспондентских счетах в Центральном Банке и в коммерческих банках-корреспондентах).

Затем определяется доля средств, которая может быть размещена  в резервы второй очереди, включающие высоколиквидные активы, приносящие соответствующий доход. При необходимости они могут быть использованы для увеличения резервов первой очереди. К ним можно отнести краткосрочные государственные ценные бумаги, межбанковские кредиты, выданные на незначительные сроки, и в определенной степени - высоколиквидные ссуды с небольшими сроками погашения.

Величина резервов второй очереди зависит от диапазона  колебаний объемов обязательств банка и спроса на кредит – чем  они выше, тем больше по величине требуются активы.

Третий этап размещения средств по методу общего фонда - формирование портфеля кредитов. Предоставление кредитов приносит наибольший доход банку, но одновременно является и наиболее рискованным видом банковской деятельности. [2, с. 86]

И наконец, в последнюю  группу активов входят первоклассные  ценные бумаги с относительно длительными сроками погашения. Назначение инвестиций в эти ценные бумаги – приносить банку определенный постоянный доход и по мере приближения срока погашения долговых обязательств выступать в качестве дополнения резерва второй очереди.

При использовании метода распределения активов, или метода конверсии средств, учитывается зависимость ликвидных активов от источников привлеченных банком средств и устанавливается определенное соотношение между соответствующими видами активов и пассивов (подобный подход уже был отчасти рассмотрен при анализе факторов, влияющих на уровень ликвидности). При этом принимается во внимание, что средства из каждого источника с учетом их оборачиваемости требуют различного обеспечения и соответственно нормы обязательных резервов. В частности, по вкладам до востребования необходимо устанавливать более высокую норму обязательных резервов, чем по срочным вкладам. Отсюда большая доля средств, привлеченных в виде вкладов до востребования, должна помещаться в резервы первой и второй очереди, что позволит обеспечить выполнение обязательств банка перед вкладчиками. [11, с. 303]

 Схематично этот  метод представлен ниже (Рис. 2).


Рис. 2. Метод распределения  активов

 

В соответствии с этим методом определяется несколько центров ликвидности (прибыльности), которые еще иначе называют «банками внутри банка». В частности, такими центрами являются: счета до востребования, срочные обязательства банка (например, срочные вклады и депозиты), уставный капитал и резервы. Из каждого такого центра средства могут размещаться только в определенные виды активов с тем расчетом, чтобы обеспечить их соответствующие ликвидность и прибыльность. Так, поскольку обязательства до востребования требуют самого высокого уровня обеспечения, то большая их часть направляется в резервы первой очереди; другая существенная часть – в резервы второй очереди путем приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, и только относительно небольшая доля обязательств до востребования должна быть размещена в ссуды банка с крайне незначительными сроками возврата.

Требования ликвидности  для привлеченных средств, относящихся  к центру срочных обязательств, будут  ниже по сравнению с предыдущими. Поэтому основная часть этих средств  размещается в ссуды банка, в меньшей мере – в первичные и вторичные резервы, в незначительной части – в ценные бумаги.

Средства, принадлежащие  центру уставного капитала и резервов, в определенной мере вкладываются в  здания, оборудование, технику и  т. п. и частично – в низколиквидные ценные бумаги, паи.

Основным достоинством метода распределения активов по сравнению с методом общего фонда  средств считается то, что на основе расчета он позволяет более точно  установить долю высоколиквидных активов  и за счет ее уменьшения вложить  дополнительные ресурсы в высокодоходные активы, например, кредиты предприятиям и организациям. [11, с. 312]

Как уже отмечалось, общий  объем, и структура активов в  разрезе отдельных статей баланса  определяются теми источниками средств, за счет которых они сформированы, т. е. пассивами коммерческого банка. Подавляющую часть пассивов банка, доходящую до 90 % и выше, составляют привлеченные средства сторонних предприятий, организаций и граждан. Оставшаяся часть приходится на собственные средства банка, состоящие из уставного капитала, фондов специального назначения, резервов и нераспределенной прибыли.

Таким образом, управление ликвидностью банка включает в себя поиск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее длительными сроками  привлечения, и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов, позволяющего банку впредь выполнять свои обязательства перед кредиторами. Кроме того, при формировании кредитных ресурсов следует учитывать все издержки банка, связанные с привлечением средств (включая косвенные, например заработную плату работников банка), с тем расчетом, чтобы они имели минимально допустимый уровень, позволяющий банку не снижать норму прибыли при размещении этих средств в активные операции. Т. о., процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно.

Метод научного управления активами, или экономико-математический, ориентируется на максимизацию прибыли при соблюдении нормативов ликвидности и диверсификации рисков. Данный метод предполагает научный подход к решению управленческих проблем с использованием прогрессивных математических методов и ЭВМ для изучения взаимодействия элементов в сложных моделях.

Этот подход требует  определения целей, установления связей между различными элементами проблемы, идентификации переменных, находящихся под и вне контроля руководства, оценки возможного поведения неконтролируемых переменных и выявления тех внутренних и внешних ограничений, которые регламентируют действия руководства. [9, с. 52]

Метод научного управления делает попытку ответить на три вопроса: «в чем суть проблемы?», «каковы варианты ее решения?», «какой вариант наилучший?». Руководству банка следует рассматривать данный метод как путь совершенствования процесса принятия решений, который выводит управление активами и пассивами на качественно новый, более эффективный уровень.

Этот метод считается  наиболее эффективным. В основе научного управления активами и пассивами  лежат так называемые золотые  банковские правила.

Золотые банковские правила:

•         Краткосрочные пассивы размещаются в краткосрочные активы. Долгосрочные пассивы размещаются в долгосрочные активы.

•         Сумма краткосрочных и среднесрочных средств по активу не должна превышать сумму краткосрочных и среднесрочных обязательств по пассиву.

•         Сумма долгосрочных средств по активу может превышать сумму долгосрочных обязательств банка и его собственного капитала. Срок размещения не должен превышать срок привлечения.

•         Структура активов: чем ниже доля высокорисковых активов в балансе банка, тем выше его ликвидность.

•         Структура пассивов: чем ниже доля вкладов до востребования и больше доля срочных вкладов, тем выше ликвидность.

Обобщая результаты исследования проведенного в первой главе, следует отметить, что активные операции делятся на основные 4 группы: кассовые операции, ссудные операции, расчетные, инвестиционные и фондовые, но также их можно разделить по степени доходности, с точки зрения ликвидности и по степени риска. И для управления активами банка существует 3 метода: метод общего фонда средств, метод распределения активов и метод научного управления активами. [12, с. 33]

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ системы управления активами коммерческого  банка ЗАО «ВТБ 24»

 

2.1. Организационно экономическая характеристика ЗАО «ВТБ 24»

 

Официальной датой рождения ЗАО «ВТБ 24» принято считать 1 августа 2005 года, когда в группе ВТБ был создан специальный розничный Банк — ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, в обиходе сразу принявший название ВТБ РУ. Создан банк был на базе ЗАО «КБ «Гута-банк», контрольный пакет акций (85,81 %) которого был приобретён ВТБ в 2004 году.

Банк ВТБ 24 - один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. ЗАО «ВТБ 24» входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируемся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. [15]

Банк предлагает своим  клиентам следующие услуги:

Физическим лицам:

  1. Кредитование (ипотечные кредиты, автокредиты, потребительские кредиты);
  2. Счета и сбережения (вклады до восстребования, срочные вклады, аренда банковских ячеек и т.д );
  3. Банковские карты (кредитные карты, мультивалютные карты, Visa, MasterCard и Cirrus/Maestro, Diners Club );
  4. Денежные платежи и переводы (переводы без открытия счета, переводы с банковского счета, аккредитивы, а также прием платежей от физических лиц);
  5. Инвестиционные услуги (депозитарное обслуживание, фондовый рынок, валютный рынок, ПИФ, доверительное управление, векселя банка, а также общие фонды банковского управления);

 

Индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса:

  1. Кредитование (микрокредит, кредит на развитие бизнеса, инвестиционный кредит);
  2. Расчетно-кассовое обслуживание (обслуживание в рублях и иностранных валютах, кассовое обслуживание, привлечение временно свободных средств, пакетная форма расчетно-кассового обслуживания);
  3. Банковские карты (кредитные карты, корпоративные карты, таможенная карта, эквайринг, установка банкомата);
  4. Корпоративные программы (программа потребительского кредитования, зарплатные проекты);
  5. Инвестиционные услуги (депозитарное обслуживание, операции на фондовом рынке, операции на валютном рынке, ПИФ, доверительное управление, векселя банка, а также общие фонды банковского управления);
  6. Услуги финансовым организациям (выкуп кредитных портфелей, услуги на межбанковском рынке, услуги по корреспондентскому счету, банковские карты);

Информация о работе Организация системы управления активами на примере ЗАО "ВТБ 24"